Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ольшанская, М. Н. Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада / М. Н. Ольшанская, Р. А. Родионова, М. В. Фомовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54117/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный период, взаимодействие, сотрудничество, доверительные отношения, клуб.

Только вместе с родителями,

общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. С чего начинается социализация маленького ребёнка? В первую очередь с семьи. И это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Вопрос о том, отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают положительно. Именно в детском саду ребёнок учиться общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учиться жить в обществе. Однако не только дети проходят порой очень сложный период адаптации к новым условиям, но и родители испытывают ряд затруднений. Эмоциональная реакция родителей на поведение ребёнка в период адаптации часто усугубляет ситуацию. Ребёнок – огромная ценность для каждого родителя. Решение отдать его в детский сад может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не покормят, не переоденут. Повышенной тревожности, страхам, недоверию родителей способствует закрытость дошкольных учреждений и тревожное поведение ребёнка. У родителей, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам ДОУ, усиливается чувство тревоги и ожидание чего то плохого. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорируют работников детского сада, часто создают конфликтные ситуации. Ребёнок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, период адаптации ребёнка и семьи затягивается на неопределённый срок. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова Ямпольская, Е. Шмидт Кольмер). Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его взаимодействию с семьей ребенка. Поэтому, работая с родителями воспитанников, мы ставим перед собой следующие задачи: преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ; повысить педагогическую культуру родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста; пропагандировать положительный опыт семейного воспитания; осуществить адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ; сплотить родительский коллектив; установить доверительные отношения между семьей и ДОУ. Адаптация ребёнка в детском саду – это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять и взаимодействовать с работниками детского сада, адаптация ребёнка пройдёт быстрее и легче. Многих педагогов волнует вопрос, какими должны быть взаимоотношения ДОУ и семьи? Зачастую многие родители считают, что отдав своего ребёнка в детский сад, они должны лишь контролировать и оценивать работу воспитателей и ДОУ, не участвуя в воспитательно – образовательном процессе. Вместе с тем ни для кого не секрет, что именно родители оказывают очень большое влияние на развитие ребёнка, и, если они не будут сотрудничать с воспитателями, усилия педагогов могут оказаться напрасными. Мы понимаем, что взаимодействие семьи и педагогов ДОУ в период адаптации очень важно. Поэтому наш педагогический коллектив всё время ищет новые формы и методы работы с семьёй. Как правило, родители охотно откликаются на предложения встретиться и обсудить предстоящее событие в жизни ребёнка (поступление в детский сад) и его готовность к этому. Семья и детский сад, являясь основными воспитательными структурами для ребенка, поэтому важно установить доверительные деловые контакты между дошкольным учреждением и родителями. Одним из наиболее продуктивных способов добиться этой цели является детско-родительский клуб в детском саду. В нашем дошкольном учреждении создан детско-родительский клуб «Растём вместе» с целью психолого-педагогического консультирования родителей вновь сформированных групп. Работу с родителями в клубе проводят: заведующий Ольшанская Марина Николаевна, педагог-психолог Охременко Анна Евгеньевна, старшие воспитатели Фомовская Марина Викторовна и Родионова Рената Анатольевна, музыкальный руководитель Лавлинская Наталья Витальевна и педагоги вновь набранных групп. Работа по организации клуба складывалась из нескольких этапов. На первом этапе в ходе первой встречи с родителями заведующий Ольшанская Марина Николаевна позволяет им почувствовать себя желанны­ми гостями и создает определенный психо­логический климат. Беседу с родителями Марина Николаевна строит таким образом, чтобы родители ощущали, с одной стороны, неподдельный интерес к их ребенку, жела­ние сделать все возможное для сохранения его здоровья и своевременного развития, а с другой – что успех этой работы целиком за­висит от их непосредственного участия в этом. Кроме того, у руководителя имеется в своем распоряжении комплект со­ответствующих теме встречи документов, а также памяток и рекомендаций для родите­лей с учетом их отношения к процессу адаптации ребенка к детскому саду. Продолжая работу с родителями, Марина Николаевна знакомит их со всеми работниками детского сада, для чего и проводит экскурсию по детскому саду. Цель ее – показать родителям, что в дошкольном уч­реждении создана безопасная, педагогичес­ки грамотная и психологически комфорт­ная среда для здоровья и развития ребенка. В конце встречи заведующий предлагает родителям посетить заседание роди­тельского клуба, где они получат инфор­мацию о том, как протекал период адапта­ции у других детей, какие действия родите­лей помогли им, какие были допущены ошибки и как их можно избежать, какой по­ложительный опыт накоплен в других семьях. На втором этапе использовались активные методы взаимодействия, родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты о ребёнке на основе своих наблюдений.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) раздражительное, неустойчивое

в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

а) быстро (до 10 мин.)

б) медленно

в) спокойно

г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

а) дополнительные воздействия ___________________________________ (какие?)

б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

а) 2 часа

б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

а) хороший

б) избирательный

в) неустойчивый

г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

а) положительно

б) отрицательно

в) не просится, но бывает сухой

г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________ (указать)

б) нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

а) да

б) нет

в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

а) да

б) нет

в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

а) умеет играть самостоятельно

б) не всегда

в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

13. Отношение к занятиям ( усидчив, активен)?

а) да

б) нет

в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с родными ?

а) да

б) нет

в) перенес разлуку легко

г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

а) да

б) нет

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Во время анкетирования было опрошено 30 семей.

Анкетирование показало, что 52 % – готовы к посещению ДОУ, 29% – условно готовы к посещению детского сада и 19 % – не готовы к посещению ДОУ.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов. Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо. А что бы взаимодействие семьи и ДОУ было более эффективным родителям предлагается заполнить анкету, которая поможет адаптировать работу учреждения к потребностям ребенка.

Анкета по оценке взаимодействия родителей с педагогами

Уважаемые родители!

В целях повышения эффективности взаимодействия педагогов дошкольного образовательного

учреждения с родителями воспитанников, а также выявления существующих разногласий

предлагаем ответить на следующие вопросы.

1. С какого возраста ваш ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение?

_________________________________________________________________

2. Почему вы воспользовались услугами дошкольного образовательного учреждения?

нет возможности оплачивать няню;

некому присматривать за ребенком дома;

считаю педагогов дошкольного образовательного учреждения более компетентными в

вопросах воспитания и развития детей;

другие причины (укажите) _______________________________________________.

______________________________________________________________________

3. Удалось ли вам выстроить взаимоотношения с воспитателями группы, специалистами

дошкольного образовательного учреждения?

да;

нет;

частично.

4. Удовлетворены ли вы воспитанием ребенка в дошкольном образовательном учреждении?

да;

нет;

частично.

5. Удовлетворены ли вы отношением ребенка с педагогами?

да;

нет;

частично.

6. Удовлетворены ли вы отношением ребенка со сверстниками в группе?

да;

нет;

частично.

7. Удовлетворены ли вы режимом работы дошкольного образовательного учреждения?

да;

нет;

частично.

8. Не возникало ли у вас ощущения, что педагоги предвзято относятся к вашему ребенку?

да;

нет;

иногда.

9. Знакомы ли вы с образовательной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении?

да;

нет;

частично.

10. Сталкивались ли вы с проблемой отказа ребенка идти в детский сад? По какой причине?

________________________________________________________________________

11. Испытываете ли вы трудности в воспитании?

да;

нет;

иногда.

12. Как вы преодолеваете эти трудности?

ищу ответы в специальной литературе;

общаюсь с другими родителями на различных форумах по вопросам воспитания детей;

обращаюсь к членам семьи старшего поколения (бабушка, дедушка);

консультируюсь с педагогами дошкольного образовательного учреждения;

другое (укажите) _______________________________________________________

13. Как часто вы обращаетесь за помощью к педагогам и специалистам дошкольного

образовательного учреждения?

да;

нет;

иногда.

14. Всегда ли вы получаете ту информацию, в которой нуждались?

да;

нет;

иногда.

15. Испытываете ли вы неудобства в ситуации общения с педагогами или специалистами

дошкольного образовательного учреждения в процессе обсуждения своих трудностей в

воспитании?

да;

нет;

иногда.

16. Какие трудности вы испытываете во взаимодействии с педагогами дошкольного образовательного учреждения? _____________________________________

____________________________________________________________________________

17. Готовы ли вы к специальным занятиям, тренингам, посещению мероприятий в рамках деятельности семейного клуба? __________________________________________

_______________________________________________________________________

18. Что может, на ваш взгляд, способствовать сотрудничеству семьи и детского сада?

________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Проведённое анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:

72% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а решать, как действовать должны они сами;

18% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;

10% опрошенных родителей заботу о воспитании ребёнка возлагают на педагогов;

В то же время, 64 % родителей не придают особого значения трудностям воспитания ребёнка;

15% родителей считают, что педагоги ДОУ не обязаны давать какие либо консультации, и считают неудобным обращаться к педагогам ДОУ;

21% , полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.

Посещение клуба родителями чрезвычайно важно как для них самих, так и для педагогов: таким образом, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают часть ответственности за успехи малыша на себя, они узнают больше о развитии своего ребенка, о работе педагогов дошкольного учреждения, начинают испытывать к нему уважение. Вместе с этим использовались и другие формы работы с родителями в клубе это игровые занятия, театрализованная деятельность, семейные домашние задания. Адаптационный период проходит менее болезненно, если действия родителей и воспитателей скоординированы. Учитывая это, наши педагоги проводят огромную информационно-просветительскую деятельность: беседы, консультации, семинары, тренинги и т.д. Беседы с родителями помогают педагогам определить наиболее востребованные темы, проблемы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста; с учетом запросов родителей определить работу клуба на весь период адаптации ребёнка. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. Создание клуба «Растём вместе» стало для педагогов нашего ДОУ оптимальной формой сотрудничества с семьёй, в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребёнка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми.

Литература:

  1. Тавберидзе Е.А., КалугинаВ.А. «Организация и содержание работы с родителями». – М.: Школьная Пресса, 2008.-с,- («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып.174).
  2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. 2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007.
  3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ – М.: Просвещение, 2003.
  4. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. С. 18 – 21.
  5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, дошкольное образовательное учреждение, ваш ребенок, педагог, нет, дошкольное учреждение, ребенок, семья, адаптационный период.


Похожие статьи

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Об уровнях взаимодействия семьи и школы

В статье авторы исследуют процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников, определяют его состав, этапы и уровни развития.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Похожие статьи

Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи

Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Об уровнях взаимодействия семьи и школы

В статье авторы исследуют процесс взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников, определяют его состав, этапы и уровни развития.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Задать вопрос