Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е. А. Мухачева
Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Родители – основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине сегодня наш детский сад ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Очень важно создать атмосферу сотрудничества:
- установление доверительных, партнёрских отношений с родителями;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с
родителями.
Можно выделить следующие формы работы с родителями:
- анкетирование;
- участие на занятиях;
- совместные праздники, вечера, посиделки, развлечения;
- консультации и беседы;
- конкурсы;
- акции – агитации;
- мастер – классы.
Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей.
Родители с энтузиазмом исполняют роли на утренниках, получая эмоциональный заряд, доставляя радость своим детям. Как мамы, так и папы, играют с детьми, поют песни, читают стихи, участвуют в эстафетах и сценках, танцуют.
Активно принимаем участие в акциях – агитациях: «Поможем братьям нашим меньшим», «Бумажный бум», «Покормите птиц зимой», «Чистый город», «Посади дерево», «Уютный дом каждому», «Доброе сердце». Родители сообща собирают макулатуру, изготавливают скворечники и кормушки, сажают цветы и деревья, высаживают газон, красят инвентарь на участке, рисуют агитационные плакаты и буклеты, собирают корм животным для станции юннатов, гигиенические принадлежности для маленьких деток в дом малютки. Благодаря таким акциям происходит сплочение коллектива нашей группы.
Родительские собрания проходят в нетрадиционной форме, используя проектор. Проводим викторины, игры, мастер-классы, используя различные атрибуты. На итоговом родительском собрании обязательно отмечаем участие родителей в общественной жизни ДОУ, а самых активных из них отмечаем благодарственными письмами.
Работа с родителями также ведётся с помощью наглядной информации. В нашей группе оформлен «Уголок родителей», куда помещена ознакомительная и просветительская информация. Ежеквартально выпускаем стенгазеты, буклеты, коллажи, используем презентации о жизни детей в детском саду.
Одной из форм работы с семьями воспитанников являются выставки детских работ и конкурсы. Эта работа настолько интересна и увлекательна, что родители с нетерпением ждут их. Мы принимаем участие в конкурсах на базе нашего детского сада и учреждениях нашего города. На время конкурса холл ДОУ превращается в выставочный зал. Оказывается, что родители, как и дети, любят поощрения, гордятся полученными дипломами.
Анкетирование – одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада.
Были разработаны следующие анкеты:
– «Знакомство»;
– «Развитие речи ребёнка»;
– «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»;
– «Тайные мечты вашего ребенка»;
– «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»;
– «Правильное питание детей».
Проанализировав анкетные данные, разрабатывается план проведения консультаций и бесед. В нашей группе оформлен "Уголок для родителей”. Имеется стенды, на которых оформлены: визитная карточка группы, соглашение между родителями и воспитателями, информация по антитеррористической и пожарной безопасности, правила поведения на дороге. В приёмной постоянно обновляется информация в виде ширм: по кружковой работе, детским болезням, оздоровительных процедурах, сезонным изменениям и духовно – нравственному воспитанию. Имеются буклеты по темам: картотека художественной литературы; правила поведения на воде; роль пальчиковых игр в развитии речи детей; стили семейного воспитания; гимнастика для глаз, точечный массаж. В преддверии праздников и массовых мероприятий, проводим с родителями инструктажи. Они с удовольствием идут на контакт и выполняют наши рекомендации.
Особым успехом пользуется проведение мастер-классов. Один из них: «Весну зазываем – зиму провожаем. Изготовление птиц из ткани», которое проводилось в начале весны. Использовались стихи, песни, заклички о весне. Ребята вместе с мамами вешали разноцветные ленточки на дерево, чтобы украсить его. Весна наступает, солнышко светит. Но какая же весна без птиц. В старину считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет! Весенние птички всегда были символом радости и обновления. Можно украсить ими деревья, а если украсить ими своё жилище в праздник, становится светлее и в доме и на душе. Да и подарить маленькую птичку, как символ надежды на радость обновления, на привнесение в жизнь приятных ожиданий – будет не лишним. Предложили детям вместе с мамами изготовить жаворонков своими руками. Птицы из ткани выглядят очень красиво. Поэтапно выполнив работу, мы украсили птицами наше дерево.У нас получились яркие и красивые жаворонки! Каждая птичка была по – своему красива. По окончанию мастер – класса мы поздравили мамочек с наступающим праздником 8 марта.
Интересным и увлекательным было проведение мастер-класса по декупажу. Раскрыли суть понятия «декупаж». Рассказали, что эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах. Её используют при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, часов, шкатулок, посуды, эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды. Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность. Использование различных техник: золочение, кракле, художественный декупаж, объёмный декупаж дают неограниченный простор фантазии. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Предложили родителям выполнить декупаж свечей. Все остались довольны полученным результатом.
Замечательное занятие в нашей группе было проведено ко Дню матери «Сердечко для мамочки». Ребята читали стихи, пели песни. Играли и изготавливали вместе с мамами сердечки. Занятие завершилось чаепитием с домашней выпечкой, которую мамы испекли своими руками. А самое главное, что царила теплая, домашняя атмосфера. Мы с нетерпением ждем новых совместных занятий.
Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт. Мы получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Наша работа продолжается. В дальнейшем мы планируем занять активную позицию в совместных мероприятиях с родителями:
- разнообразить тематику мастер – классов и открытых занятий;
- участвовать в местных и городских конкурсах различного
направления;
- привлекать родителей к совместному труду;
- чаще посещать экскурсии;
- принимать участие в акциях – агитациях;
- проводить семинары и родительские собрания в нетрадиционной
форме;
- каждый месяц обновлять наглядный материал для родителей;
- использовать новые формы проведения бесед.
Литература:
- Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – с. 23-35.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис — пресс, 2006. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с)
- Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.
- Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.