«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
В статье рассматривается проблема значения и влияния пения на детский организм. Будет полезна музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, наиболее ярко выразить себя в песне. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.
Учитывая все это, используя свои знания и опыт, последние несколько лет я вплотную занимаюсь вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей.
На базе МДОУ д/с № 89 я веду кружок «Звонкий голосок» по обучению детей пению. Вначале провела анкетирование родителей по выявлению их представлений о влиянии пения на детский организм. Проанализировав и обобщив полученные результаты, я увидела, что не все из них достаточно осведомлены о значении пения для детей, многие родители затруднялись в ответе на вопрос: «Зачем ребенку пение?».
Чтобы расширить представления родителей по данной проблеме, провела консультацию, на которой познакомила их с ролью пения в развитии детей.
Зачем же ребенку пение?
Оздоровительная функция
Существенный и самый главный ответ на этот вопрос – здоровье! Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок был здоровым? А благодаря пению можно исцелять себя. Только научившись ходить, дети начинают петь, и чем раньше они начнут это делать, тем больше пользы принесет это ребенку в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокойным и уравновешенным, пойте ему чаще колыбельные песни. На занятиях мы поем колыбельные «Баю-баю, за рекой», «Ходит сон близ окон», «За печкою поет сверчок».
Профилактика болезней
Давно не секрет, что лечение тонзиллита, обострение катаров носоглотки и верхних дыхательных путей существенно облегчается у тех детей, которые занимаются пением в академической манере. Мелодия имеет очень большое влияние не только на настроение человека, но и на организм в целом. Так, с помощью пения любимой мелодии, можно нормализовать кровяное давление и даже почувствовать гормональные изменения, которые действуют на головной мозг, в результате чего в кровь поступают гормоны счастья.
Звукоряд вместо лекарств
Пропевая ноты звукоряда, можно оздоровить весь организм. Например, когда мы поем ноту «ля» – мы сами себя успокаиваем и весь наш организм релаксирует. Нота «соль» повышает внимание. Для предотвращения заболевания легких поем песни с нотой «фа», а для того, чтобы был здоровым позвоночник – чаще пойте ноту «до». «Ре» — замечательный энергичный звук, который будит, «тормошит» и воодушевляет самых вялых и апатичных. Для регулирования сердечной деятельности, мы поем русские народные песни, такие как: «Два веселых гуся», «Светит месяц», «А чучу, я горошек молочу».
Логопедическая функция
Гудение, жужжание или мурлыканье, с которых начинается занятие по вокалу, замечательно решает языковые проблемы у детей. Во время распева произносим разная комбинация звуков, каждый из которых дарит свою незаменимую пользу организму и здоровью. Например, согласная «м» – быстро восстанавливает нормальные голосовые функции, а спазмы и боль хорошо снимают гласные звуки «а», «и», «о», «у», если их громко протягивать в течение нескольких минут. Для исправления неправильного произношения у детей согласных, существует целый ряд артикуляционных упражнений; «слоник пьет», «лягушка», «качели», «орешки».
Нравственное развитие
Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. В пении происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится общаться со сверстниками. Мы исполняем песни о Родине, красоте родной природы, о дружбе: Г. Струве «Моя Россия», В. Герчика «Песенка друзей», А. Флярковского «Что такое Родина».
Более того, занятия вокалом приносят детскому организму следующую пользу:
- развивают слух и чувство ритма;
- прививают музыкальный вкус;
- улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);
- способствуют развитию способностей к импровизации;
- развивают коммуникативные способности, внимательность, дружелюбие, умение работать в коллективе;
- раскрепощают, устраняют комплексы, страхи.
Значение занятий вокалом на развитие ребенка
Дети приходят ко мне заниматься по желанию, независимо от того, есть ли у них певческие возможности или нет. Как показывает опыт, ребенок, посещая вокальный кружок, постепенно овладевает умением чисто интонировать мелодию, правильно брать дыхание, произносить звуки так, чтобы голос поющего был слышен, различает звуки по высоте, правильно пропевает гласные в словах и правильно произносит окончания слов, умеет контролировать слухом качество пения, может петь без музыкального сопровождения.
Мои воспитанники исполняют как сольные номера, так и хоровые. Каждую песню мы стараемся оживить, создать образ. Родители отмечают, что их дети, занимающиеся в кружке, становятся увереннее, смелее, раскрепощеннее. И, конечно, самое главное, они чувствуют себя АРТИСТАМИ!
А вот наше правило для красивого пения:
Если хотите красиво вы петь,
Прямо на стульчике надо сидеть.
Надо дыхание брать научиться!
Рот открывать широко! Не лениться!
Надо губами уметь шевелить.
Чётко слова все произносить.
Гласные буквы тянуть, распевать ...
Живот не выпячивать,
Сразу дыхание всё не растрачивать.
Надо стараться петь улыбаясь,
Лицом, подбородком не напрягаясь!
Петь задушевно, немножко волнуясь!
Просто! И всё же, собой чуть любуясь!
Не горлопанить и не кричать!
Звуки высокие все доставать,
Слыша при этом сопровождение.
Вот что такое красивое пение.
Участие моих маленьких «звезд» в концертной программе ко Дню пожилого человека
«Лады-лады-ладушки, мы вас любим, дедушки и бабушки!»
Приложение 1
Анкета для родителей "Любит ли ваш ребёнок петь?"
Какое значение вы придаете пению в развитии своего ребенка?
1. Считаю, что пение укрепляет здоровье, развивает интеллект.
2. Отвожу одну из главных ролей.
3. Особого значения не придаю.
4. Другое.
Как ребенок относится к песенному репертуару дошкольного учреждения?
1. Поет детские песни с удовольствием.
2. Предпочитает копировать песни взрослых.
3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.
4. Поет только со взрослыми.
5. Другое.
Как вы приобщаете ребенка к музыке?
1. Посещаю с ним концерты.
2. Беседую с ним о содержании песен, объясняю значение слов, содержание.
3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.
4. Предпочитаю отдать ребенка в вокальный кружок.
5. Другое.
Каков интерес вашего ребенка к пению?
1. Интереса не проявляет.
2. Неохотно говорит о том, что пели на музыкальном занятии.
3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.
4. Другое.
Как ребенок реагирует на песни?
1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
2. Внимательно слушает песню.
3. Пытается танцевать.
4. Равнодушен.
5. Другое.
Какие условия созданы для домашнего пения?
1. Не занимаюсь этим.
2. Есть музыкальный инструмент.
3. Есть фонотека с детским песенным репертуаром.
4. Смотрим мульт-концерты, другое.
Литература:
- Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
- Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
- Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель» №5-2005г, №1-2006г.
- Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: Тетра Системс, 2007.
- Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, № 5, 2004