Статья 2 Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия и культурного самовыражения 2005 г. гласит, что культурные права являются важнейшими средствами развития, поддержания мира, искоренения нищеты и укрепления социальной сплоченности, а также взаимного уважения и понимания между отдельными лицами и группами людей при всем их разнообразии [1].
Вместе с тем, несмотря на такую значимость, в международном праве отсутствует единое официальное определение культурных прав. Возможно, это связано с тем, что законотворчество в данной сфере стало развиваться только со второй половины ХХ века, а активное развитие получило только в последнее десятилетие.
Чтобы сформулировать понятие «культурные права» необходимо сперва разобраться в том, какие права можно отнести к культурным. Так, Фрибургская декларация о культурных правах 2007 г., предусматривает восемь культурных прав, касающихся самобытности и культурного наследия, свободы идентификации с одной или несколькими общинами и права менять такую идентификацию, доступа к культурной жизни и участия в ней, образования и профессиональной подготовки, информации и коммуникации, а также культурного сотрудничества [2].
Некоторыми экспертами также составлены перечни культурных прав или нормативных элементов культурных прав, указывающие, например, на то, что они охватывают недискриминацию и равенство, свободу от вмешательства в ведение культурной жизни (свободу творчества и содействия развитию культуры); свободу выбирать культуру и менять выбор культуры (культур) и культурной жизни для участия (свободу выражать свою собственную культуру); свободу распространения информации; свободу международного сотрудничества; право на участие в определении, подготовке и осуществлении культурных стратегий; и другие элементы, связанные с правом на участие в культурной жизни и являющиеся результатом взаимозависимости культурных прав.
Культурные права связаны с широким кругом таких вопросов, как самовыражение и творчество, включая различные материальные и нематериальные виды искусства; информация и коммуникация; язык, самобытность и принадлежность к различным общинам; формирование особых представлений о мере и ведение определенного образа жизни; образование и профессиональная подготовка; доступ, содействие и участие в культурной жизни; проведение культурных стратегий и доступ к материальному и нематериальному культурному наследию [3, с.212–213].
Для того, чтобы понять сущность культурных прав и выработать единое определение необходимо рассмотреть основные культурные права. В первую очередь, рассмотри право на участие в культурной жизни. Это право получило закрепление во многих международных актах, а также в национальных законодательствах. Статья 27 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества [4].
Право на участие в культурной жизни содержит три взаимосвязанных компонента: а) участие в культурной жизни; б) доступ к ней и в) вклад в культурную жизнь. Это право также предусматривает право не участвовать [3, с.214].
Та же ст. 27 Всеобщей декларации прав человека говорит о праве на пользование плодами научного прогресса и их практического применения. Согласно Декларации об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества 1975г. государства должны обеспечивать доступ к достижениям науки и техники всех слоев населения, также не должны допускать использование таких результатов в целях ограничения и нарушения прав человека. Результаты научного прогресса должны использоваться исключительно с целью удовлетворения потребностей человека и способствовать дальнейшему экономическому и социальному развитию. Несмотря на значимость, само содержание, а также порядок реализации этого права полно не раскрывается ни в одном международном акте.
Культурным правом является также право на образование, закрепленное в ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 28 и 29 Конвенции о правах ребенка. Данное право является также достаточно распространенным, встречается как во многих международных актах, так и в законодательных актах государств. Довольно широкое право, которое включает возможность каждого обучаться в образовательных учреждениях, выбирать форму обучения и т. д.
В Международном пакте о гражданских и политических правах и Декларации прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и коренных народов затрагиваются такие вопросы как самобытность, язык, системы верований, традиции и обычаи [3, с.215–216]. Данные права относятся к нематериальному культурному наследию, сохранению и развитию которого в последнее время уделяется большое внимание со стороны ЮНЕСКО. Связано это с уязвимостью таких прав и наличием большого риска их исчезновения.
Как мы видим группа культурных прав человека довольна, обширна и с каждым годом в ней становится все больше и больше новых прав. Это не случайно, поскольку именно культура формирует каждого человека, его мировоззрение и личность. Именно от того насколько развиты будут наши культурные права будет зависеть наше будущее.
Соответственно, каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, в частности на своем родном языке; каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности; каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций при условии соблюдения прав человека и основных свобод [5].
Культурные права защищают право каждого человека, взятого отдельно и в сообществе с другими людьми, а также групп людей развивать и выражать свои человеческие качества, свое видение мира и смысл, который они придают своему существованию и своему развитию, посредством, в частности, ценностей, воззрений, убеждений, языков, знания и искусств, институтов и образов жизни. Их также можно рассматривать как защищающие доступ к культурному наследию и ресурсам, которые позволяют осуществлять такие процессы идентификации и развития [6, с.278].
Ознакомившись с правами, которые являются культурными, а также проанализировав содержание основных из них, можно попытаться сформулировать непосредственно само определение «культурные права». Так, М. А. Краснов и В. А. Кряжков подчеркивают, что культурные права — это гарантированная государством возможность каждого свободно использовать весь комплекс культурных благ, т. е. условий и услуг, предоставляемых организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения своих культурных и творческих потребностей; приобщаться к культурным ценностям, в т. ч. находящимся в государственных библиотечных, музейных, архивных фондах, иных собраниях во всех областях культурной деятельности [7, с.146].
По мнению ряда авторов, культурные права — широкое понятие, которое включает в себя следующие элементы: право на образование, свобода преподавания, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям, право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Культурные права человека — это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией и законом, которые предоставляют возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. К прaвaм человекa в cфере культуры oтнoсятся правo нa oбразoвание, cвoбода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям [8]. Таким образом, любой современный человек в полной мере использует свои культурные права в течение всей своей жизни.
На наш взгляд, под культурными правами следует понимать совокупность гарантированных государством прав и свобод, определяющих возможности человека в духовно-культурной сфере.
Необходимо подчеркнуть, что культурные права настолько тесно связаны с другими правами человека, что иногда трудно провести черту между культурными и другими правами. Большинство ученых считают, что культурные права должны рассматриваться в рамках личных либо социально — экономических прав человека и гражданина [3, c.214].
Для того, чтобы отделить культурные права от других прав, необходимо определить признаки культурных прав.
Некоторые ученые выделяют следующие признаки культурных прав: во-первых культурные права это основные права; во-вторых, они отражают духовно-культурные и правовые закономерности развития государства и гражданского общества; в третьих, культурные права определяют мировоззренческое содержание и уровень гуманизма российского законодательства; в четвертых, данные права обеспечивают духовное развитие человека, стимулируют индивида стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. Кроме того, такие права подлежат повышенной защите, поскольку речь идет о сохранении культурного наследи, культурной самобытности, о культурном развитии страны в целом [7, c.142].
Отличительной чертой культурных прав также является и то, что они имеют свою специфическую сферу действия. Они охватывают именно духовно-культурную сферу жизнедеятельности человека. Кроме того, культурные права обеспечивают всестороннее духовно-культурное развитие человека, предоставляют каждому стать частью культурной жизни, закрепляют право на доступ к культурным ценностям.
Таким образом, на основе анализа различных видов культурных прав, раскрытия их признаков и изучения различных понятий «культурных прав», мы попытались сформулировать свое определение данной категории прав. На наш взгляд, под культурными правами следует понимать совокупность гарантированных государством прав и свобод, определяющих возможности человека в духовно-культурной сфере. Зачастую данную категорию прав рассматривают в одной группе с социально-экономическими правами, однако с этим можно поспорить. Данные права обладают своими обозначенными выше признаками, которые позволяют отличить их от других прав и выделить в самостоятельную группу. Культурные права относятся к основным правам и свободам, обладают высшей юридической силой, в связи с этим они должны получать должное правовое регулирование и защищаться государствами.
Литература:
- Конвенция об охране и поощрении разнообразия и культурного самовыражения 2005 г. // Конвенции и соглашения. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения: 15.11.2018)
- Фрибургская декларация о культурных правах 2007г. // Университет Фрибурга. URL: http://www.unifr.ch/iiedh/ /assets/files/declarations/eng-declaration.pdf (дата обращения: 29.10.2018).
- Кукин Е. А.. Культурные права как неотъемлемая часть системы прав человека // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. — 2011. — № 4. — С. 210–218.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета. — 1995. — № 67
- Всеобщая Декларация о культурном разнообразии (Принята 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, 2 ноября 2001 г.) URL: http://www.ifapcom.ru/files/Documents/declar_cult_diversity.pdf (дата обращения:07.11.2018г.)
- Волкова Н. В. Культурные права как отдельная категория системы прав человека: международно-правовые аспекты // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-prava-kak-otdelnaya-kategoriya-sistemy-prav-cheloveka-mezhdunarodno-pravovye-aspekty (дата обращения: 15.11.2018).
- Ивакина Дарья Сергеевна Понятие и признаки основных культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник СГЮА. 2014. № 1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-osnovnyh-kulturnyh-prav-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.11.2018).
- Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. 2004. URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7132 (дата обращения: 15.11.2018).