В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.
Ключевые слова: социальная активность людей, духовно-нравственная культура воспитанников, нравственно-патриотическое воспитание, создания развивающей предметно-пространственной среды, кадетская группа.
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово "кадет" трактуется намного шире – это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Поэтому создание кадетской группы вызвано нашей убежденностью в необходимости формирования у воспитанников чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
Реализация программы учитывает историческое и культурное наследие кадетского движения в России, её духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников, многообразие форм, методов и средств духовно-нравственного и патриотического воспитания.
На сегодняшний день муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 «Крепыш» г. Волжского Волгоградской области» располагает в полной мере всеми предполагаемыми элементами для успешной реализации формирования программы и развёртывания кадетской группы как внутрисадиковской образовательной и воспитательной структуры.
Воспитательно-образовательная работа осуществляется в соответствии с задачами годового плана, Концепцией дошкольного воспитания, реализуемыми образовательными программами.
Базовый компонент образования в МДОУ:
- Основная образовательная программа ДОУ
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
Педагогическая деятельность направлена на гармоничное взаимодействие всей структуры педагогического процесса, в центре которой ребенок – дошкольник. Образовательная деятельность в МДОУ осуществляется в соответствии с учебным планом.
В работе с детьми используются современные формы организации обучения: предпочтение отдается подгрупповой и индивидуальной, но используются фронтальные и коллективные формы.
Образовательная деятельность проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В исполнении «Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, необходимо реализовывать программы дополнительного образования по повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию.
Задачами государственной программы являются: совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства. Создание условий для развития духовно – нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции в рамках социально-ориентированной деятельности.
МДОУ является открытым для сотрудничества образовательным учреждением и на договорной основе осуществляет сотрудничество с МБОУ Кадетская школа.
В ООП дошкольной организации, в вариативной части с учетом регионального компонента реализуется Программа «Воспитание маленького волжанина» (под ред. Е.С. Евдокимовой.), отражающая специфику культурно-исторических, этнических, социально – экономических, климатических условий Нижневолжского региона.
Программа «Воспитание маленького волжанина», являясь основой разработки части содержательного раздела, направлена на решение задачи – воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Поэтапное взаимодействие детского сада, семьи, учреждений дополнительного образования и культуры, ориентированных на воспитание гражданина и патриота малой родины – Нижнего Поволжья, представлено в технологическом модуле программы.
Необходимость включения данного раздела в программу развития ДОУ обусловлена тем, что работа по программе «Воспитание маленького волжанина» находится лишь на начальном этапе и требует более тщательной разработки в соответствии с условиями и контингентом воспитанников ДОУ.
В сентябре в г. Волжском прошло торжественное посвящение 15 дошколят в прокадеты. Воспитанники младшей группы детского сада № 99 «Крепыш» приняли на себя почетное звание.
Педагогический коллектив Кадетской школы совместно с коллективом детского сада «Крепыш» создали проект «Волжские орлята», который направлен на то, чтобы способствовать личностному и патриотическому воспитанию юных волжан. Ребятам была изготовлена импровизированная форма, береты и нагрудные значки, – как сообщает редакции «Блокнота» пресс-служба администрации.
Старшие кадеты являются наставниками для младших и будут регулярно общаться с маленькими прокадетами, проводить совместные акции и вместе участвовать в торжественных мероприятиях.
Отметим, что на торжественной церемонии посвящения дошкольники исполнили творческие номера, а ученики Кадетской школы продемонстрировали навыки строевой подготовки и владения оружием.
При реализации ФГОС ДО на первый план выходят активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания развивающей предметно – пространственной среды, активного включения в него семьи, образовательных ресурсов окружения. Этот подход фокусирует внимание на качестве педагогической работы, т.е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условий.
Определить качество образования в образовательной организации (внутренняя система оценки качества) или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО.
Одним из важных направлений диагностической работы является исследование протекания адаптации к новым условиям обучения учащихся 1-х классов. Диагностика уровня адаптированности школьников проводилась дважды – в начале и конце учебного года. С этой целью изучались определенные особенности: эмоциональный фон, мотивация детей к учебной деятельности, основные мотивы учения.
Основными пользователями результатов системы оценки качества образования учреждения являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольного учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников.
Положительные аспекты
1. Наблюдается позитивная динамика протекания адаптации первоклассников.
2. Систематезирован материал для гражданско-патриотического развития детей: богатый дидактический материал (серии картин, речевые игры, репродукции), уголки малой Родины, детские библиотеки в группах с научным и художественным фондом, мини музей и др.
3. Родители участвуют в совместных с детьми проектах и образовательных событиях.
Ожидаемые результаты
создание благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала;
воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества
обеспечение получения дошкольниками образования в пределах государственных образовательных стандартов на повышенном уровне, начальных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях профессионального образования;
формирование у детей высокой общей культуры, нравственных и морально – психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу;
привитие чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
овладение навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.
Литература:
- Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
- Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
- Данченко В. Российская рыцарская академия. – "Орел", 1992, № 1, с. 3.
- Исаков ЕЛ. Военная быль: о доблести, добре и красоте. М., 2000.
- Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
- Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999
- Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
- Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.