В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических знаний. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс обучения воспитанников основам финансовой грамотности в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольное образование, экономические знания, развитие.
Всё преимущество иметь деньги
заключается в возможности ими пользоваться.
Бенджамин Франклин
Понятие «экономика» происходит от греческого слова, которое переводится как искусство ведения домашнего хозяйства. В наше время слово «экономика» чаще употребляется в более широком смысле слова и обозначает хозяйство той или иной страны. Хозяйство любой страны очень сложное дело. Оно состоит из разных отраслей, т.е. видов профессиональной деятельности-промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.
Знания об экономике позволяют нам успешно вести хозяйство, наилучшим образом организовать дело, получить наибольшую выгоду. В содержание экономических знаний включены знания о деньгах, их назначении.
Задачи воспитания охватывают такие вопросы:
- умение целесообразно тратить карманные деньги;
- умение ориентироваться в разносторонней, привлекательной для детей, рекламе;
- разумно подходить к покупке вещей, учитывая свои потребности.
Иными словами, с детства у детей формируют потребности, что очень важно для вступающего в жизнь молодого поколения.
Экономическое воспитание длительное время не было предметом специального изучения не только дошкольной, но и школьной педагогики. Ведь дошкольники далеки от сферы настоящего производительного труда – основы экономической жизни. А отсюда и вопрос: «А не рано ли в дошкольном возрасте ставить какие-то экономические задачи?» Это неверный подход!
Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.09.2017 «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы», в разделе «Образовательное направление» с целью формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, экономического образования и воспитания, указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста через внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного образования, а также систему дополнительного образования.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от детей умения правильно ориентироваться в экономической действительности: строить свою жизнь более организованно и разумно.
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Автор программы «Экономика и дошкольник» Шатова А.Д. оставляет за детским садом право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Одной из основных задач программы является задача осознания взаимосвязи понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», развитие разумных потребностей.
Я считаю, что ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, о профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города; о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом; учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Начиная работу по данному направлению, я поставили перед собой следующие задачи:
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к окружающему миру.
2. Способствовать пониманию взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
3. Развивать разумные потребности и правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях посредством создания игровых ситуаций.
Реализуя задачи в нашем детском саду, я уделяю особое внимание формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями. Проводятся целенаправленные, систематические занятия (в форме игры) по экономике один раз в неделю. Длительность занятий зависит от активности детей, эмоционального состояния детей и формы организации занятия: индивидуальная, подгрупповая, кружковая работа.
Практические и познавательные задачи в области экономики не должны быть отвлеченными и надуманными. Важно, чтобы они вытекали из ситуации, с которой дети встречаются в повседневной жизни. С этой целью в ДОУ организован кружок «Азбука экономики».
Учитывая интересы детей, типичные для детей виды деятельности, я соединила игру и обучение, что помогло обеспечить единство решения познавательных, практических игровых задач.
Дети очень любят сказки. Чтобы заинтересовать детей, я прочитала много сказок разных народов и выбрала из них моменты экономического содержания. Это способствовало тому, что дети учились находить элементы экономики в сказках и переносить их в современный мир.
Такая вариативность в подаче содержания способствовала успеху детей в осмыслении нравственных, экономических проблем: бережливость по отношению к личному общественному достоянию, трудолюбия, уважительного отношения к трудящемуся человеку, правильной позиции приобретения вещей, учитывая и сочетая свои потребности с возможностями родителей.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, мною разработана анкета по определению экономических знаний для детей и родителей. На родительских собраниях и индивидуальных беседах, я пытаюсь донести до родителей значимость работы по этому направлению. Консультации для родителей, открытые занятия, обсуждения вопросов проходят в форме «Семейного кафе» с использованием такой форма работы как театр.
В семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Ведь ребенок неотделим от жизненного функционирования семьи, её быта и повседневных забот. Именно в семье, он приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношения понятий «работа» (мама работает, папа работает) и «деньги» (мама, папа работают и получают деньги), узнает, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли-продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает в кассу деньги, получает чек, сдачу).
Из опыта работы с родителями стало известно, что дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот. Работая со старшими дошкольниками, можно сделать вывод, что дети очень хорошо чувствуют многие стороны экономической деятельности, благодаря приобщению к повседневным делам семьи. Оказалось, что они хорошо представляют границы экономических возможностей семьи, ее достаток и примерный уровень потребностей соответственно семейным доходам. Детям предлагалось (индивидуально) представить себе семейную ситуацию: «Ты будешь исполнять роль папы (мамы) и сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить всё, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги? Оказалось, все дети очень хорошо сориентировались в потребностях своей семьи, и самое главное, в своих возможностях. У большинства из них выбор был приблизительно одинаков, то есть, ребята покупали предметы первой необходимости. В работе использовался пример родителей, старших сестер и братьев. Важна при этом нравственная установка на материальные и духовные ценности самых близких ребенку людей, их отношения к деньгам, вещам, труду.
Работая с детьми на практике, я убедилась, что многие предпосылки будущей экономической деятельности закладываются очень рано, и, если не сформировать их своевременно, то могут проявиться такие негативные стороны в поведении детей, как небрежность, неряшливось, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам, к материалам для игр и занятий, а иногда и неоправданные потребности, может нарушиться процесс правильной ценностной ориентации.
Учитывая, что ведущая детская деятельность дошкольников – это игра, работа по финансовой грамотности в ДОУ проводилась в игровой форме. Использовались сказочные персонажи: гном Эконом, Белка, герои мультфильмов. Участие детей в специально созданных ситуациях, способствовало приобретению определенного опыта. Разыгрывая сказку «Три поросенка», дети узнали о разнообразных природных ресурсах, которые использовались для строительства жилища. Уточняла с детьми, какие другие природные ресурсы могли использовать поросята для строительства домов, если бы они жили в разных уголках России или земного шара. Через чтение детских произведений, я расширяла представления детей о разнообразии способов использования природных ресурсов: С. Маршака «Откуда стол пришел?», Баркова А и Р. Сурьяновой «Откуда пришла книга?», сказки Е.Пермяка «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Некрасивая елка» и другие.
В работе с детьми, я широко использую дидактические, настолько-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. В игре «Волшебное дерево» происходит закрепление знаний детей в арифметических действиях: сложение, вычитание. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа; «Помоги Буратино найти монету» -дети знакомятся с составом монет, их хранениями, правильным использованием. Настольно-печатная игра «Банк» раскрывает для детей смысл вложение денег на хранение и использование их сберегательным банком.
В своей работе с воспитанниками активно использую театрализованную деятельность.
В спектаклях по книге Смироновой Т. «Белка и компания» дети, взяв на себя роли героев произведения -хозяюшка и хлопотунья Белка, рассудительный Ежик, приветливый и безотказный Мышонок, хвастунишка и лакомка Лис хотят совсем немного. Жить в достатке, без тревоги и страха, получать за свой труд хорошее вознаграждение. Они пробуют хозяйничать и так, и эдак. Однако, это очень непросто. Особенно, если жадный и завистливый Филин все время чинить им препятствия. Чтобы вести свое хозяйство разумно, чтобы не потерять все разом, оказаться в выигрыше, нашим детям приходилось постоянно думать, считать, планировать. В процессе театрализованной деятельности дети сдружились, научились выслушивать друг друга, не перебивать, учитывать мнение других, быть доброжелательными, т.е. у них сформировались навыки ведения дискуссии. Поддерживая, и выручая друг друга, дети старались понять, как действуют основные экономические законы. А главное – дети поняли, что не надо гнаться за наживой, надо поступать всегда по совести. Добрая дружба и точный расчет -вот и весь секрет.
Особый интерес дошкольники проявили к рекламе.
Рекламные ролики, яркие и красивые, привлекли их внимание. Знакомство детей с рекламой, с профессий людей, работающих в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера. Дети сравнивали варианты ответов, решений, и выбирали наиболее удачный, рациональный. Подводила детей к выводу: о товаре можно узнать с помощью рекламы, что реклама должна быть привлекательной, краткой, понятной, способной выделить самое главное, лучшее в товаре. Огромное удовольствие дети получают в придумывании рекламы. Они понимают, что придумать рекламу важно, но еще надо совместно с художником-оформителем изобразить задумку. Дети на собственном опыте наблюдают за процессом рождения рекламы.
В работу были задействованы и родители. Они вместе с детьми придумывали рекламу своей любимой игрушки, книги, конфетки.
Специально для закрепления знаний детей об экономике, педагоги нашего ДОУ разработали ряд логических заданий: это кроссворды, занимательные задания, требующие размышления, усидчивости, задачи на развитие творческого мышления с экономическим содержанием, ребусы, тесты (задания) на закрепление знаний по экономике.
Пословицы и поговорки включались во все время обучения детей экономике, так как они способствуют воспитанию уважение к труду, трудолюбие, расчетливости, бережливости. Пословицы и поговорки способствуют формированию человека – хозяина, а это основной результат экономического воспитания.
Выстраивая такую систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экономических знаний, можно говорить о положительных результатах. Дети с удовольствием и большим интересом выполняют действия, связанные с денежными операциями, рассказывают о том, что они видели в магазине, как рассчитываются за товар. Дети становятся более самостоятельными, общительными, не боятся обращаться к продавцу, описывают свои ощущения во время покупки. У детей появилась потребность разбираться в предлагаемых товарах (по качеству и по цене), воспитаны разумные потребности с учетом возможностей родителей. Изменилось отношение родителей к детям и педагогам. Родители поняли, что детям можно доверять: отправляя в магазин, дети правильно купят товар и принесут сдачу.
Проведенная работа способствовала тому, что дети не только получили определенные экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они владеют экономическими терминами, умеют их правильно применять в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни. Дети правильно ведут себя в реальной жизненных ситуациях, а у них развиты разумные потребности.
Одними занятиями задачу экономического воспитания дошкольников не решить: экономическое направление должно присутствовать во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе семьей.
Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьей сможет заложить азы экономического воспитания ребенка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Литература:
- Албу З. Воспитываем бережливых //Дошкольное воспитание.1989-№6.
- Кларина Л.М Экономика и экология для малышей //Обруч. -1997-№4.
- Кларина Л.М Уроки гнома Эконома и феи Экологии. – М.: Вита-пресса,1995.
- Катюсова И.М Лукянова Р.С Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей Н.Новгород,1994.
- Липсиц И.В Удивительные приключения в стране «Экономика». – М.: Триада,1992.
- Меньшикова О.И. Попова Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким. –М.1994. Выпуск 1-4.
- Шабельник Е.С, Рубе В.А. Зачем нужны налоги. – М.: Вита-пресса,2000
- Шатова А.Д. Программа «Дошкольник и экономика».