Основная задача, которая определяет важность физического воспитания как фундамент всестороннего развития, является формирование здорового ребенка, качественно владеющего основными движениями, испытывающий удовольствие от выполнения физических упражнений, самостоятельно ориентирующийся в окружающей действительности, способный к дальнейшему обучению в школе и творческой деятельности.
Самым лучшим средством в дошкольном детстве для решения этих задач является, конечно же – игра! Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношения к окружающему миру [1, с.3].
Через знакомство с сюжетом игры ребенок начинает приобретать опыт, который ему необходим для познания окружающего мира.
Основываясь на такое понимание игры, мы внедрили ее в физкультурно – образовательную деятельность детского сада, через проведение познавательно-игровых досугов. Благодаря реализации этой работы, мы способствуем укреплению и сохранению здоровья детей, выработке устойчивых навыков в основных видах движений и в выполнении физических упражнений, а также стараемся воспитать любовь к занятиям физической культуры.
В процессе досугов: наблюдая за животными, путешествуя по странам, участвуя в олимпийских играх, играя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия и умения, проверять результаты собственных действий или событий, управлять своей деятельностью, проверять реальность [3, с. 5]. Все это способствует всестороннему развитию малыша.
Для того чтобы дети действительно получали знания и приобретали опыт, планирование досугов в течение года, выстроено в соответствии с последовательной системой, которая позволяет усвоить детям материал от простого к сложному, от начала сюжета общей темы до логичного его завершения.
Планируются досуги в каждой возрастной группе, в течение года проигрывается одна большая тематическая игра, которая состоит из 4 малых игр.
Например: младший дошкольный возраст.
Большая тематическая игра (термин Н.Н. Ефименко): «Животные леса».
Малые игры: «В гости к мишке «Топтышке»», «Зимовье зверей», «Веселые зайчата», «На день рождение Белочки».
Старший дошкольный возраст:
Большая тематическая игра: «Зарождение спорта».
Малые игры: «Колыбель человечества», «Первая олимпиада», «Олимпийская дружба», «Олимпиада детского сада».
Таким образом, в результате участия в познавательно – игровых досугах у детей расширяется не только двигательный опыт, но и знания об окружающем мире.
Конспект досуга «Олимпийская дружба» – старший дошкольный возраст. (идея А.П. Щербак)
Цель: знакомство детей с олимпийскими символами и традициями.
Задачи: 1. Познакомить с континентами Земного шара и их древними обитателями, подарившими миру спортивные игры.
2. Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений.
3. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, ответственности за взятые на себя обязательства. Расширять кругозор ребенка.
Оборудование: видеопроектор, музыкальный центр, муляж «Олимпийский факел», снаряды для прыжков, баскетбольные кольца, баскетбольные мячи, лестницы, мешочки с песком, корзины, стойки, футбольные мячи, медали.
Ход: Построение. Строевые упражнения.
Вводная часть: (под музыку) обычная ходьба, обычный бег, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, бег на носках, ходьба с чередованием движений, легкий бег, обычная ходьба.
Перестроение в две колонны.
Дети садятся на ковер, напротив экрана.
Ребята, мы научились с вами выполнять различные спортивные упражнения и движения. Вспомните наше занятие, посвященное древним Олимпийским играм. Где проходили игры? Для чего они проводились?
Сегодня я хочу рассказать вам о пяти кольцах дружбы, которые объединяют всех спортсменов Земли. Сегодня, спустя много веков, в Олимпии загорается олимпийский огонь. Раз в четыре года на стадион одной из стран мира вбегает человек с факелом, зажженным от этого огня (Слайд). Давайте и мы с вами проведем «Эстафету священного огня».
1 эстафета «Олимпийский огонь».
Гладкий бег с «Олимпийским факелом» в руках.
Рис. 1. Эстафета «Олимпийский огонь».
Более 200 лет назад в Олимпии был построен новый стадион. Был также организован Международный олимпийский комитет, в который вошли представители разных стран. Комитет хотел, чтобы, как и в древности, спорт сдружил людей. Эти надежды сбылись: сейчас на Олимпийские игры съезжаются спортсмены со всех пяти континентов планеты. Символ Олимпиады – 5 цветных сплетенных колец – обозначает дружбу между семи континентами: Европу (голубой цвет), Азией (желтый цвет), Африкой (черный цвет), Австралией (зеленый цвет), Америкой (красный цвет).
Мы познакомимся сегодня с народами континентов и теми видами спорта, которые они подарили всем остальным людям. (Слайд).
Африка – у народов Африки и Древнего Египта спорт составлял важную часть религиозных обрядов и ритуалов, с помощью которых люди пытались повысить урожай, ускорить приход весны. В давние времена, спорт доставлял людям не меньшее удовольствие, чем в наши дни. Одним из излюбленных видов спорта были прыжки через быка, которые представляли собой захватывающее зрелище и требовали от участников соревнований огромного мастерства и исключительного мужества. В современной гимнастике есть подобный элемент: прыжки через гимнастического коня или козла. Я предлагаю испытать себя на ловкость и смелость. (Слайд).
2 эстафета «Прыжки через снаряд».
Прыжки через снаряды, возвращение назад – гладкий бег.
Рис. 2. Эстафета «Прыжки через снаряды».
Америка – для индейцев, населяющих Центральную Америку, игра в мяч была религиозным ритуалом, направленная на обеспечения богатого урожая. Площадка игры с мячом олицетворяла собой весь мир, а перемещение мяча означало движение Солнца и Луны. 200 лет назад в Америке был изобретен баскетбол. (Слайд).
3 эстафета «Попади в кольцо».
Бросок в баскетбольное кольцо.
Рис. 3. Эстафета «Попади в кольцо».
Азия – в Японии, Китае и Тибете боевые искусства разрабатывались для самообороны и применялись, главным образом, в реальном бою, для того, чтобы обезвредить противника или убить его. Из-за своей установки на физическое совершенство и духовную дисциплину боевые искусства стали широко применяться для выработки самоконтроля и выдержки. Было создано много школ борьбы. Какие вы знаете? ( К международным видам борьбы относятся олимпийские виды борьбы: греко-римская борьба, вольная борьба и дзюдо. Некоторые виды национальной и народной борьбы, не являясь олимпийскими, также получили обширное международное признание, прежде всего самбо, федерации, которой имеются более чем в 80 странах. Довольно быстрыми темпами развивается в мире спортивное сумо). (Слайды). Правильно, видов борьбы много, но объединяет их то, что спортсмен в любом случае должен быть смелым, сильным, ловким, быстрым и гибким. Я хочу проверить обладаете ли вы этими качествами.
4 эстафета «Полоса препятствий».
Пройти между реек лестница, возвращение назад – гладкий бег.
Рис. 4. Эстафета «Полоса препятствий».
Австралия – этот континент был открыт и исследован путешественниками позднее других континентов. Населяют его племена туземцев, одним из средств существования которых, является охота. Туземцы обладают великолепными навыками стрельбы из лука. В настоящее время этот вид боевого искусства стал спортивным. Лучники всех стран соревнуются в меткости. (Слайд).
5 эстафета «Метание мешочков».
Метание мешочков с песком в корзину, способ из-за плеча.
Рис. 5. Эстафета «Метание мешочков».
Европа – многие виды спорта зародились в Европе, главным образом в Англии. Английский король 500 лет назад издал специальный документ под названием «Книга спортивных игр», где говорилось, что его поданные имеют право заниматься спортом. С этого времени широкое распространение в обществе получили игры с мячом. В то время большой популярностью стал пользоваться футбол. В Европе впервые в мире стали организовываться соревнования между разными командами, а значит, понадобилось создание единых правил для всех. И вновь первыми стали английские школы для юношей, в которых и были выработаны такие правила. Расскажите основные правила футбола.
6 эстафета «Ведение футбольного мяча».
Ведение футбольного мяча змейкой, возвращение назад – гладкое ведение.
Награждение команд.
История Олимпиады – это история удивительных побед, интересных событий, крепкой дружбы. Но об этом вам более подробно расскажут в школе на уроках истории и физкультуры.
Рис. 6. Эстафета «Ведение футбольного мяча».
Литература:
- Познавательные физкультурные занятия. Подготовительная группа / авт.-сост. Т.Б. Сидорова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 169с.
- Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию дошкольника: Метод.пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 72 с.