Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коновалов, Е. А. Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края) / Е. А. Коновалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54006/ (дата обращения: 17.10.2024).



В настоящий момент государственное управление в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации осуществляется недостаточно эффективно, что угрожает в стратегической перспективе национальным интересам.

Отсутствует правовое закрепление ответственности должностных лиц государственных органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Указов Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности. В частности, законодательно установлено, что названные правовые акты являются обязательными для органов государственной власти, однако нет правового механизма их реализации и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Российское законодательство устанавливает, что должностное лицо, в том числе, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Так, согласно ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения его с гражданской службы. Это установление относится ко всем гражданским служащим, замещающим должность любой категории (от специалистов до руководителей).

Схематично представим механизм государственного управления в области обеспечения национальной безопасности (Рис. 1). Президент РФ выполняет руководящую и контролирующую роль во всех государственно-правовом механизме обеспечения национальной безопасности России, возглавляя Совет Безопасности РФ и утверждая концептуальные документы (стратегии, доктрины, концепции). Нормативные правовые акты Президента РФ (указы и распоряжения), в том числе выработанные в рамках Совета Безопасности РФ, направляются для исполнения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны их исполнять, тем самым обеспечивая национальную безопасность России. Так согласно ч. 3, 4 ст. 18 Закона 2010 и ч. 16 Положения о Совете Безопасности РФ органы государственной власти и должностные лица обязаны исполнять вступившие в силу решения Совета Безопасности РФ и нормативные правовые акты Президента РФ, касающиеся вопросов национальной безопасности России. Контроль за исполнением решений СБ РФ, утвержденных указами и распоряжениями Президента РФ возложен одновременно на Секретаря Совета Безопасности РФ (п «ж» ч. 22 указанного Положения) и на Контрольное управление Президента РФ (ч. 3 Положения о Контрольном управлении Президента РФ). Вместе с тем, установленная обязанность государственных органов исполнять нормативные акты Президента РФ, не подкрепляется ответственностью за неисполнение этих актов, а также не закрепляется порядок их исполнения. В ч. 24 Положения о Совете Безопасности РФ дано лишь указание на то, что Секретарь СБ РФ несет ответственность за исполнение решений СБ РФ, однако в чем выражается эта ответственность и где она установлена в документе не говорится.

C:\Users\Admin\Desktop\Научные работы\Дисер\Схема Системы государственной.png

Рис. 1. Государственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Исходя из этого, можно констатировать следующие недостатки государственного управления в области обеспечения национальной безопасности:

отсутствует ответственность должностных лиц государственных органов за неисполнение указов и распоряжений Президента РФ в области национальной безопасности;

отсутствует порядок исполнения указов и распоряжений Президента РФ, касающихся вопросов обеспечения национальной безопасности России. Стоит отметить, что существует Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ», где установлен порядок исполнения поручений и указаний Президента РФ, однако ч. 10 прямо устанавливает, что данные порядок не распространяется на решения Президента РФ, содержащиеся в протоколах заседания Совета Безопасности РФ;

отсутствует четкая регламентация института ответственности Секретаря Совета Безопасности РФ за исполнение решений СБ РФ. Простое указание на наличие такой ответственности без ее конкретизации не является эффективным инструментом правового регулирования вопросов государственного управления в области обеспечения национальной безопасности России;

должным образом не регламентированы контрольные полномочия Секретаря СБ РФ и Контрольного Управления Президента РФ в отношении нормативных актов Президента РФ в области национальной безопасности. Контрольная деятельность не может эффективно осуществляться без нормативного закрепления сроков, обязанных лиц и отчетности.

Указанные недостатки необходимо устранить законодательным путем, поскольку все они лежат в области правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Повышение качества государственного управления в области обеспечения национальной безопасности и эффективности обеспечения этой безопасности невозможно без понимания происходящих в современном обществе социальных процессов, будь то социально-экономических, военно-политических, культурных, научных и т.д. Крайне важно планомерно отслеживать достижение прогнозных ориентиров и показателей эффективности государственной политики в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Для этого необходимо широко использовать возможности института мониторинга.

Отсутствие института государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации – это серьезное упущение со стороны государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Применение указанного института – это основа всего государственного управления по формированию мер для предотвращения и преодоления угроз национальной безопасности Российской Федерации. Государственный мониторинг должен стать постоянным элементом анализа, кратко- и среднесрочного прогнозирования и разработки долгосрочной государственной политики по обеспечению национальной безопасности страны. Институт государственного мониторинга важнейший и обязательный элемент механизма защиты национальный интересов России, в процессе которого должны быть выявлены угрозы этим интересам, факторы и причины, их вызывающие, и подготовлены основы для выработки мер по локализации и предотвращению этих угроз.

Исходя из руководящей роли Президента России в области национальной безопасности, видится целесообразным в рамках его указа установить порядок осуществления мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации. Одновременно в ряде законодательных актов необходимо признать мониторинг важнейшим элементом государственного управления, осуществляемого как на федеральном, так и на региональном уровне и направленном на предотвращение внешних и внутренних угроз национальной безопасности; помимо этого определить федеральных орган исполнительной власти, являющийся главным в осуществлении мониторинга и определяющим методику его проведения.

Мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, значимость института мониторинга в государственном управлении в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации нельзя переоценить. Необходимость встраивания указанного института в правовую систему России определяется современными угрозами национальным интересам Российской Федерации.

Литература:

  1. О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента РФ : указ Президента РФ от 28.03.2011 г. № 352 // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 14. - Ст. 1880.
  2. Сургуладзе, В. Ш. Проблемы мониторинга и организации контроля реализации документов стратегического планирования в Российской Федерации / В. Ш. Сургуладзе // Власть. 2016. № 8. - С. 29-38.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, государственное управление, область обеспечения, национальная безопасность России, РФ, Совет Безопасности РФ, исполнительная власть, Контрольное Управление Президента РФ, ненадлежащее исполнение.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере Калининградской области)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области)

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)

Исследование факторов устойчивого развития региональной экономики (на примере Калининградской области)

Стратегическое планирование развития трансграничной инновационной системы (на примере Черноморского региона)

Нормативно-правовая база государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровне (на примере Тюменской области)

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Задать вопрос