Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Безручкина, Т. Ю. Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов / Т. Ю. Безручкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54069/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст, экологическое образование, дошкольник, воспитание, ребенок, игровая деятельность, эколого-оздоровительные походы.

Проблемы, связанные с экологической культурой дошкольников, постоянно находятся в центре внимания педагогов детских садов и учреждений дополнительного образования. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с введением в практику работы образовательных учреждений Федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно ФГОС дошкольного образования, идеи гуманистической направленности процесса обучения и воспитания ребенка утверждают приоритет всеобщих человеческих ценностей: свободной личности ребенка, развития его талантов и возможностей, личностного и равноправного общения с другими людьми. Одним из самых главных принципов ФГОС ДО — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии каждого человека [1;1.2.]
Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Воспитание на данном историческом этапе призвано сформировать у ребенка умение конструировать социальную реальность и главным его итогом можно считать наличие у человека социальной мобильности.

Вопросами воспитания экологической культуры дошкольников занимались Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова, И. Т. Суравегина, И. Д. Зверев, А. П. Печко, М. Д. Маханева, А. А. Плешаков, В. И. Сивоглазов. Теоретиками данного направления были С. Н. Глазачев, Л. П. Симонова-Салеева, А. В. Гирусов, В. А. Зебзеева и др. Буковская Г. В. утверждает, что для восптанников детских садов наиболее значимыми видами деятельности признаётся игровая деятельность [2]. По мнению И. В. Шаповаленко [10], ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность дошкольника в целом. В этом возрасте развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Преобладающими мотивами игры и обучения являются широкие социальные мотивы, которые можно использовать для воспитания экологической культуры личности.

Гордеев Т. Н. утверждает [4], что ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Поэтому становится ясным, насколько актуальным является вопрос о формировании экологической культуры [9].

Воспитание экологической культуры личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. ФГОС ДО говорит о том, что дошкольное детство – период активного овладения механизмами экологической культуры, усвоения норм экологического поведения. Экологическая культура неразрывно связана с социализацией дошкольника. Успешная социализация детей дошкольного возраста предполагает эффективную адаптацию ребёнка к обществу, с одной стороны, и его саморазвития, активное взаимодействие с обществом и способность противостоять ему в определённой мере, с другой стороны. Ребёнок, с одной стороны, входя в социальную среду, в систему социальных связей, усваивает социальный опыт, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счёт активного вхождения в среду.

Как специально организованная учебная деятельность, слово «занятие» в тексте ФГОС не употребляется, но процесс обучения остается. Стандартом предполагается проведение обучения в группах дошкольного возраста через организацию различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Во время образовательного процесса происходит их чередование: дети могут обучаться, сидя на стульях, ковре, стоя, по группам, по подгруппам, в парах.

Социализация детей дошкольного возраста в условиях детского сада рассматривается на основе системного подхода и понимается нами как процесс овладения социокультурными ценностями в условиях детского сада посредством формирования ценностных ориентаций, развития познавательной активности, организации социальной коммуникации и формирование на их основе нравственных качеств личности дошкольника. Социализация личности обеспечивается углублением интересов, пониманием красоты окружающего мира и человеческих отношений, приобретением умений в общении и различных видах деятельности. Понятие «дошкольное воспитание» определяется нами как процесс и результат педагогического взаимодействия воспитанника, его семьи и воспитателя в процессе игровой, трудовой и других видов деятельности и организацией общения ребенка со сверстниками с целью социализации его личности в дошкольном учреждении.

Исследования современных учёных в области здоровьесберегающих технологий позволяют отметить, что особенно глубокий и значительный оздоровительный эффект достигается в результате использования естественных сил природы в сочетании с двигательными упражнениями. В связи с этим педагогический коллектив нашего детского сада считает, что использование эколого – оздоровительных походов, прогулок, экскурсий служит эффективным средством воспитания здорового и закаленного человека, а так же для расширения его кругозора, познания законов и красоты окружающего природного мира. Внимательно изучив и проанализировав изменения в законодательстве, запрос современного общества, а также окружающий социум, мы определили концепцию дальнейшего развития своего учреждения. Основной целью данной концепции стало всестороннее развитие и социализация личности ребенка средствами эколого – оздоровительных походов. Данная концепция включала в себя стратегию управления модернизацией здоровьесберегающей деятельности.

В концепции дошкольного экологического образования [6] указывается: «Цель экологического образования — становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, — направлены на формирование и развитие экологического сознания личности».

Особенности воспитания детей (непрерывность воспитательного воздействия; доверительность, теплота, неформальность отношений; индивидуальный подход с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка), а также особенности социализации детей дошкольного возраста, связанные с психофизиологическими и возрастными чертами дошкольного детства (воспитание как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, способствующее социализации, играет решающую роль на данном возрастном этапе; ведущий вид деятельности – игра, является формой приобщения к социальным отношениям; роль семьи в социализации личности дошкольника становится определяющей) определяют специфику социализации ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада. Фактором социализации становятся сверстники и сотрудники детского сада, поскольку большую часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении, а не в семье. Успешная реализация процесса социализации детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация социального опыта средствами общения ребенка со сверстниками, детским коллективом; нравственное воспитание с опорой на социокультурные ценности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении детском саду № 66 «Лебёдушка» города Волжского педагоги ставят цель социализации дошкольника в детском коллективе уже в группах раннего возраста. Во время адаптации ребёнка к детскому саду начинается та самая социализация ребёнка в обществе. Уже с раннего возраста мы учим детей общаться друг с другом, общаться со взрослыми – родителями и сотрудниками детского сада. Объясняем детям, как правильно и как неправильно общаться. Для этого читаем детям художественную литературу на определённую тематику, способствующую усвоению способов правильного общения. При организации непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей стараемся использовать такие способы объединения детей: в подгруппы, в пары, в команды, в звенья. Это способствует более тесному сплочению детей, формированию у них чувства сопереживания, сочувствия, эмпатии.

Цель: Формировать осознанное бережное отношение к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательные: Расширять у детей знания о влиянии походов на здоровье человека, процессах окружающей нас природы, которые влияют на состояние здоровья. Совершенствовать у дошкольников знания, умения и навыки необходимые для осуществления замысла.

Развивающие: Развивать умение детей самостоятельно следить за своим здоровьем. Развивать умение находить причинно – следственные связи состояния экологии и собственного здоровья, задавать вопросы. Развивать инициативу детей в процессе организации похода. Развивать внимание и воображение.

Воспитывающие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься. Воспитывать культуру поведения детей в природе.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся самостоятельно выделять наиболее интересные маршруты эколого – оздоровительных походов, составлять схемы тропинки с нанесением маршрута на карте, проводить экскурсии.

Чтобы в дошкольном учреждении успешно проходило восприятие детьми социализации, необходимо современному педагогу владеть методами и приёмами социализации. То есть необходимо объединение и заинтересованность в этом вопросе всех воспитывающих взрослых. Мы практикуем в своей педагогической деятельности эколого–оздоровительные походы с детьми в парковую зону во все времена года. Благодаря систематичности этой работы, мы решаем вопросы физического воспитания и оздоровления детей, вопросы экологического воспитания и вопросы социализации. К подготовке и организации эколого – оздоровительных походов я привлекаю родителей воспитанников: предлагаю им совместно обсудить и составить план и содержание таких мероприятий, сюрпризный момент для детей, распределяем роли. Подготовка и проведение оздоровительных походов способствуют возникновению таких положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, как переживание за успехи и неудачи, как своих товарищей, так и за свои собственные. В походе дети играют в подвижные игры, соревнуются между собой в умении передать мяч или в прыжках из обруча в обруч, наблюдают за представителями флоры и фауны нашего края. В современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию; но и обладать социальными навыками: уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способными действовать в команде, заинтересовывать и мотивировать в деятельности дру­гих работников.

Для формирования положительного отношения к взаимо­действию со сверстниками мы делимся с детьми необходимым собственным практическим опытом сотрудничества, который позволяет им прочувствовать, как достичь важных для целей, учитывая интересы других детей. Цели совместной деятельности должны быть значимыми для ребенка, связанными с его потребностями, а приобретенный эмоциональный опыт должки быть обязательно положительным. Нужно ориентировать ребенка на сверстника; так чтобы он стремился что-то сделать для него и вместе с ним. Через яркие цели совместных действий, эмоциональное удовлетворение от деятельности мы способствуем появлению побудительных мотивов. Пережив радость, единство в совместных действиях, ребенок будет стремиться к общению, пробуждая и в других эти чувства. Если ребенок сделает что-то для другого человека и получит удовлетворение от собственных достижений, в нем пробуждаются эмоциональ­ная чуткость и стремление к установлению контактов.

В процессе игр с правилами педагоги пробуждают у детей чувство спло­ченности и переживание группового успеха в результате согласо­ванных действий. Через проблемные игровые ситуации побуж­даю детей проявлять уверенность в действиях, от которой зави­сит общий результат. Так подводим ребенка к осознанию себя среди других, переживанию своей индивидуальности.

Исследования и наблюдения многих лет показали, что различные виды эколого – оздоровительных походов по-разному влияют на отдельные системы организма человека. Активный отдых на природе заметно улучшает эмоциональное состояние детей. Дошкольники в меньшей степени подвержены депрессии, тревожности и напряженности. Дети становятся более собранными, уверенными в себе, доброжелательными, терпимыми к недостаткам других. Благодаря систематической и планомерной работе педагогического коллектива, эколого – оздоровительные походы способствуют социализации личности дошкольника и ведению здорового образа жизни, также являясь прекрасным средством всестороннего развития личности.

Социализация в группе детского коллектива проходит успешно, если:

- педагог поощряет общение детей друг с другом;

- помогает детям конструктивно решать возникающие между ними конфликты, предлагать друг другу альтернативы, договариваться, извиняться и прощать друг друга;

- помогает налаживать совместную деятельность, учу делать что – то по очереди или согласно правилам;

- поощряет вежливое обращение детей друг с другом и со взрослыми и пресекает деструктивное поведение по отношению к другим;

- учит детей обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать её и предлагать другим свою помощь;

- учит различным формам социально – приемлемого поведения в различных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине;

- учит в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствие друг другу и поддерживать других в их переживаниях.

Благодаря этой работе, наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества с родителями воспитанников. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. Такая форма работы завоевала успех; родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям, как участникам, предоставляется возможность показать личный пример положительного отношения к природе. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Результатами совместной работы педагогического коллектива стало то, чтодети уверенно чувствуют себя в группе сверстников, успешно реализуют свои способности в групповой деятельности, умеют договариваться, согласо­ванно действовать, достигать успешного результата в совмест­ном действии. Они не просто приспосабливаются к ситуации, пассивно реагируя навоздействия, а на основе положительного эмоцио­нального опыта, возникших потребностей начинают более или менее осознанно занимать внутреннюю позицию, что укрепля­ет их личностные силы.

Литература:

  1. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.pdf (дата обращения: 16.10.2017).
  2. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева.- Екатеринбург, 2005 – 22 с.
    Андрусякова И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 118-120. — URL https://moluch.ru/archive/187/47624/ (дата обращения: 25.10.2018).
  3. Барабаш В. Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В. Г. Барабаш // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с.8–14
  4. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96.
  5. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников; [Текст] под. ред. Г. В. Буковская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 192с.
  6. Волошина Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269–272.
  7. Глазачев С. Н. Экология и образование на пути к культуре мира [Текст] Биология в школе / С. Н. Глазачев. — М., 2010. -№ 3. — 10с.
  8. Гордеева Т. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа.- 2014.- № 2.- с.75–128
  9. Дубровина И. В. Психология: [Текст] учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, -2010. — 464 с.
  10. Зверев И. Д. Экологическое образование школьников / [Текст] под ред. И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Т. И. Суравегиной.- М.: Издательский центр «Академия».- 2010.- 160 с.
  11. Ирхин В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения / Ирхин В. Н., Кортюкова Е. А. — Б., 2006г.
  12. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. обучения / С. Н. Николаева. — 7е изд. испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
  13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горецкий, А. А. Тимофеев, Д. В. Смитрнов; под ред. В. А. Горецкого — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
  14. Третьякова Н. П. Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 221-224. — URL https://moluch.ru/archive/190/48036/ (дата обращения: 25.10.2018).
  15. Торохова Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. — 2014. — № 12.- 104–128 с.
  16. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. — М.: Гардарики, 2012. -349 с.
  17. Ятьяева Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — № 2. — С. 161-163. — URL https://moluch.ru/archive/188/47710/ (дата обращения: 25.10.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, дошкольный возраст, экологическая культура, дошкольное учреждение, детский коллектив, друг, здоровый образ жизни, педагогический коллектив, экологическая культура личности.


Похожие статьи

Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания

В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста

В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях

В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Похожие статьи

Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания

В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания.

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста

В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях

В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Задать вопрос