Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданова, С. Г. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии / С. Г. Богданова, Н. В. Тарханова, Ю. С. Филютович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 9-17. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54072/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков её продуктивного решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности. Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.

Целью исследования является изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и их психологическая коррекция средствами песочной терапии.

Объект исследованиядети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследованияпроявление страхов у детей дошкольного возраста и способы их коррекции.

Гипотеза исследования – проявление детских страхов у дошкольников связаны с высоким уровнем тревожности, неблагоприятными взаимоотношениями в семье ребенка. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста эффективна с помощью метода песочной терапии.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.
  2. Провести эмпирическое исследование на выявление страхов у детей дошкольного возраста.
  3. Исследовать влияние песочной терапии на изменение эмоционального состояния и социального поведения детей, переживающих страхи.
  4. Разработать на основе результатов эмпирического исследования коррекционно-развивающую программу психологической коррекции страхов у детей.

База исследования: данное исследование проводилось в г.Волжском Волгоградской области на базе МДОУ д/с № 88 «Радуга». Выборка исследования составила 30 детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков, в возрасте 5 – 7 лет.

Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ, сопоставление и обобщение исследований по изучаемой проблеме;

Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование: методики исследования:

- Методика «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова);

- Проективная методика изучения страхов «Мои страхи» (А.И.Захаров);

- Рисуночный тест «Рисунок семьи» (В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса);

- Цветовой тест Люшера;

- Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

  1. Методы количественного и качественного анализа данных и методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs, непараметрический критерий U Манна-Уитни

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании выбора песочной терапии как основного реабилитационного метода при коррекции детских страхов. Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи, представляющая собой систему психокоррекционного метода и приёма песочной терапии, где песочная терапия выступает основным методом психологической коррекции страхов у детей.

Одним из способов эффективной помощи ребенку дошкольного возраста в снижении уровня тревожности и страхов является песочная терапия.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка с помощью нехитрых приспособлений (множество миниатюрных фигурок, поднос с песком, небольшое количество воды).

Игра в песочнице представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность [13, с. 18].

В результате проведения коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста методом песочной терапии у ребят формируются адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи, уверенность в общении со сверстниками. Песочная терапия позволяет развивать у детей способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе. Формирование способности к произвольной регуляции эмоций является предпосылкой для преодоления тревожности и страхов.

Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности и снижение страхов у дошкольников.[6, с. 64].

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие МДОУ детский сад № 88 «Радуга» г. Волжского Волгоградской области. Выборка исследования составила 30 детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков, в возрасте 5-7 лет.

Результаты диагностики наличия и особенностей детских страхов по проективной методике «Мои страхи» А.И.Захарова и методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой представлены в таблице 1 и на рисунках 1 – 3.

Таблица 1

Количество и особенности страхов у старших дошкольников, диагностированных проективной методикой «Мои страхи» А.И.Захароваи методикой «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой*

Пол

Возраст

№ страхов

Кол-во страхов

Доминирующий страх

1

Ж

5;10

1, 4, 8, 9, 13, 16, 22, 25, 26, 27, 28

11

Чудовища

2

Ж

7;1

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29

22

Смерти родителей

3

Ж

7;2

1, 2, 3, 4, 5, 10, 16, 17,18, 22, 28

11

Смерти

4

Ж

6;4

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29

22

Укуса собаки

5

Ж

5;4

1, 4, 8, 9, 12, 13, 25, 26, 27, 28, 29

11

Вампиров

6

Ж

7;0

1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 16, 22, 27, 28

12

Смерти

7

Ж

6;11

1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29

18

Смерти

8

Ж

6;9

4, 5, 8, 17, 18, 19, 27, 28

8

Смерти

9

Ж

6;10

2, 4, 5, 9, 10, 22, 28, 29

8

Смерти

10

Ж

7;1

1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 16, 22, 23, 28, 29

12

Страшных снов

11

Ж

6;4

1, 2, 4, 9, 12, 14, 27, 28

8

Змей, мышей

12

Ж

6;6

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 22, 24, 26, 27, 28, 29

19

Страшных снов

13

Ж

6;9

1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 22, 23, 26, 27, 28, 29

17

Смерти

14

Ж

5;11

1, 2, 4, 9, 13, 27, 28

7

Смерти

15

Ж

6;2

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 22, 23, 26, 28, 29

19

Смерти

16

Ж

6;7

4, 9, 10, 11, 12, 14, 28

7

Пауков

17

Ж

7;1

1, 4, 5, 10, 14, 16, 22, 23, 28, 29

10

Насекомых

18

Ж

5;9

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 22, 28, 29

18

Смерти

19

Ж

5;11

4, 8, 9, 13, 14, 22, 28

7

Собак

20

М

6;8

1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 23, 28, 29

15

Нападения животных

21

М

6;3

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 21, 22, 28, 29

17

Приведений

22

М

6;5

4, 6, 8, 12, 14, 27, 28

7

Смерти

23

М

7;1

4, 5, 10, 12, 14, 16, 22, 23, 25, 26

10

Собак

24

М

6;8

4, 6, 9, 12, 15, 21, 23, 28

8

Страшных снов

25

М

6;7

4, 9, 12, 25, 27, 28

6

Смерти

26

М

5;11

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 19, 22, 23, 28, 29

17

Страшных снов

27

М

5;9

1, 2, 4, 6, 9, 13, 27, 28

8

Чудовища

28

М

5;10

1, 4, 6, 8, 9, 13, 14

7

Смерти

29

М

5;11

1, 4, 6, 9, 13, 14, 22

7

Укуса собаки

30

М

7;0

2, 4, 5, 6, 10, 16, 22, 23, 27

9

Животных

*Цветом выделены показатели выше возрастной нормы

Рис. 1. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням страхов по результатам методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

*Страхи: 1) когда остаешься дома один; 2) нападения, бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) страхи сказочных персонажей; 10) опоздать в детский сад; 11) перед тем, как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20)воды; 21)огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших улиц, площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови (когда идет кровь); 27) уколов; 28) боли (когда больно); 29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Рис. 2. Характер страхов у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Рис. 3. Доминирующие страхи у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам проективной методикой «Мои страхи» А.И.Захарова

Как видно из представленных данных, центральное место у детей старшего дошкольного возраста занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков (100 %) и у девочек (95,4 %). Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Возможно именно поэтому страх смерти не только самый распространенный, но и самый интенсивный (по данным проективной методики «Мои страхи» А.И.Захарова), поскольку в качестве доминирующего выявлен у 44 % выборки. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей: у мальчиков – 45,5 %; у девочек – 68,9 %. Вероятно, с этим связаны высокие показатели страха остаться дома одному, что является конкретным выражением страха одиночества, у мальчиков этот страх диагностирован в 54, 6 % случаев, а у девочек в 79,5 %; и, возможно, страх нападения, бандитов, который у девочек (63,6 %) больше в 2 раза, чем у мальчиков ( 36,4 %), а так же страх каких-то посторонних людей, который у девочек представлен слабо (10,6 %), а у мальчиков имеет очень высокий показатель (81,9 %).

Особо следует отметить, что у всех детей с общими показателями страхов выше возрастной нормы представлены страхи родителей (или одного из них) и наказания ими, можно предположить, что именно поведение родителей этих детей является источником формирования устойчивых нарушений психологического благополучия данных детей.

Достаточно высокие показатели обнаружены нами у старших дошкольников обоих полов по страху темноты, так у девочек этот страх представлен в 58,3 % случаев, а у мальчиков в 54,6 %.

В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть (31,8 %), крови (42,4 %), боли (100 %), неожиданных резких звуков (58,3 %). У мальчиков шире, чем у девочек представлен страх войны (45,5 %).

Таблица 2

Показатели личностной тревожности у старших дошкольников, диагностированных Методом цветовых выборов( М. Люшер) и Тестом тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)*

Пол

Возраст

№ тревожных ситуаций

Индекс тревожности

Интенсивность тревоги

%

уровень

баллы

уровень

1

ж

5;10

1, 2, 9, 6

28,6

средний

7

средний

2

ж

7;1

1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

85,7

высокий

12

высокий

3

ж

7;2

2, 6, 9, 11, 12

35,7

средний

6

средний

4

ж

6;4

2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14

78,6

высокий

11

высокий

5

ж

5;4

2, 3, 6, 9,

28,6

средний

7

средний

6

ж

7;0

1, 2, 3, 10, 11

35,7

средний

8

средний

7

ж

6;11

3, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14

57,2

высокий

10

высокий

8

ж

6;9

3, 10

14,3

низкий

4

низкий

9

ж

6;10

3

7

низкий

3

низкий

10

ж

7;1

2, 3, 5, 6,10, 11, 12

50

средний

8

средний

11

ж

6;4

0

низкий

2

низкий

12

ж

6;6

1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

85,7

высокий

12

высокий

13

ж

6;9

3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

64,3

высокий

10

высокий

14

ж

5;11

3, 10

14,3

низкий

4

низкий

15

ж

6;2

2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13

57,2

высокий

9

высокий

16

ж

6;7

3, 10, 11

21,4

средний

4

низкий

17

ж

7;1

3, 8, 10, 13

28,6

средний

5

средний

18

ж

5;9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

92,9

высокий

11

высокий

19

ж

5;11

3

7

низкий

1

низкий

20

м

6;8

1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

85,7

высокий

9

высокий

21

м

6;3

2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14

78,6

высокий

12

высокий

22

м

6;5

0

низкий

1

низкий

23

м

7;1

3, 8, 10, 12, 14

35,7

средний

8

средний

24

м

6;8

3, 9, 10

21,4

средний

6

средний

25

м

6;7

3

7

низкий

2

низкий

26

м

5;11

1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14

78,6

высокий

10

высокий

27

м

5;9

2, 3, 8, 12

28,6

средний

5

средний

28

м

5;10

3, 10

14,3

низкий

3

низкий

29

м

5;11

0

низкий

2

низкий

30

м

7;0

3, 5, 6, 8, 9, 10, 12

50

средний

7

средний

*Цветом выделены показатели высокого уровня тревожности

Рис. 4. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням тревожности по результатам Метода цветовых выборов(М. Люшер) и Теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

*Ситуации: 1) Игра с младшими детьми; 2) Ребенок и мать с младенцем; 3) Объект агрессии; 4) Одевание; 5) Игра со старшими детьми; 6) Укладывание спать в одиночестве; 7) Умывание; 8) Выговор; 9) Игнорирование; 10) Агрессивность; 11) Собирание игрушек; 12) Изоляция; 13) Ребенок с родителями; 14) Еда в одиночестве.

Рис. 5. Характер тревожности у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам Теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Как видно из представленных данных, низкий уровень тревожности диагностирован у 31,5 % от общего числа девочек и у 36,4 % мальчиков. Эти дети несклонны или мало подвержены действию угрожающих для их самооценки ситуаций. Для них оценка, соревнование с другими не является сильным стрессором, особенно если они хорошо готовы к выполнению задачи.

В группу детей с высоким уровнем тревожности вошли 37 % девочек и 27,2 % мальчиков. Эти дети склонны воспринимать угрозу своей самооценке, самоутверждению в достаточно широком наборе ситуаций. В этих ситуациях вероятность появления у них повышенной тревожности достаточно велика. Для высокотревожных детей излишне подчеркивать значимость предстоящей деятельности, требовать категорически высокого результата, выражать сомнение в их возможностях. Высокая тревожность у них, как правило, связана с низкой самооценкой, высокой чувствительностью и ранимостью. Кроме того, по результатам сопоставления данных по диагностике страхов и тревожности обнаружилось, что у всех высокотревожных старших дошкольников выборки уровень страхов превышает возрастную норму (rs = 0,938), что подтверждает наличие зависимости между этими параметрами.

Результаты диагностики субъективной оценки эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье ребёнка, по методике «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой представлены в таблице 4 в виде обобщенного показателя благополучия в семье и на рисунке 6.

Таблица 3

Показатели оценки детьми благополучия в семье, диагностированной методикой «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой

Пол

Возраст

Обобщенный показатель благополучия в семье

1

ж

5;10

благоприятный

2

ж

7;1

неблагоприятный

3

ж

7;2

благоприятный

4

ж

6;4

неблагоприятный

5

ж

5;4

благоприятный

6

ж

7;0

неблагоприятный

7

ж

6;11

неблагоприятный

8

ж

6;9

благоприятный

9

ж

6;10

благоприятный

10

ж

7;1

неблагоприятный

11

ж

6;4

благоприятный

12

ж

6;6

неблагоприятный

13

ж

6;9

неблагоприятный

14

ж

5;11

благоприятный

15

ж

6;2

неблагоприятный

16

ж

6;7

благоприятный

17

ж

7;1

благоприятный

18

ж

5;9

неблагоприятный

19

ж

5;11

благоприятный

20

м

6;8

неблагоприятный

21

м

6;3

неблагоприятный

22

м

6;5

благоприятный

23

м

7;1

неблагоприятный

24

м

6;8

благоприятный

25

м

6;7

благоприятный

26

м

5;11

неблагоприятный

27

м

5;9

благоприятный

28

м

5;10

благоприятный

29

м

5;11

благоприятный

30

м

7;0

благоприятный

Рис. 6. Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам восприятия семейного благополучия по методике «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой

Как видно из представленных данных, чуть меньше половины (47,7 %) девочек и более трети (36,4 %) мальчиков оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, а трудности взаимоотношений в семье вызывают тревогу и эмоциональные проблемы у ребёнка.

На втором этапе нашего исследования по результатам первичной диагностики нами были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. В ЭГ вошли 10 детей с высокой личностной тревожностью и значительным количеством и интенсивностью страхов. С ЭГ были проведены специально разработанные занятия по коррекционной программе с использованием песочной терапии, способствующие коррекции по снижению детских страхов у дошкольников.

Коррекция детских страхов с использованием песочной терапии

Пояснительная записка

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

Формы работы: групповые занятия продолжительностью в 45 мин.

Общая структура каждого занятия:

  1. Мотивационная часть.
  2. Психологическая разминка (по необходимости), позволяющая задать ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
  3. Основная часть – проведение игры.
  4. Заключительная часть.

Методы и техники, используемые в программе:

 Пескотерапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.

 Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

 Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

 Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

 Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

 Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Подробно содержание каждого занятия программы представлено в приложении.

Сравнительный анализ результатов коррекционной программы

Для проверки эффективности проведенной нами коррекционной программы с использованием песочной терапии, направленной на снижение страхов у детей дошкольного возраста, нами была осуществлена повторная (контрольная) диагностика с использованием методик: «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова); рисуночного теста «Рисунок семьи» (В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса); модифицированного восьмицветового теста М.Люшера; теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), описанных нами выше.

Результаты сравнительного анализа диагностируемых показателей до и после проведения коррекционной программы представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сопоставление показателей первичной и контрольной диагностики старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп до проведения коррекционной программы и после нее

Группа

ДО проведения программы

ПОСЛЕ проведения программы

Среднегрупповое количество страхов

ЭГ

18,4

9,3

КГ

8,7

9,1

Среднегрупповой индекс тревожности, %

ЭГ

76,45

28,45

КГ

21,41

21,41

Среднегрупповой показатель интенсивности тревоги, баллы

ЭГ

10,6

5,1

КГ

4,65

5,4

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, %

КГ

100

60

ЭГ

15

20

По результатам сравнительного анализа мы установили, что по всем диагностируемым показателям в экспериментальной группе произошли изменения в сторону улучшения, в частности снизились показатели тревожности, количество страхов и негативное восприятие внутрисемейной ситуации. В то время как в контрольной группе, дети из которой не участвовали в коррекционной программе, показатели либо не изменились, либо несколько ухудшились (увеличились показатели тревожности, возросло количество страхов и восприятие внутрисемейной ситуации стало более негативным).

Однако, для того, чтобы утверждать, что произошедшие изменения в диагностируемых показателях у старших дошкольников, участвовавших в коррекционной программе с использованием песочной терапии, направленной на снижение страхов у детей дошкольного возраста, статистически значимы, мы использовали критерий U Манна-Уитни, позволяющий оценить различия между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественного измеренного. Этот метод определяет количество взаимопересечений (инверсий) в двух выборках. Чем меньше область пересекающихся значений (Uэмп), тем более вероятно, что различия достоверны.

Рис.7. Ось значимости для непараметрического критерия Манна-Уитни (U)

При расчете непараметрического критерия Манна-Уитни (U) были получены значения, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Различия между показателями до и после программы в ЭГ и КГ по критерию Манна-Уитни (U)

Группы

Страхи

Индекс тревожности

Интенсивность тревоги

Взаимоотношения в семье

ЭГ

3

7

6

18

КГ

205

276

180

137

Полученные показатели по критерию Манна-Уитни (U) убедительно доказывают, что изменения, произошедшие с детьми ЭГ, статистически значимы. Таким образом, наша гипотеза заключающаяся в том, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов песочной терапии, где песочная терапия выступает в качестве основного, системообразующего наиболее эффективного метода коррекции; такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников, полностью подтвердилась.

Литература:

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.
  2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в пси­хологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
  5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2007. – 340 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный ис­точник. СПб.: Питер, 1996. – 116с.
  8. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5.- с.34.
  9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204с.
  10. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
  11. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.- с.30-32.
  12. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
  13. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2001.- 63с.
  14. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
  15. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
  16. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, старший дошкольный возраст, страх, ребенок, дошкольный возраст, коррекционная программа, девочка, мальчик, смерть, проективная методика.


Похожие статьи

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Похожие статьи

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Задать вопрос