«У каждого есть Родина большая,
Но есть в ней сердцу милые места,
Вот почему я грустен, вспоминая,
Ракиты, что склонились у моста.
Там луг широкий, там трава густая
Мои босые ноги заплела,
Там от цветка к цветку перелетая
Жужжит трудолюбивая пчела.
Кузнечик там стрекочет бесконечно
Про наше беспечальное житьё. И кажется, что песня эта вечно
Звучит во мне и не забыть её»
(А.И. Баранчиков)
Человек и природа неотделимы друг от друга, и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Воспитание моральных качеств, культуры ребёнка должно сочетаться с элементарными знаниями о природе. Детям необходимо увидеть чудо превращения маленького семечка в красивые большие растения, почувствовать свою сопричастность к этому чуду. Необходимо научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться, восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность . «Три матери есть у каждого из нас. Первая – это мама. Вторая – это Родина. Третья – это Природа». Индивидуальное бытие человека всё более становится явлением, оказывающим воздействие на социальные, природные и даже космические процессы. Именно поэтому, вхождение современного человека в мир современной культуры, предполагает в первую очередь его ориентацию на будущие. Формирование у каждого человека такой системы ценностной ориентации, которая обеспечит ему понимание глобальных проблем современности и формирование ответственного отношения к сохранению жизни на нашей планете. Только целостная система воспитания, включающая и экологию, способна обеспечить гармоничное развитие личности каждого ребёнка.
«Воспитание любви к природе
Надо начинать с очень малых лет,
Потому что большие дела
Начинаются с маленьких»
(Л.М. Монов)
Вид проекта: исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный (две недели)
Цель проекта: на примере ближнего природного окружения познакомить детей с сезонными изменениями в природе. (Как деревья, кустарники, которые растут на участке детского сада, готовятся к зиме). Вызвать интерес к посильной для них трудовой и природо – охранной деятельности. (Не ломать ветки, не рвать листья поливать, рыхлить землю.) Привлечение родителей к благоустройству участка группы.
Задачи: 1. Сформировать, воспитать новую личность – экологически грамотную и неравнодушную, бережно относящуюся к природе и осознающую себя как часть этой природы. 2. Формировать представления о жизни деревьев . 3. Развивать речь, фантазию, наблюдательность . 4. Установить тесную взаимосвязь с родителями.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.
Планируемый результат: расширение знаний детей в сезонных изменениях в природе, развитие у детей познавательного интереса, наблюдательность, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.
Этапы реализации:
- Подготовительный этап:
Изучение методической литературы;
Подбор художественной литературы;
Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
II. Основной этап:
- Работа с родителями (информирование о предстоящем проекте). Обращение за помощью к родителям: изготовление макета «Времена года в виде деревьев»
- Проведение консультации для родителей на тему:
«Как прекрасен этот мир!», «Мы пошли гулять », «Чудесная картина»
- Размещение в групповой комнате выставки «Библиотека экологических книг»
- Подбор классической музыки для прослушивания
- Организация работы с детьми и родителями
- Экскурсии по экологической тропе.
- Наблюдение за деревом (ясень, шиповник, рябина)
- Рассматривание иллюстраций «Деревья»
- Изготовление коллекций
- Экологические выставки
- Экологический праздник «В гостях у осени»
- Занятия познавательного цикла
Открытое занятие «Путешествие с зайчишкой»
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
- Проведение тематического дня «Путешествие в осенний лес».
- Проведения подвижных игр
(«1,2,3, к дереву беги », «С какого дерева листочек»)
- Дидактических игр («Что нужно для дерева», «С чьей ветки детка?», «Правила друзей природы», «Назови хвойные и лиственные деревья », «Путешествие по временам года»)
- Заучивание потешек и стихов о растениях, насекомых.
- Привлечение к трудовой деятельности: уход за деревьями: полив, рыхление, уборка мусора
- Заключительный этап
Презентация проекта. Проведение акции «Берегиня»
Привлечение родителей к участию в трудовой деятельности: уход за деревьями, рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора, посадка плодовых кустарников.
Оценка результатов.
Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился интерес к сезонным изменениям в природе. Возникло и укрепилось желание проявлять заботу о растениях.
Литература:
- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное. Москва, Мозаика-Синтез. 2012.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие для руководителей и практикующих работников ДОУ/Авторы-составители: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010