На разных этапах общественного развития менялось отношение государства к семье и к семейному воспитанию. Канули в лету времена (20-е годы XX в.), когда семейное воспитание считалось отсталым, отмечалась ограниченность кругозора родителей, бессистемность их воздействия на детей. Приоритеты отдавались воспитанию общественному. В тоже время передовые педагоги В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями. Вопросы взаимодействия общественного и семейного воспитания всегда были актуальны для отечественной педагогической науки и практики.
Сегодня изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. В Законе “Об образовании” сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ активно помогает семье. Сменились акценты. Семья стала главной в воспитании ребенка. Одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Воспитание ребенка в большой мере зависит именно от семьи. К сожалению, воспитательная функция современной семьи практически не реализуется. В наше время родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы.
Данные социального исследования по нашему МДОУ, также говорят об огромной актуальности данной проблемы. Социальное исследование, проведенное среди родителей, показало, что подавляющее большинство не уделяет должного внимания семейному воспитанию (70% родителей считают своей главной заботой материальное благополучие ребенка). При этом исследование показало возросший интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОУ (до 82% опрошенных выразили желание принять в нем активное участие). 90% родителей согласны с тем, что семейное воспитание ребенка важно и нужно, но отметили свою педагогическую некомпетентность в этой области.
Вместе с тем, анализ взаимодействия педагогов и семей наших воспитанников выявил следующие проблемы:
- мероприятия для родителей носят массовый характер, недостаточно отвечающий групповым запросам;
- ограниченный круг родителей – активистов, участвующих в мероприятиях ДОУ;
- недостаточное использование педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДОУ.
Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой для педагогов.Методической службой ДОУ был проведен ряд мероприятий по повышению компетенций педагогов в области взаимодействия с родителями. По решению педагогического Совета, инициативная группа разработала Положение о детско-родительском клубе, поскольку это, на наш взгляд, наиболее эффективная форма, которая даст возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДОУ, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать свою «родительскую» психолого-педагогическую компетентность.
Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
В основе организации взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании ребенка. В связи с этим, в рамках детско-родительского клуба инициативной группой была разработана Программа «Неразлучные друзья взрослые и дети».
Целью программы стало изучение образовательных запросов родителей дошкольников, опыт их осуществления, а также развития разных форм социально-педагогического партнерства.
Перед коллективом педагогов были поставлены следующие задачи:
- формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии дошкольников;
- психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей практическим приемам игрового и творческого взаимодействия с детьми;
- содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
Программа включает следующие модули:
- «Здоровая семья» – сплочение семей воспитанников через организованный активный отдых, пропаганда здорового образа жизни, совместные и индивидуальные семейные здоровье сберегающие проекты, обучение родителей здоровье сберегающим технологиям.
- «Ярмарка мастеров» – общение детей, педагогов, родителей через художественно-творческую деятельность способствует созданию дружелюбного творческого партнерства между детским садом и семьей. Малыши учатся проявлять сою индивидуальность в сотворчестве с родителями.
- «Театральный калейдоскоп» – детско-родительские встречи включают в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию. Происходит развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения. В наших постановках участвуют как дети, так и их родители, бабушки дедушки и другие члены семей.
- «Мир вокруг нас» – совместная познавательная деятельность детей и взрослых, в процессе которой дети и родители включаются в поисково-творческую работу.
- «Вместе с мамой» – совместные занятия детей раннего возраста и их родителей, способствуют успешной адаптации детей к ДОУ. В разработке и проведении занятий для самых маленьких принимают участие все специалисты детского сада создавая атмосферу праздника способствующую желанию малышей прийти в детский сад снова и снова. Это «День воздушных шариков», «Музыкальный круг», «Сказка в гости приходи» и др.
- «АБВГДейка» – предшкольное образование для будущих первоклассников и их родителей. Цель работы мини-клуба: развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни; содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей при подготовке к школе.
Встречи в клубе проходят в форме практико-ориентированных тренингов, где мы с родителями пытаемся разобраться в психологии будущего первоклассника, выявить те моменты, которые тревожат родителей на этапе подготовке к школе и вооружить их конкретными играми, упражнениями, заданиями, которые они самостоятельно могут выполнять с детьми, чтобы сделать переход ребенка из детского саду в школу более успешным.
Тематика заседаний клуба: «Семья на пороге школьной жизни ребенка», «Формирование личностно-мотивационной сферы будущего первоклассника», «Школа – прошлое родителей и будущее детей» и др.
При выборе темы очередной встречи детско-родительского клуба педагогами учитываются возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений для конкретных участников клуба.
Встречи в мини-клубах проходят в форме круглых столов, психологических тренингов, практикумов с решением педагогических ситуаций, обсуждением опыта семейного воспитания, видео-просмотров материалов по организации жизни детей в ДОУ, совместных экскурсий, поездок, походов. Особенно предпочитаемы родителями проводимые педагогами мастер-классы такие как: «Безконфликтное взаимодействие в семье», «В гостях у сказки», «Лаборатория детских открытий» и др.
Родительская любовь, забота, воспитание – какими разными они бывают в семьях воспитанников нашего детского сада. Это и слепая родительская любовь, забота до самопожертвования, услужливая доброта, – с одной стороны, и часто наблюдаемые по отношению к родному малышу всплески родительского гнева, раздражения, нетерпения и даже непринятие ребенка таким, каков он есть, – с другой. Воспитатели нашего детского сада находятся в постоянном поиске средств помощи родителям в понимании и принятии гуманного процесса воспитания ребенка. Нашими добрыми помощниками, партнерами в этом стали прародители наших воспитанников – дорогие прабабушки, замечательные прадедушки. Именно наши прародители и их трогательные детские воспоминания помогают нашим родителям осознать, что ценно на самом деле: любовь, уважение, добрые, искренние взаимоотношения в доме согретом теплом родных сердец.
Вот уже третий год в нашем детском саду проходят встречи «Теплого дома», куда мы с радостью приглашаем родителей с детьми и наших мудрых прародителей.
Темы встреч разнообразны и подсказаны воспоминаниями из детства прародителей: «Игрушки нашего детства», «Загляни в семейный альбом», «Обереги и реликвии в семье», «Семейные истории и традиции», «Семейное согласие всего дороже», «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны», «Семьей дорожить – счастливым быть».
Народная мудрость гласит: «Чти отца и мать своих. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников. Продолжай их начинания. Цени свой дом, свой сад, свой двор, свои родные места, свою Родину». Встречи в «Теплом доме» подарили нашим воспитанникам и их родителям трогательные воспоминания, переживания «старших родителей», а также открытия наилучших образов семейного воспитания.
Издавна на Руси было принято жить большой семьей, и несколько поколений одной семьи жили под одной крышей. В русском быту дедушка и бабушка занимали почетное положение «старших родителей», к их мнению внимательно прислушивались и ценили их опыт.
В традиционном обществе, да и в современном тоже, прародители являются главными хранителями информации о прошлом, носителями опыта и знаний. Именно бабушки и дедушки передают внукам знания прошлого, предания, мифы, сказки, легенды, созданные поколениями предков.
Из бесед с воспитанниками мы узнали о том, что во многих семьях бабушки и дедушки часто и очень интересно рассказывают внукам о своем детстве и о детстве их родителей, показывают фотографии родственников, прародителей. Благодаря этому у детей формируется чувство семейной идентичности, принадлежности к роду.
Любовь к ребенку – основа воспитания. Нет строго установленных правил воспитания детей. Возможно, иногда достаточно прислушаться к своему сердцу, услышать наставления умных и опытных людей, чтобы родительская любовь стала мудрой и духовно воспитывающей. Важным результатом деятельности родительского клуба является то, что родители наших воспитанников начинают чувствовать осознанность своего родительства, компетентного материнства и отцовства, а использование разнообразных форм совместной детско-родительской деятельности помогает семьям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными соучастниками воспитательного и образовательного процесса их детей.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. – М., Амрита-Русь, 2016.
- Доронова Т.Н.. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.– М., Сфера, 2002.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. – М., Мозаика-синтез, 2007.
- Маркова Т.А. Детский сад и семья. – М., Просвещение, 1986.