В данной статье рассматриваются опыт использования методики диагностирования уровня осведомленности родителей о дополнительном образовании в ДОУ. Полученные результаты диагностики выявлены на пилотажном этапе исследования и позволяют создать основу для организации формирующего эксперимента на базе исследования.
Ключевые слова: дополнительное образование.
Социальный заказ в системе дополнительного образования ДОУ является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов, направленных на создание условий для развития личности, её способностей к продуктивному решению задач в сферах трудовой, культурно-досуговой деятельностей.
Таким образом, можно вывести такое предположение: социальный заказ является одним из факторов организации дополнительного образования в ДОУ.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, нами было организовано пилотажное исследование.
Целью эксперимента является изучение социального заказа на дополнительное образование старших дошкольников.
Экспериментальной базой исследования выступило Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко», поселка Сентябрьский, Нефтеюганского района, Тюменской области.
В исследовании приняли участие родители воспитанников ДОУ.
В ходе реализации диагностики применена разработанная в рамках данной работы анкета для изучения уровня осведомленности родителей о дополнительных образовательных услугах в ДОУ.
- Считаете ли Вы необходимым дополнительные образовательные услуги (отметьте нужное):
– Да
– Нет
– Затрудняюсь ответить
- Удовлетворены ли Вы качеством дополнительных образовательных услуг (кружков, секций)?
– Да
– Нет
– Затрудняюсь ответить
- Информируют ли Вас о дополнительных образовательных услугах?
– Да
– Нет
– Затрудняюсь ответить
- Как Вы считаете, необходимо ли в детском саду развивать систему дополнительных платных образовательных услуг?
– Да,
– Нет,
– Затрудняюсь с ответом
- Готовы ли Вы оплачивать дополнительные образовательные услуги?
– Да
– Нет
– Затрудняюсь с ответом
- Устраивает ли Вас работа педагогов дополнительных услуг?
– Да;
– Нет;
– Затрудняюсь ответить.
- Какие кружки, клубы хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду
– музыкально-танцевальные
– художественно-эстетические
– спортивно-развивающие
– научно-познавательные
– другое
- Какие услуги Вы выбрали бы для своего ребенка (отметьте нужное):
– Хореография;
– Занятия в спортивных секциях;
– Занятия в ИЗО студии;
– Индивидуальная коррекционная работа речевого развития;
– Подготовка к школе
– Занятия в детской театральной студии;
– Лего конструирование;
- В какое время, на Ваш взгляд, удобнее проводить платные дополнительные образовательные услуги?
– с 16.00
– с 16.30
– с 17.00
– с 17.30
- На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду
– на общее развитие
– на подготовку к школе
– по развитию художественно-эстетического вкуса
– на приобщение к русской национальной культуре
– на воспитание экологической культуры
- Информацию о дополнительных услугах Вы приобретаете:
– из наглядной агитации детского сада;
– со слов других родителей;
– от воспитателя;
– от заведующей;
– не получаете.
В разработанном опроснике предусмотрено три блока:
Блок 1: «Дополнительные услуги»
Блок 2: «Платные услуги»
Блок 3: «Направления услуг»
Далее рассмотрим полученные результаты пилотажного исследования и интерпретируем их.
В результате анкетирования мы выяснили, что 70 % опрошенных родителей осведомлены о проведении дополнительных образовательных услуг в детском саду, 20 % не интересуются дополнительным образованием в ДОУ и 10 % затруднились ответить.
Рис. 1. Осведомленность родителей о дополнительных образовательных услугах для старших дошкольников.
В результате анкетирования мы выяснили, что респонденты за услуги дополнительного образования готовы платить -70 % опрошенных; не могут оплачивать -30 % (по причине низкой платежеспособности населения).
Рис. 2. Доля родителей, готовых пользоваться дополнительными платными образовательными услугами.
В результате анкетирования мы выяснили, что респонденты выбрали направления дополнительных образовательных услуг: музыкально-танцевальные — 35 %, художественно-эстетические — 30 %, спортивно-развивающие — 25 %, научно-познавательные — 10 %.
Рис. 3. Выбор родителями направлений дополнительных образовательных услуг.
В результате анкетирования мы выяснили, что респонденты выбрали дополнительные образовательные услуги: хореография — 25 %, занятия в спортивных секциях — 5 %; занятия в ИЗО студии — 20 %; занятия в детской театральной студии — 15 %; лего конструирование — 35 %;
Рис. 5. Выбор родителей программ дополнительных образовательных услуг для старших дошкольников.
Данные анкетирования показывают,
Таким образом, интерпретировав полученные данные можно сделать заключение, что в образовательном учреждении, на базе которого осуществлялось пилотажное исследование, в целом родители признают значимость дополнительного образования в развитии личности ребенка: его всестороннего, физического, эмоционального, интеллектуального развития.
Очень важным для дальнейшего взаимодействия родителей и ДОУ считают расширение и углубление рекламной деятельности («Побольше открытых мероприятий с демонстрацией успехов», «Выход педагогов в социальные сети для сообщения информации» и др.)
Литература:
- Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.
- Золотарёва А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011, № 3 — С.12–15.
- Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под.ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. — М.: АРКТИ, 2006. — 296 с.
- Кошкарева Н. В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н. В. Кошкарева. — Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. — 120 с.
- Литвак Р. А., Казымов В. Б. Инноватика в управлении системой дополнительного образования детей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 318–31.
- Минкинна Г. Т. Управление инновационными процессами в муниципальной системе образования // Профессиональное образование в России и за рубежом 2010 — № 2. С. 47–60.