Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Позднякова, Н. А. Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ / Н. А. Позднякова, С. А. Светличная, В. Д. Рубаненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54119/ (дата обращения: 15.11.2024).



Работа в данном направлении проводится с 2000 года на логопункте нашего дошкольного учреждения, затем в группе компенсирующей направленности с детьми различной степени тяжести.

В данный период в нашем дошкольном учреждении такой группы нет, но на логопункте стали оставаться дети, родители которых по каким-то причинам отказались от оформления ребёнка в специализированные сады или группы. Чаще стали появляться дети с инвалидностью, которым иногда необходимы особые условия развития.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1993 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.) каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей. Эту информацию мы обязательно доносим до родителей, уточняя возможности предоставления ребёнку необходимой ему помощи.

Самую представительную группу среди «проблемных» детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, так как чаще всего в патологический процесс оказываются вовлечены все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно – потребностная, социально – личностная, моторно – двигательная, эмоционально – волевая, а также мышление, познавательная и продуктивная деятельность, речь, поведение и, как следствие этого, нарушение целостного развития.

Каждый педагог знает, что нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий:

  1. Состояние здоровья ребёнка – биологический фактор развития.
  2. Благоприятная социально-педагогическая среда – социальный фактор развития, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.
  3. Активность самого ребёнка – двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная.

D:\Изображения\2017-10-09 фото телефон\фото телефон 075.jpg

Самым тесным образом с содержанием всех разделов программы на всех этапах обучения связана игра. На особом месте находятся театрализованные игры. Именно они оказывают помощь в решении проблемы взаимодействия взрослого с ребёнком в эмоциональном и социально-нравственном развитии, оказывают влияние на физическое и моторно-двигательное, сенсорное, познавательное развитие. Нельзя переоценить их роль в речевом и коммуникативном развитии. Но успешному и наиболее эффективному применению театрализованных игр должна предшествовать большая предварительная работа.

С чего же начинать?

С налаживания контакта с воспитателями групп, в которых находятся дети с ОВЗ и совместной диагностики детей?

При анализе диагностирования детей с ОВЗ на фоне низкого уровня общего развития наблюдалось своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: эмоциональная обеднённость, снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному подражанию, слабая реакция на новое. Дети с ОВЗ практически не стремились к самостоятельности и оставались индифферентными к своим действиям. Поэтому главной задачей является необходимость вызвать у детей интерес, активность, желание общаться со взрослыми и детьми, постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон настроения, активизировать речевую деятельность детей. На это особенно пришлось уделить внимание, так как основной состав детей группы с незначительными нарушениями звукопроизношения и достаточно внятной речью, часть детей со значительным нарушением звукопроизношения, неудовлетворительным состоянием просодической стороны речи.

Можно только удивляться и убеждаться в мудрости и уникальности наших предков, которые задолго до открытия учёными взаимосвязи рук и речи, придумывали и передавали из поколения в поколение такие потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

D:\Новая папка\FLASH_SVETA\IMG_1153.JPG

D:\статья\фото к статье\2018 фото с телефона 1654.jpg

Я, как логопед, в своей работе большое внимание уделяю таким упражнениям, как массаж и самомассаж, а воспитатели, в свою очередь, параллельно со мной работают над пальчиковой гимнастикой, которая выполняется в сопровождении коротких стихотворений и потешек. Как одно из новых направлений развития интеллекта используются методы кинезиологии (развитие головного мозга через движения); специальные упражнения пальцев и кистей рук, языка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, выполнение различных мимических движений, упражнения на координацию и ориентировку в пространстве.

Все эти упражнения сначала разучиваются вместе с детьми, выполняются по показу, индивидуально. Потом можно использовать словесную инструкцию, иллюстративный материал, всевозможные схемы, картинки, карточки-пиктограммы. Дети могут выполнять эти упражнения парами (зеркальное отображение), небольшими подгруппами, с использованием необходимых предметов, игрушек, элементов мини театров, деталей костюмов, декораций. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к ознакомлению детей с основными эмоциональными состояниями и способами их вербального и невербального выражения, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения, когда каждый ребёнок имеет возможность в дальнейшем проявить себя в какой-то роли.

За время нашей совместной работы мы смогли убедиться в своевременности, эффективности и целесообразности использования театральных методик в работе с детьми. Это подтверждают и новые направления в практике дошкольных образовательных учреждений, одним из которых является работа с детьми с ОВЗ, посещающими массовые группы. Всё чаще знакомые всем слова и понятия: игра, игрушка, музыка, кукла, сказка употребляются в словосочетаниях со словами «терапия», «педагогика».

Появилась литература, поднимающая и решающая проблемы применения театрализованных игр.

Одновременно с обучающим моментом театрализованные игры имеют огромное воспитательное значение: через них дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения; совершенствуется речь, звуковая культура, интонационный строй, незаметно активизируется словарь; происходит приобщение к духовным ценностям. А реализация развития ребёнка посредством театрализованной деятельности осуществляется через:

 Создание условий для развития творческой активности детей: способность свободно и раскрепощено держаться, уметь использовать и импровизировать средства мимики, выразительных движений, интонаций и т.д.

 Приобщение детей к театральной культуре: знакомство с разными жанрами и видами театров.

 Обеспечение театрализованной взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

 Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Только при выполнении всех этих условий мы можем получить конкретный, зримый результат.

D:\Изображения\2018-03-07 фотка\фотка 693.jpg

Этапы развития театральной деятельности:

  1. Обследование.
  2. Самомассаж.
  3. Артикуляционная гимнастика /развитие мимики/.
  4. Развитие эмоциональной отзывчивости /психолог, воспитатели, музыкальные работники, хореограф, преподаватели по изобразительной деятельности и физической культуре, логопед, медицинские работники, положительно настроенный коллектив МДОУ, театр /мимика, жесты, интонации/.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Потешки.
  7. Кинезеологическая гимнастика.
  8. Дыхательная гимнастика.
  9. Логоритмика.
  10. Развитие просодической стороны речи /интонирование/.
  11. Мини-сценки с игрушками.
  12. Элементы сюжетно-ролевой игры, сама игра.
  13. Участие в утренниках, развлечениях, выступлениях перед детьми, другими взрослыми в театрализованных постановках от мини-сценок до игр-драмматизаций.

D:\статья\фото к статье\2018 фото с телефона 1629.jpg

D:\статья\фото к статье\IMG_1162.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное учреждение, дыхательная гимнастика, игра, коммуникативное развитие, пальчиковая гимнастика, просодическая сторона речи, развитие, создание условий, эмоциональная отзывчивость.


Похожие статьи

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзия в ДОУ. Психологическая адаптация и адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Народное творчество в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Игра на ложках

Похожие статьи

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзия в ДОУ. Психологическая адаптация и адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Народное творчество в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Игра на ложках

Задать вопрос