Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П.Никитина, Кюизенера, игровых занимательных задач применяемых в процессе кружковой работы и самостоятельной деятельности старших дошкольников.
На протяжении дошкольного возраста ребенок делает один шаг за другим на пути становления личности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика, в которой заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры формируют у детей: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Занимательный материал можно использовать как в НОД, так и в кружковой работе, а также при организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. Уже начиная с младшего возраста, в моей группе работает кружок «Занимательная математика». Мною разработан перспективный план работы кружка. Игры подобраны с учетом принципов последовательности и систематичности (от простого к сложному), возрастных и индивидуальных особенностей, позволяют развивать партнерство, самостоятельность.
На первом этапе особая роль в организации и познавательной деятельности отводится взрослому. Подбираю игровые задания, играю и занимаюсь вместе с детьми. Дети очень быстро проявляют самостоятельность в играх.
Для повышения интереса к играм математического содержания использую игровые ситуации. Наш любознательный персонаж – Микки-Маус.
Занимательный материал не только развлекает детей, но и побуждает их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.
Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.
Они с удовольствием решают логические задачи: например,
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (девочки)
Выстраивают логические концовки: Если сестра старше брата, то брат … (старше сестры).
Отвечают на занимательные вопросы: На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
В ходе игр-занятий со счетными палочками с целью развития воображения, пространственного мышления предлагаю детям задачи на смекалку с использованием счетных палочек. Например, из 7 палочек сделать настольную лампу, затем переложить 2 палочки, чтобы получить 3 равных треугольника.
Палочки Дж. Кюизенера дают возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительным, обеспечивают возможность получать знания в результате исследований. Дети усваивают взаимосвязь между цветом палочки и числом ей соответствующим: белые – 1, розовые – 2 и т.д. сортируют палочки по цвету, размеру, сооружают из них постройки, различные изображения на плоскости.
В игровом упражнении «Подбери цифру» дети учатся соотносить количество предметов с цифрой. Развивая умение изображать цифры разными способами, предлагаю игровое упражнение «Конструирование цифр».
Счетные палочки Палочки Кюизенера
При знакомстве с играми-головоломками сначала предложила более простую игру «Танграм». Дети выяснили, что в игре: 5 треугольников (2 – больших, 1 – средний, 2 – маленьких), 1 квадрат, 1 ромб. Готовые фигурки: елочку, лису, вазу дети обводили и раскрашивали в тетрадях. Вместе с детьми мы изготовили силуэты игры «Танграм»: лису, елку. Совместно придумали сказку – у нас получился театр.
Игра-головоломка «Танграм»
Затем предложила детям игры: «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», где требовалось воссоздать силуэты по неразъединенным образцам и по собственному замыслу (птиц, коней, животных).
Позже детям были предложены игры: «Пентамино», «Гексамино», в которых сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.
Пентамино Гексамино
Развивающие игры Б.П.Никитина помогают мне создать атмосферу свободного и радостного творчества. Набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков (квадратов и т.д.) позволяет использовать дифференцированный подход, двигаться от простого к сложному, познакомить детей с его разными формами передачи информации (задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа). А главное, увлекательные игры Никитина активизируют самостоятельность мышления, развивают комбинаторские способности, формируют контроль и произвольность.
Наиболее любимая моими воспитанниками игра «Сложи квадрат» позволяет использовать соревновательный мотив (дети распределили части на кучки по цвету, собрали квадраты «на время» – соревнуясь между собой и двумя командами), а также творчество (придумали и изготовили новые квадраты). Игра дает возможность оценить свою работу и работу товарища, выбрать лучшее. А совместная выставка продуктов мыслительной деятельности повышает самооценку, инициативность и творческую активность.
Игра «Сложи узор» началась с выкладывания разноцветных дорожек, складывания по картинке, но другого цвета. Составляя свои узоры, дети срисовывали их в тетрадь.
Игра «Сложи узор»
Интересна и популярна среди дошкольников игра «Кубики для всех». Предлагая ее воспитанникам, я использую следующую последовательность: Рассматривание элементов игры (всего 7), освоение способов соединения.
Освоив способы соединения, дети складывали фигуры из всех частей по образцам с указанием, затем по образцам без указания и по собственному замыслу.
игра «Кубики для всех»
В основу игр В.В. Воскобовича заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Складывая «Квадрат», дети в игровой форме знакомятся с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником), их свойствами и размерами, собирают по схеме и рисунку плоские фигуры и объемные.
С целью усложнения предлагаю детям четырехцветный квадрат, в котором дети собирают фигуру только по рисунку.
Из игры «Змейка» (модификация четырехцветного квадрата) кроме объемных и плоских фигур можно собирать цветные дорожки.
«Квадрат Воскобовича»«Змейка»
Используя, «Шнур затейник» , дети «вышивали» дорожку, узоры. Затем писали слова, меняя одну букву в слове (кот – кит, сон – сок) по образцу и по собственному замыслу: имена, цифры. Проводился «Графический диктант» под диктовку (один шаг вправо, один шаг вниз и т.д.). Позже дети сами придумывали диктанты.
«Шнур затейник»
В результате проделанной работы дети научились:
воссоздавать в представлении предмет по его контурному изображению, выделять характерные особенности;
сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;
ориентироваться на плоскости, в ближайшем окружении, пользоваться планом и схемой;
творчески инициативно подходить к задаче, ее результату.
Дети с интересом и желанием посещают кружок «Занимательная математика». В уголке «Занимательная математика», оборудованном мною в группе, дети по своему желанию выбирают нужную игру. Свои возможности они определяют сами: могут поменять на другую игру, могут упорно добиваться результата, могут предложить совместное сотрудничество при затруднении. Самое главное, на мой взгляд – дети стараются, т.е. добиваются успеха, достичь конечного положительного результата.
Я считаю, что необходимо поддерживать интерес родителей к развитию собственных детей, включая их игровое общение с ребенком. С этой целью провожу консультации: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики», «Уроки шахматной школы». А подготовленный мастер-класс для родителей «Математические игры для дошкольников» стал поводом к активному участию в изготовлении игр: «Квадрат В.В. Воскобовича», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Игры с большим интересом обыгрывались всей семьей дома. С участием родителей были проведены турниры игр в шашки. Ведение страницы в соцсетях помогает родителям получить более полную информацию о жизни нашей группы в детском саду.
Изготовление игры: «Квадрат Воскобовича» Турнир игры в шашки
Литература:
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – Михайлова З.А., Иоффе З.Н. Санкт-Петербург издательство «АКЦИДЕНТ», 1997
- Математика до школы: Пособие для воспитателей и родителей – Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Санкт-Петербург издательство «АКЦИДЕНТ», 1998
- Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада – СПб «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 1999
- Ступеньки творчества или Развивающие игры – 3-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1991
- Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера: авт. Б.Б. Финкельштейн, Санкт-Петербург, 2003