Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайлова, Е. А. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей / Е. А. Михайлова, Е. С. Рыбкина, А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54115/ (дата обращения: 16.11.2024).



Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

Е. А. Мухачева

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Родители – основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине сегодня наш детский сад ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Очень важно создать атмосферу сотрудничества:

- установление доверительных, партнёрских отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с

родителями.

Можно выделить следующие формы работы с родителями:

- анкетирование;

- участие на занятиях;

- совместные праздники, вечера, посиделки, развлечения;

- консультации и беседы;

- конкурсы;

- акции – агитации;

- мастер – классы.

Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей.

Родители с энтузиазмом исполняют роли на утренниках, получая эмоциональный заряд, доставляя радость своим детям. Как мамы, так и папы, играют с детьми, поют песни, читают стихи, участвуют в эстафетах и сценках, танцуют.

E:\Фото\26 декабря 2016 год новогодний утренник\DSC05739.JPG E:\Фото\22 февраля 2018 год\066.JPG E:\Фото\12 июля 2016 год летнее развлечение\064.JPG

Активно принимаем участие в акциях – агитациях: «Поможем братьям нашим меньшим», «Бумажный бум», «Покормите птиц зимой», «Чистый город», «Посади дерево», «Уютный дом каждому», «Доброе сердце». Родители сообща собирают макулатуру, изготавливают скворечники и кормушки, сажают цветы и деревья, высаживают газон, красят инвентарь на участке, рисуют агитационные плакаты и буклеты, собирают корм животным для станции юннатов, гигиенические принадлежности для маленьких деток в дом малютки. Благодаря таким акциям происходит сплочение коллектива нашей группы.

E:\Фото\23 апреля 2016 год субботник\013.JPGE:\Фото\23 апреля 2016 год субботник\014.JPG
Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме, используя проектор. Проводим викторины, игры, мастер-классы, используя различные атрибуты. На итоговом родительском собрании обязательно отмечаем участие родителей в общественной жизни ДОУ, а самых активных из них отмечаем благодарственными письмами.

E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00888.JPG E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00897.JPG

Работа с родителями также ведётся с помощью наглядной информации. В нашей группе оформлен «Уголок родителей», куда помещена ознакомительная и просветительская информация. Ежеквартально выпускаем стенгазеты, буклеты, коллажи, используем презентации о жизни детей в детском саду.

Одной из форм работы с семьями воспитанников являются выставки детских работ и конкурсы. Эта работа настолько интересна и увлекательна, что родители с нетерпением ждут их. Мы принимаем участие в конкурсах на базе нашего детского сада и учреждениях нашего города. На время конкурса холл ДОУ превращается в выставочный зал. Оказывается, что родители, как и дети, любят поощрения, гордятся полученными дипломами.

Анкетирование – одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада.

Были разработаны следующие анкеты:

– «Знакомство»;

– «Развитие речи ребёнка»;

– «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»;

– «Тайные мечты вашего ребенка»;

– «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»;

– «Правильное питание детей».

Проанализировав анкетные данные, разрабатывается план проведения консультаций и бесед. В нашей группе оформлен "Уголок для родителей”. Имеется стенды, на которых оформлены: визитная карточка группы, соглашение между родителями и воспитателями, информация по антитеррористической и пожарной безопасности, правила поведения на дороге. В приёмной постоянно обновляется информация в виде ширм: по кружковой работе, детским болезням, оздоровительных процедурах, сезонным изменениям и духовно – нравственному воспитанию. Имеются буклеты по темам: картотека художественной литературы; правила поведения на воде; роль пальчиковых игр в развитии речи детей; стили семейного воспитания; гимнастика для глаз, точечный массаж. В преддверии праздников и массовых мероприятий, проводим с родителями инструктажи. Они с удовольствием идут на контакт и выполняют наши рекомендации.

Особым успехом пользуется проведение мастер-классов. Один из них: «Весну зазываем – зиму провожаем. Изготовление птиц из ткани», которое проводилось в начале весны. Использовались стихи, песни, заклички о весне. Ребята вместе с мамами вешали разноцветные ленточки на дерево, чтобы украсить его. Весна наступает, солнышко светит. Но какая же весна без птиц. В старину считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет! Весенние птички всегда были символом радости и обновления. Можно украсить ими деревья, а если украсить ими своё жилище в праздник, становится светлее и в доме и на душе. Да и подарить маленькую птичку, как символ надежды на радость обновления, на привнесение в жизнь приятных ожиданий – будет не лишним. Предложили детям вместе с мамами изготовить жаворонков своими руками. Птицы из ткани выглядят очень красиво. Поэтапно выполнив работу, мы украсили птицами наше дерево.У нас получились яркие и красивые жаворонки! Каждая птичка была по – своему красива. По окончанию мастер – класса мы поздравили мамочек с наступающим праздником 8 марта.

E:\Фото\3 марта масстер класс Жаворонки\DSC04337.JPG E:\Фото\3 марта масстер класс Жаворонки\DSC04367.JPG

Интересным и увлекательным было проведение мастер-класса по декупажу. Раскрыли суть понятия «декупаж». Рассказали, что эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах. Её используют при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, часов, шкатулок, посуды, эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность. Использование различных техник: золочение, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж дают неограниченный простор фантазии. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Предложили родителям выполнить декупаж свечей. Все остались довольны полученным результатом.

E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00856.JPG E:\Фото\Выпуск 2015 год\2013 год декупаж родительское собрание в нетрадиционной форме\DSC00884.JPG

Замечательное занятие в нашей группе было проведено ко Дню матери «Сердечко для мамочки». Ребята читали стихи, пели песни. Играли и изготавливали вместе с мамами сердечки. Занятие завершилось чаепитием с домашней выпечкой, которую мамы испекли своими руками. А самое главное, что царила теплая, домашняя атмосфера. Мы с нетерпением ждем новых совместных занятий.

C:\Users\101Sad\Desktop\старшая группа\фото\фото занятия сердечко для мамочки\005.JPG C:\Users\101Sad\Desktop\старшая группа\фото\фото занятия сердечко для мамочки\051.JPG

Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт. Мы получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Наша работа продолжается. В дальнейшем мы планируем занять активную позицию в совместных мероприятиях с родителями:

- разнообразить тематику мастер – классов и открытых занятий;

- участвовать в местных и городских конкурсах различного

направления;

- привлекать родителей к совместному труду;

- чаще посещать экскурсии;

- принимать участие в акциях – агитациях;

- проводить семинары и родительские собрания в нетрадиционной

форме;

- каждый месяц обновлять наглядный материал для родителей;

- использовать новые формы проведения бесед.

Литература:

  1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – с. 23-35.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с)
  5. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.
  6. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, дерево, мама, правило поведения, работа, участие, участие родителей, форма работы.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Специфика сотрудничества детского сада с семьей на этапе подготовки ребенка к школе

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Эффективность выстраивания партнерского взаимодействия специалистов ДОУ с законными представителями для развития и воспитания ребенка

Интерактивная форма взаимодействия детского сада и семьи посредством создания личного кабинета дошкольника

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Развитие ребенка в детском саду через современные инновационные игровые технологии

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Специфика сотрудничества детского сада с семьей на этапе подготовки ребенка к школе

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Эффективность выстраивания партнерского взаимодействия специалистов ДОУ с законными представителями для развития и воспитания ребенка

Интерактивная форма взаимодействия детского сада и семьи посредством создания личного кабинета дошкольника

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Развитие ребенка в детском саду через современные инновационные игровые технологии

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Задать вопрос