В данный период времени проблема инклюзивного образования затрагивает всё большее количество детей с различными нозологическими формами речевых и психических нарушений. В следствие чего, важной задачей коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении становится процесс комплексной коррекции имеющихся нарушений, а также формирования несформированных функций у детей старшего дошкольного возраста, в целях наиболее эффективной их интеграции в образовательный процесс школьного звена.
Говоря о особенностях процесса обучения детей со стёртой формой дизартрии, в условиях логопедических групп или логопедических пунктов, стоит отметить направленность процесса коррекции на языковые стороны речи: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь. Однако, процесс овладения речью включает в себя также надсегментную структуру, к которой относится интонация.
Под интонацией, в широком смысле, понимается мелодико-интонационное оформление речевого высказывания, его посинтагменное членение и ритмизация. В соответствии со структурой дефекта стёртой формы дизартрии, нарушения интонации являются вторичными, а следовательно, затрудняющими процесс овладения коммуникацией, а также социальной интеграцией детей, имеющих данную форму патологии.
Исходя из необходимости комплексной помощи нами была предложена система оказания коррекционно-развивающих занятий по формированию интонационной стороны речи детям дошкольного возраста, имеющих стёртую форму дизартрии.
Цель: последовательное формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую форму дизартрии, что обеспечивает своевременное развитие вербальной коммуникации.
Форма занятий – групповая работа 2 раза в неделю, в течение шести месяцев. Продолжительность одного занятия от двадцати до двадцати пяти минут, в соответствии с ФГОС и САнПинами. Работа разделена на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Программа методической разработки опирается на следующие принципы:
- Принцип учета ведущего вида деятельности – учет ведущего вида деятельности. С учетом выбранной категории детей, в процессе коррекционно-развивающих занятий используются игровые упражнения. Так, игра актуализирует имеющиеся речевые навыки, давая возможность обучить новому материалу детей в наиболее доступной и интересной форме.
- Принцип индивидуального подхода – предложенные задания выстроены с учётом возможностей ребенка.
- Онтогенетический принцип – последовательное формирование навыков, в соответствии с появлением их в онтогенезе при нормативном развитии.
- Принцип последовательного усложнения – игровые упражнения, предложенные в методической разработке, предполагают последовательный переход заданий от простого к сложному.
- Принцип отбора лингвистического материала – в разработанной программе учитывается структура дефекта и наличие произносительных трудностей детей со стёртой формой дизартрии, вследствие чего выбран такой речевой материал, при произнесении которого у детей не возникают трудности.
Основные этапы работы:
На подготовительном этапе реализуется формирование навыка неречевых умений – правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, мягкой атаки голосоподачи, развитие слухового восприятия. Так, на первых этапах детям предлагаются игры на активизацию слухового внимания и восприятия, упражнения на длительную, целенаправленную воздушную струю, дыхательная практика в игровой форме. Параллельно ведется работа по обучению восприятию компонентов интонации: ритма (восприятие серии простых и акцентированных ударов), темпа (быстрый, медленный, нормальный), интенсивности (громко, нормально, тихо), высоты (высоко, низко), тембра (понимание возможности модулирования голоса в зависимости от эмоционального состояния говорящего).
На основном этапе предлагается работа по формированию всех компонентов интонации в собственной, экспрессивной речи. Внимание уделяется работа на формировании умений ребенка самостоятельно использовать и модулировать суперсегментные компоненты речи в условиях игры. Детям предлагаются задания на посинтагменное деление речевого высказывания – ритмизация речи, обучение изменению темпа собственной речи, обучение модулированию голоса по силе, по высоте, тембровых характеристик голоса. Также, предлагается ознакомление и самостоятельное воспроизведение типов интонации – повествовательный, восклицательный и вопросительный.
На основном этапе предлагаются следующие направления работы и игровые упражнения:
На заключительном этапе предлагаются задания на закрепление всех компонентов интонации на материале стихотворений, песен, а также в диалогической и монологической речи посредством коммуникативных тренингов.
Таким образом, лишь комплексная работа, направленная на закрепление базовых неречевых навыков, процесса восприятия и воспроизведения интонационных компонентов и актуализация их в самостоятельной речи позволяет полностью овладеть коммуникативной функцией речи.
Литература:
- Ларина Е. А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е. А. Ларина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология — 2011 — № 4(7) — С. 169–172.
- Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 1999.