Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каданцева, О. В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. В. Каданцева, И. И. Маврина, К. Н. Быханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54016/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблемой исследования является раскрытие основ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Предполагается, что формирование основ экологической культуры у дошкольников можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных областей. Экологическая направленность определяется развитием экологического сознания. Разработана модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Описаны уровни модели и условия ее реализации. Автор обращает внимание, что федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания экологического образования дошкольников.

Ключевые слова: экологическая культура, дошкольники.

Актуальность исследования обусловлена вниманием многих ученых и исследователей к культуре взаимодействия между человеком и природой. В процессе интенсивной, иногда агрессивной разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни людей, усиливается негативное воздействие на природу и окружающий мир.

Доказано (В. М. Ворошилова, С. Д. Дерябо, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, и др.)

экологическое воспитание, экологическая культура должны быть базовой потребностью и состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, которые могут реализовываться последовательно и целенаправленно [5]. [5]. [2]. [4].

Предметом научного исследования является выявление возможностей формирования основ экологической культуры у дошкольников в качестве системы проблемных вопросов, аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной научной литературе. Изучению развития экологической культуры в образовании посвятили свои научные изыскания такие ученые педагоги, философы, психологи как В. И. Вернадский, H. H. Моисеев, Н. М. Мамедов, и др.

Ученые H. A. Бердяев, Я. А. Каменский, Д. С. Лихачев, Л. А. Рапацкая, Э. И. Сокольникова и др. подчеркивали необходимость жить в гармонии с природой на основе культурных и духовных ценностей. Вопросам экологического образования посвящены гуманистические тенденции, отраженные в работах Б. С. Братусь, Л. С. Выготского, В. И. Данильчук, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна. Влияние экологической культуры на социализацию ребенка рассматривали О. С. Анисимов, Л. В. Байбородова, И. С. Зинченко, И. С. Кон, A. B. Мудрик и др. Очень ценными являются педагогические идеи дошкольного экологического образования авторов Л. И. Греховой, Н. Н. Кондратьевой, H. A. Рыжова, С. Н. Николаева.

Стратегическая цель всех научных исследований — формирование убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

В связи, с чем была поставлена цель исследования — система формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
  2. Реализовать модель в логопедической подготовительной группе дошкольной образовательной организации.
  3. Провести сопоставительный анализ сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста у экспериментальной и контрольной групп.

Объект исследования — дошкольники подготовительной логопедической группы.

Предмет исследования — экологическая культура.

Методическую и теоретическую основу исследования составили: гуманистически ориентированные философские, психологические и педагогические идеи развития личности, общества и природы, личности и ее деятельности, социальная обусловленность развития экологической культуры дошкольников.

Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования:

1) Теоретические: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2) Методические: моделирование системы формирования экологической культуры у дошкольников.

3) Экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперименты.

4) Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.

В исследовании участвовали дошкольники подготовительной логопедической группы и дошкольники средней группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.

Результаты и их обсуждение

Модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста — это сложившийся внешний образ экологического воспитания, который включает: выявление уровня компетенции дошкольников в области окружающего мира, познавательной активности и уровня экологической культуры; методы исследования; методы и формы формирования экологической культуры дошкольников; практическая деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников.

В совокупности модель формирует сферу формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Реализация рассчитана на 34 часа в год. Главной целью функционирования модели является подборка, обоснование и апробация содержания методического обеспечения, способствующего формированию экологической культуры у дошкольников.

В соответствии с этим выделены основные направления деятельности:

а) ознакомление с окружающим;

б) развитие познавательного интереса к миру природы;

в) направление деятельности дошкольника на осознанное сохранение природы;

г) воспитание экологического сознания и нравственного отношения к миру;

д) формирование экологических знаний.

Мероприятия, формы и методы образовательной деятельности с дошкольниками: региональный компонент (знание природы родного края); научность и доступность понятий; интеграция с другими областями образовательной деятельности; экологические минутки (на прогулке, на экскурсии, при проведении образовательных событий); экологические сказки (сочинение своих и чтение сказок известных писателей); практическая деятельность в природе; проведение природоохранных акций (совместно с родителями); эксперименты и опыты (при проведении поисковой и проектной деятельности); развивающие дидактические игры; выставки поделок из природного материала и др.

Экологическая культура дошкольников в модели опирается на личностные достижения, способности и мотивацию, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности. Через педагогическую развивающую среду в модели представлено формирование экологической культуры дошкольников как носителей определенных социально-исторических норм и ценностей (достигается за счет процессов социализации ребенка в образовательной среде).

В модели методическое сопровождение формирования экологической культуры дошкольников предполагает: создание специальных социально-психологических и психолого-педагогических условий для достижения поставленных задач; работу с семьями, которая предусматривает консультации для родителей, создание условий для совместного проведения образовательных событий, участие родителей в акциях по экологическому воспитанию.

В рамках реализации модели в образовательном процессе ДОО наряду с другими используются виды обучения, которые заимствованы из школьной практики, но с успехом могут применяться в детском саду.

Сократовский метод — это метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины.

Развивающее обучение на основе игры — его главная цель состоит в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.

Объяснительно–иллюстрационная образовательная деятельность часто используется на занятиях по ИЗО, лепке, квилинге, аппликации на экологические темы.

Проблемно-игровое обучение. В его основе лежит идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания ребенка через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречие.

Анализ результатов сформированности экологической культуры у дошкольников выявил следующие результаты.

Мероприятие

Подготовительная логопедическая группа (экспериментальная)

Подготовительная группа (контрольная)

1.

Игра «Что нельзя в лесу делать?»

Хорошо ориентируются в выборе картинок, запрещающих виды деятельности и поведения в лесу.

Хорошо ориентируются в выборе картинок, запрещающих виды деятельности и поведения в лесу, но допущены незначительные ошибки, такие как можно брать зажигалки, спички, хворост.

2.

Экспериментальный опыт «В почве есть воздух»

Участвуют более активно, выводы делают самостоятельно.

Участвуют более активно, выводы делают с воспитателем.

3.

Экспериментальный опыт «Как происходит загрязнение почвы»

Обсуждают возможные последствия загрязнения почвы, предлагают варианты сохранности планеты Земля, фантазируют, активны.

Проделывают опыт с загрязнением почвы грязной водой. Обсуждают возможные последствия загрязнения почвы. Выводы делают с воспитателем.

4.

Экспериментальный опыт «Наблюдение за природой» (в течение года)

Хорошо развиты навыки наблюдения за природой, анализа, выдвижения гипотез.

Навыки наблюдения за природой развиты.

Таким образом, содержание экспериментальной работы по реализации модели формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста подтверждает эффективность предложенных путей методического сопровождения. Разработанная модель объединяет все виды образовательной деятельности и обеспечивает достижения цели. На примере, приведенном в таблице, видна разница в формировании основ экологической культуры у дошкольников. В статье приводится часть сравнительного анализа, подтверждающая актуальность разработанной и реализуемой модели.

Литература:

  1. Михеева Н. А., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем: журнал. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. — № 1. — С. 112–114.
  2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М.:Академия, 2003. — 183 с
  3. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. — М., 2001. — 162 с
  4. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 3. — С. 15–24.
  5. http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–4-18.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, дошкольный возраст, экологическая культура дошкольников, дошкольник, модель формирования основ, подготовительная логопедическая группа, природа, ребенок, экологическое воспитание, детский сад.


Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации

В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развит...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Похожие статьи

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие личностных качеств дошкольников в условиях обеспечения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации

В статье авторы рассматривают проблемы личностного развития детей дошкольного возраста в свете реализации Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 г. Рассмотрена сущностная характеристика личности как общее понятие и обусловлены особенности развит...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Задать вопрос