Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чижмакова, В. И. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников / В. И. Чижмакова, Н. А. Кудряшова, С. Б. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 106-111. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54106/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Ключевые слова: волонтерское движение в ДОУ.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. Коллектив МДОУ д/с № 98 «Ивушка» начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Возникло много вопросов:

– Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?

– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?

–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 98 стала реализация технологии «Дети – волонтеры». Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Творческой группой педагогов МДОУ д/с № 98 «Ивушка» был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Добрые дела дошколят».

Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.

Этапы работы проекта:

1. Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров.

2. Организационный. Формирование волонтерского движения.

3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий.

Создание волонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с призыва: «Хочу помочь!», символизирующего суть волонтерского движения. В состав отряда волонтеров «Добрые дела дошколят» вошли воспитанники трех подготовительных групп МДОУ д/с № 98, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и коммуникативным навыкам.

Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». Здесь проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения.

На втором этапе было создание добровольцев школы «Добрые дела дошколят» среди воспитанников трех подготовительных групп. Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые больше остальных проявляли желание.

На третьем этапе добровольцы школы «Добрые дела дошколят» путешествовали в мир добрых дел и поступков под лозунгом «Делай добрые дела!». Ребята ощущали себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формировало у добровольцев школы ощущение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка и уверенность в себе. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда «Добрые дела дошколят», когда изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку. Ребята выступали в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки.У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям.

На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка». Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта «Добрые дела дошколят».

1. «Мир один на всех».

C:\Users\HP\Desktop\фото октябрь\20171019_153220.jpghttp://www.ivushka98.ru/wp-content/uploads/2017/11/Dokument1.jpghttps://pp.userapi.com/c840227/v840227079/42879/4brCoD-I0Oo.jpgВ рамках проекта прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для них. Воспитанники МДОУ д/с № 98 и добровольцы школы «Добрые дела дошколят» приготовили концерт «Доброта спасет мир» для ребят из центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда». Дети с удовольствием приняли участие в весёлых играх, пели песни и танцевали. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла, добра и любви. В ноябре 2017 г. на базе МОУ СШ № 17 состоялся I региональный фестиваль детских идей, где у наших ребят была возможность проявить себя в номинации: «Бумеранг Добра». Был представлен проект «Мир один на всех», который не оставил никого равнодушным. Представлял данный проект на конкурсе Смирнов Иван (воспитанник подготовительной группы №4), доброволец школы «Добрые дела дошколят», где стал победителям конкурса и решил для себя продолжить работу, так как не стоит останавливаться на достигнутом.

2.«Дом, в котором я живу».

Наш детский сад принял участие в городской акции «Дом, в котором я живу». Ребята вместе с воспитателями и родителями подготовили плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям нашего 21 микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами взглянули на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей. Обратили внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе. «Чистый двор–чистый город!», «Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о доме, в котором живёшь!» такие надписи на плакатах увидели жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят». Дети встретились с дворником и побеседовали о его нелегком труде. Надеемся, эта акция разбудит в жителях нашего микрорайона добрые чувства.

3. «Подари улыбку другу».

Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помог нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселила и радовала как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обошли вокруг детского сада и зарядили хорошим настроение всех вокруг. Дети читали стихи, пели песни, дарили подарки, говорили добрые слова. Все ребята получили большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам МДОУ д/с № 98 раздавали смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями и шутками. Позднее некоторые ребята признались, что этот день, был самым лучшим днем в их жизни.

4. «Покормите птиц зимой».

В декабре 2017 г. МДОУ д/с № 98 прошла акция «Покормите птиц зимой!». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» и воспитанники МДОУ д/с № 98 приняли активное участие в акции. Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами презентовали свои кормушки. Выставка поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!

5. «Быть здоровым – это модно».

D:\сентябрь 2017\акция ЗОЖ\фото\20170921_110525.jpgВ июле 2017г. в МДОУ д/с № 98 прошла акция «Быть здоровым – это модно», где приняли активное участие родители воспитанников. Основная цель данного мероприятия – формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа жизни. Ребята совместно с родителями сами составляли распорядок дня и придумывали правила по здоровому питанию и гигиене. Волонтеры рассказала ребятам, что нужно делать для того, чтобы расти здоровыми, сильными и крепкими. Дошколята получили много интересной и полезной информации и с пользой провели время.

6. «Трудовой десант».

Все лето работал волонтерский отряд «Трудовой десант», которые проявили инициативу и помощь в наведении порядка в МДОУ д/с № 98. При этом главная цель отряда-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Выделилась группа добровольцев из школы «Добрые дела дошколят» в составе 7 человек. Ребята следили за порядком на участке детского сада, ухаживали за клумбами, изготавливали совместно с младшими дошкольниками украшения для участка. Волонтерский отряд вместе с младшими дошкольниками на метеоплощадке «Маленькие метеорологи» проводили элементарные опыты, исследовали свойства предметов и явлений, развивали познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным. И нам это удалось!

7. «Бессмертный полк».

https://pp.userapi.com/c639231/v639231293/1e458/MZlWN4YOUm0.jpghttps://pp.userapi.com/c638624/v638624293/341b3/YWACP2k3dls.jpghttps://pp.userapi.com/c639231/v639231293/1e4d9/er78yyhZ0-Q.jpghttps://pp.userapi.com/c639231/v639231293/1e4cf/Rc6J_wFZ-xI.jpgВ преддверии Дня Победы 8 мая 2018 года в МДОУ д/с № 98 прошел парад воспитанников «Бессмертный полк», посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествовали колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов, близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле была оформлена стена памяти «Бессметный полк». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» представили презентации и рассказы о своих прадедах-ветеранах, где рассказали о героических подвигах. В рамках акции старшие дошкольники оформили «фронтовые» письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны. По окончании акции у старших дошкольников прошел музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи. От искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы. Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.

8. «Президентская компания».

В преддверии выборов президента РФ 2018 в МДОУ д/с № 98 по инициативе детей состоялась деловая игра «Выборы президента группы». Развернулась нешуточная «политическая борьба»: ребятам предстояло выполнить нелегкую задачу – они должны были выбрать президента группы. На этот пост претендовали 2 кандидата из школы волонтеров «Добрые дела дошколят» Ярослав Саломатин и Кирилл Павлов, воспитанники подготовительной группы № 4, которые представили свои предвыборные программы юным жителям детского сада «Ивушка». По итогам состоявшихся выборов победил Кирилл Павлов, что не удивительно, ведь он пообещал изменить жизнь в саду к лучшему, построить футбольное поле для мальчиков, а для девочек–салон красоты. Будущий президент получил удостоверение президента и подарок. Деловая игра «Выборы» вызвала огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у их родителей, которые пришли после работы проголосовать за своего кандидата. Мэр города Волжского Игорь Воронин лично поздравил Кирилла Павлова с победой.

C:\Users\HP\Desktop\фотки все 2016\20160824_103853.jpgC:\Users\HP\Desktop\фотки все 2016\20160825_085900.jpghttps://pp.userapi.com/c636930/v636930293/471e2/lbQfMM-Hqrs.jpg

9. Семейный фестиваль «Чудный миг».

В преддверии старого Нового года в камерном зале Центра культуры и искусства «Октябрь» прошел семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни пришли волонтеры, а также воспитанники МДОУ д/с № 98 с родителями и педагогами. Был издан сборник рождественских песен, которые малыши разучивали заранее. В завершение мероприятия перед собравшимися выступил благочинный Волжского округа протоиерей Александр Копейкин. Он вручил музыкальным руководителям дипломы участников, а ребятам – сладкие подарки.

https://pp.userapi.com/c841034/v841034799/69ab2/hIxL2rfUZEM.jpgC:\Users\HP\Desktop\волонтёрство\20180113_105325.jpgC:\Users\HP\Desktop\волонтёрство\20180113_111932.jpg

10. Праздничный карнавал «Яркие люди».

В Волжском 16 июля 2017 г. состоялся праздничный карнавал, посвященный Дню рождения города! Разноцветье масок, атмосфера веселья, юмора и прекрасного настроения–самый необычный творческий проект под открытым небом! Колонна ярких волжан под веселые песни проследовала от Дворца творчества детей и молодежи до пл. Ленина, где участники карнавала представили красочные флешмобы. Волжане с восторгом встречали участников карнавала на главной площади города в парке «Волжский». Педагоги города ярким шоу «Мэри Поппинс» напомнили гостям праздника, что все мы–родом из детства! А наши «Стиляги» воспитанники МДОУ д/с № 98 и волонтеры школы «Добрые дела дошколят» были самыми яркими участниками праздника, которые зарядили публику драйвом и зажигательными танцами.

Уличный карнавал превратил Волжский в красочный «Рио»Уличный карнавал превратил Волжский в красочный «Рио»

Детям очень нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу, не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка».

Анализируя опыт работы «волонтеского» движения в МДОУ д/с № 98 мы пришли к выводу, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, социального и познавательного) от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения МДОУ д/с № 98 «Ивушка» –это включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

Литература:

  1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
  3. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, волонтерское движение, ребенок, дело, ребята, волонтерский отряд, доброволец школы, дошколенок, волонтер школы, воспитанник.


Ключевые слова

волонтерское движение в ДОУ

Похожие статьи

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос