В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи через совместные мероприятия.
Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей¸ становятся ближе.
В.А. Сухомлинский
Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.
Актуальны проблемы взаимодействия с семьёй ещё и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», всё чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребёнок, или дети воспитываются в неполной семье. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей.
Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об образовании, и в семейном кодексе, равно как и в трудах психологов, педагогов прошлого и настоящего отчетливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В.А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».
Обязанность педагога – донести до родителей мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, определённых приёмов и методов.
Наше дошкольное учреждение, как и любое другое, имеет уникальную возможность постоянного взаимодействия с родителями, с социумом, и использует различные формы: беседы; консультации; родительские собрания; дни открытых дверей; круглый стол с участием родителей; мастер-классы; совместные проекты; анкетирование родителей; участие в конкурсах разных уровней; работа с родительским активом группы; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и занятия с участием родителей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместные экскурсии; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями и др.
Все формы взаимодействия хороши, но особое внимание мы уделяем совместным мероприятиям, где родители являются активными участниками. Это праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения, совместные занятия, где всё происходит творчески и интересно, а сама атмосфера способствует раскрытию талантов и у детей, и их родителей. В такой обстановке происходит единение взрослых и малышей, в итоге формируется единый коллектив. Родителям интересно встречаться, обсуждать проблемы группы, находить пути их решения. Они начинают анализировать собственные действия, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.
Подготовка и проведение совместных досуговых мероприятий развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Это даёт возможность актуализировать творческий потенциал взрослых и детей. Сама организация таких мероприятий отличается не только внешними средствами активизации творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личным качествам: коммуникабельности, субъективности, креативности.
Военно-патриотическая игра «Зарница» с участием родителей и детей |
Спортивный праздник «Веселые старты», посвященное Дню защитника Отечества |
Мастер-класс с родителями «Осенний вернисаж» (лепка из соленого теста)
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги‑родители‑дети», по мнению Е.С. Евдокимовой, является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:
– потребность в любви, одобрении;
– стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми;
– потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение;
– потребность в ознакомлении с окружающим миром.
День дружбы |
День российского флага |
Праздник, развлечение, досуг – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события, которые решают ряд задач:
преодоление препятствий в общении взрослых и детей;
развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей;
приобретение родителями опыта проведения таких мероприятий, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.
Для взрослых и детей праздник – это вcегда яркое, незабываемое cобытие. Размышляя о том, что такое праздник, взрослые говорят: «это определенное состояние», «чувство оптимизма», «активизация», «радость», «стимул», «отдых», «получение новой информации». Дети, cо свойственной им жизнерадостностью, вторят: «это cюрприз», «ожидание», «радоcть», «cмех», «неожиданность», «клоуны», «торт».
Совместное творчество детей и взрослых в подготовке и проведении таких мероприятий проходит поэтапно.
1 этап. Информационный.
Совместная встреча педагогов с родителями по поводу их участия в празднике вместе с детьми.
2 этап. Проектирование.
Обсуждение группой педагогов и родителей вариантов взаимодействия в системе «дети‑родители‑педагоги». Составление сценария и программы действий детей и взрослых на мероприятии. Распределение ролей, исходя из индивидуальных особенностей и личных пожеланий детей и взрослых.
3 этап. Подготовительный.
Обсуждение воспитывающими взрослыми всех вопросов, касающихся организации мероприятия.
4 этап. Реализация проекта.
Поддержка воспитателями и музыкальным руководителем детей, родителей и других членов семьей воспитанников в выполнении сценария (снятие напряженности, обыгрывание сложных ситуаций и пр.).
5 этап. Рефлексивный.
Групповой просмотр фото и видеозаписей проведенного мероприятия с последующим анализом, оценкой успехов и неудач.
Наиболее значимы семейные праздники для cемьи c ребенком раннего возраста, потому что ребенок до 3 лет лучше чувcтвует себя, когда на празднике рядом c ним находятcя родители.
Концерт «Семейные таланты» (родитель и ребенок) для бабушек и дедушек
Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, ориентированное на развитие воспитательного потенциала семьи. Семейный театр изменяет детско‑взрослые отношения в семье, а также отношение родителей к детскому саду.
Домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец XVIII – начало XX вв.) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга в России. Расцвет и всплеск интереса к «домашнему театру» приходится на конец XIX – начало XX вв.
В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков, искусствоведов и педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители, бабушки, дедушки и другие родственники. Организовывались эти представления для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью проведения совместного досуга.
Третий год в нашем детском саду проходит «Неделя театра», в которой активное участие принимают и дети, и взрослые. В течении недели малыши знакомятся с разными видами театра, с историей его возникновения, повышают уровень актёрских способностей, умению раскрепощено держаться при выступлениях на публике, а в заключение готовится показ театрализованного представления в триаде «дети‑родители‑педагоги».В процессе подготовки и реализации проекта устанавливаются тесные отношения между всеми воспитывающими взрослыми и детьми. Вся работа также строится поэтапно, решая задачи:
вызвать у детей интерес к театральной деятельности;
способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и способности к творчеству;
укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни ДОУ;
Развитие у семей интереса к посещению профессиональных театров.
Театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность и формирует творческую активность, способствует гармонизации детско‑взрослых отношений, объединению семей, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
Неделя театра «Покажем сказку малышам»
Совместные досуговые мероприятия стали своеобразной визитной карточкой дошкольного учреждения, которые способствуют укреплению семейных связей через общее творчество, прикосновение к культуре и искусству, помогают в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребёнка, знакомить их с тем, что происходит в детском саду, делают активными единомышленниками.
Если такие праздничные встречи становятся доброй традицией, то в лице родителей педагоги имеют хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.
Литература:
- Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева «Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2007
- Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова «Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями»:Учитель, Волгоград; 2012
- Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко: Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Москва: ЛИНКА, 2001