Организация и проведение познавательно-игровых досугов в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поварницына, Е. А. Организация и проведение познавательно-игровых досугов в детском саду / Е. А. Поварницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54118/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная задача, которая определяет важность физического воспитания как фундамент всестороннего развития, является формирование здорового ребенка, качественно владеющего основными движениями, испытывающий удовольствие от выполнения физических упражнений, самостоятельно ориентирующийся в окружающей действительности, способный к дальнейшему обучению в школе и творческой деятельности.

Самым лучшим средством в дошкольном детстве для решения этих задач является, конечно же – игра! Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношения к окружающему миру [1, с.3].

Через знакомство с сюжетом игры ребенок начинает приобретать опыт, который ему необходим для познания окружающего мира.

Основываясь на такое понимание игры, мы внедрили ее в физкультурно – образовательную деятельность детского сада, через проведение познавательно-игровых досугов. Благодаря реализации этой работы, мы способствуем укреплению и сохранению здоровья детей, выработке устойчивых навыков в основных видах движений и в выполнении физических упражнений, а также стараемся воспитать любовь к занятиям физической культуры.

В процессе досугов: наблюдая за животными, путешествуя по странам, участвуя в олимпийских играх, играя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия и умения, проверять результаты собственных действий или событий, управлять своей деятельностью, проверять реальность [3, с. 5]. Все это способствует всестороннему развитию малыша.

Для того чтобы дети действительно получали знания и приобретали опыт, планирование досугов в течение года, выстроено в соответствии с последовательной системой, которая позволяет усвоить детям материал от простого к сложному, от начала сюжета общей темы до логичного его завершения.

Планируются досуги в каждой возрастной группе, в течение года проигрывается одна большая тематическая игра, которая состоит из 4 малых игр.

Например: младший дошкольный возраст.

Большая тематическая игра (термин Н.Н. Ефименко): «Животные леса».

Малые игры: «В гости к мишке «Топтышке»», «Зимовье зверей», «Веселые зайчата», «На день рождение Белочки».

Старший дошкольный возраст:

Большая тематическая игра: «Зарождение спорта».

Малые игры: «Колыбель человечества», «Первая олимпиада», «Олимпийская дружба», «Олимпиада детского сада».

Таким образом, в результате участия в познавательно – игровых досугах у детей расширяется не только двигательный опыт, но и знания об окружающем мире.

Конспект досуга «Олимпийская дружба» – старший дошкольный возраст. (идея А.П. Щербак)

Цель: знакомство детей с олимпийскими символами и традициями.

Задачи: 1. Познакомить с континентами Земного шара и их древними обитателями, подарившими миру спортивные игры.

2. Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений.

3. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, ответственности за взятые на себя обязательства. Расширять кругозор ребенка.

Оборудование: видеопроектор, музыкальный центр, муляж «Олимпийский факел», снаряды для прыжков, баскетбольные кольца, баскетбольные мячи, лестницы, мешочки с песком, корзины, стойки, футбольные мячи, медали.

Ход: Построение. Строевые упражнения.

Вводная часть: (под музыку) обычная ходьба, обычный бег, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, бег на носках, ходьба с чередованием движений, легкий бег, обычная ходьба.

Перестроение в две колонны.

Дети садятся на ковер, напротив экрана.

Ребята, мы научились с вами выполнять различные спортивные упражнения и движения. Вспомните наше занятие, посвященное древним Олимпийским играм. Где проходили игры? Для чего они проводились?

Сегодня я хочу рассказать вам о пяти кольцах дружбы, которые объединяют всех спортсменов Земли. Сегодня, спустя много веков, в Олимпии загорается олимпийский огонь. Раз в четыре года на стадион одной из стран мира вбегает человек с факелом, зажженным от этого огня (Слайд). Давайте и мы с вами проведем «Эстафету священного огня».

1 эстафета «Олимпийский огонь».

Гладкий бег с «Олимпийским факелом» в руках.

Рис. 1. Эстафета «Олимпийский огонь».

Более 200 лет назад в Олимпии был построен новый стадион. Был также организован Международный олимпийский комитет, в который вошли представители разных стран. Комитет хотел, чтобы, как и в древности, спорт сдружил людей. Эти надежды сбылись: сейчас на Олимпийские игры съезжаются спортсмены со всех пяти континентов планеты. Символ Олимпиады – 5 цветных сплетенных колец – обозначает дружбу между семи континентами: Европу (голубой цвет), Азией (желтый цвет), Африкой (черный цвет), Австралией (зеленый цвет), Америкой (красный цвет).

Мы познакомимся сегодня с народами континентов и теми видами спорта, которые они подарили всем остальным людям. (Слайд).

Африка – у народов Африки и Древнего Египта спорт составлял важную часть религиозных обрядов и ритуалов, с помощью которых люди пытались повысить урожай, ускорить приход весны. В давние времена, спорт доставлял людям не меньшее удовольствие, чем в наши дни. Одним из излюбленных видов спорта были прыжки через быка, которые представляли собой захватывающее зрелище и требовали от участников соревнований огромного мастерства и исключительного мужества. В современной гимнастике есть подобный элемент: прыжки через гимнастического коня или козла. Я предлагаю испытать себя на ловкость и смелость. (Слайд).

2 эстафета «Прыжки через снаряд».

Прыжки через снаряды, возвращение назад – гладкий бег.

Рис. 2. Эстафета «Прыжки через снаряды».

Америка – для индейцев, населяющих Центральную Америку, игра в мяч была религиозным ритуалом, направленная на обеспечения богатого урожая. Площадка игры с мячом олицетворяла собой весь мир, а перемещение мяча означало движение Солнца и Луны. 200 лет назад в Америке был изобретен баскетбол. (Слайд).

3 эстафета «Попади в кольцо».

Бросок в баскетбольное кольцо.

Рис. 3. Эстафета «Попади в кольцо».

Азия – в Японии, Китае и Тибете боевые искусства разрабатывались для самообороны и применялись, главным образом, в реальном бою, для того, чтобы обезвредить противника или убить его. Из-за своей установки на физическое совершенство и духовную дисциплину боевые искусства стали широко применяться для выработки самоконтроля и выдержки. Было создано много школ борьбы. Какие вы знаете? ( К международным видам борьбы относятся олимпийские виды борьбы: греко-римская борьба, вольная борьба и дзюдо. Некоторые виды национальной и народной борьбы, не являясь олимпийскими, также получили обширное международное признание, прежде всего самбо, федерации, которой имеются более чем в 80 странах. Довольно быстрыми темпами развивается в мире спортивное сумо). (Слайды). Правильно, видов борьбы много, но объединяет их то, что спортсмен в любом случае должен быть смелым, сильным, ловким, быстрым и гибким. Я хочу проверить обладаете ли вы этими качествами.

4 эстафета «Полоса препятствий».

Пройти между реек лестница, возвращение назад – гладкий бег.

Рис. 4. Эстафета «Полоса препятствий».

Австралия – этот континент был открыт и исследован путешественниками позднее других континентов. Населяют его племена туземцев, одним из средств существования которых, является охота. Туземцы обладают великолепными навыками стрельбы из лука. В настоящее время этот вид боевого искусства стал спортивным. Лучники всех стран соревнуются в меткости. (Слайд).

5 эстафета «Метание мешочков».

Метание мешочков с песком в корзину, способ из-за плеча.

Рис. 5. Эстафета «Метание мешочков».

Европа – многие виды спорта зародились в Европе, главным образом в Англии. Английский король 500 лет назад издал специальный документ под названием «Книга спортивных игр», где говорилось, что его поданные имеют право заниматься спортом. С этого времени широкое распространение в обществе получили игры с мячом. В то время большой популярностью стал пользоваться футбол. В Европе впервые в мире стали организовываться соревнования между разными командами, а значит, понадобилось создание единых правил для всех. И вновь первыми стали английские школы для юношей, в которых и были выработаны такие правила. Расскажите основные правила футбола.

6 эстафета «Ведение футбольного мяча».

Ведение футбольного мяча змейкой, возвращение назад – гладкое ведение.

Награждение команд.

История Олимпиады – это история удивительных побед, интересных событий, крепкой дружбы. Но об этом вам более подробно расскажут в школе на уроках истории и физкультуры.

Рис. 6. Эстафета «Ведение футбольного мяча».

Литература:

  1. Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа / авт.-сост. Т.Б. Сидорова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 169с.
  2. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию дошкольника: Метод.пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Европа, игра, эстафета, Америка, гладкий бег, окружающий мир, тематическая игра, футбольный мяч, главный образ, детский сад.


Похожие статьи

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-культурная деятельность в образовательных учреждениях

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Вовлечение родителей в физкультурно-досуговую деятельность в ДОУ

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Занятия по развитию речевой активности с детьми старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-культурная деятельность в образовательных учреждениях

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Вовлечение родителей в физкультурно-досуговую деятельность в ДОУ

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Занятия по развитию речевой активности с детьми старшего дошкольного возраста

Задать вопрос