Прикладные искусства скотоводческого населения Узбекистана и их исследование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2018

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Тошбаев, Ф. Э. Прикладные искусства скотоводческого населения Узбекистана и их исследование / Ф. Э. Тошбаев, Г. А. Холбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53798/ (дата обращения: 18.12.2024).



В результате целевых археологических исследований могильных курганов, расположенных на территории Уструшаны, было обнаружено множество материальных источников, связанных с кочевым образом жизни и погребальным обрядом. Керамическая посуда, украшенные боевые доспехи и инвентарь домашнего обихода свидетельствуют о том, что в плане производства ремесленных изделий кочевники обладали высокой культурой.

Имеющиеся археологические, письменные и этнографические источники свидетельствуют о том, что среди производимого инвентаря домашнего обихода широко были распространены предметы ткачества — ковры, войлок, полосы, сюзане, перемётные сумы, различные одежды, седла, иной конский инвентарь и др. Коренное население в совершенстве владело различными отраслями ремесла.

К сожалению, в большинстве случаев неметаллические элементы военного доспеха курганов (костяные, деревянные, тканные изделия) до наших дней не сохранились. Вероятно, главной причиной этого является обряд захоронения, связанный с кремацией мертвых (погибших воинов), гниением и эрозией. Более того, металлические доспехи, полученные из этих могил, в большинстве были сильно подгоревшими. Однако, захоронения без военного инвентаря (Гулба курган № 1, расположенный в Зааминском районе Джизакской области) не имели следов огня [1, с.67]. Возможно, обряд кремации у древних уструшанцев был обязателен не для каждого умершего, но такая почесть обычно оказывалась старейшинам племени и воинам, проявившим мужество и героизм при жизни.

Несмотря на это, опираясь на письменные и этнографические сведения можно рассуждать о ткацких изделиях скотоводов. Отсутствие постоянных жилищ поблизости от могильных курганов показывает, что, как и другие кочевники-скотоводы, в основном они проживали в юртах, изготовление которых занимало особое место. К процессу изготовления юрты требовалось высокохудожественное и эстетическое внимание, так как она являлось своего рода чудесным очагом для человека. Юрту можно было установить на любое место. Самое главное, что в любое время года можно было жить в удобстве. Ранние типы юрты появились во время сезонных переселений. В образе жизни кочевников-скотоводов юрта являлась наиболее удобным типом жилища.

Юрта тюркского кагана удивляла посла Византийской империи Менандра, который говорил: «Человек, увидевший роскошной дворец Влахери, удивляется его красотой» [2, с.82]. На стенах юрты изображались сцены, в которых отражался образ жизни населения и вся действительность, окружающая кочевников. Говоря об удобстве юрты, Н. Гумилев приводит отрывки стихов великого китайского поэта Бa Цзюи:

Собирали шерсти тысячи баранов,

Сотни челноки сделали в целом.

От кругов ребристей крыши мир,

Крепкой и удобной делает привлекательно.

Зимой в середины юрты зажигали огонь и готовили пищу. Вокруг перевозной печи в юрте собирались люди. Все ткани и домашняя одежда скотоводов изготовлялись из шерсти и кожи животных. Из шерсти козы и барана готовили прочные ткани для одежды и красивыми орнаментами украшали полосы ковры и войлоки. Известной китаевед А. Хужаев изучал исследование китайского ученого Ванг Джунгхана [3, с. 228]. Если сравнить эту находку с современными изделиями скотоводческого населения, можно сделать вывод, что традиции производства тканных изделий существуют с древнейших времен.

Письменные источники уделяют внимание соответствию одежды кочевников климату, а также ее удобству и защитным свойствам. Поэтому оседло-земледельческое население оазисов в большинстве случаев подражало одеждам кочевников. Как отмечает А. Хужаев, «в IV веке до нашей эры, в результате преследования греков часть саков переселилась на восток, поблизости от приграничных районов Китая. В это время управляющий правитель Чжоу У Лин отмечает, что одежда этих народов была удобна для действий на коне и стрельбы из лука. Несмотря на упорное сопротивление людей, он приказал своим воинам, чтобы они тоже одевались по-сакски [3, с.203]».

Греческий историк Арриан утверждает, что для скифов бесценными считались кожа и кожаные изделия, и они ценились на вес золота и серебра [4, с.133]. Из шерсти определенных животных изготовлялись юрты, которые выдерживали холода, шкуры животных использовались для изготовления седел. Из козьей и верблюжьей шерсти, а также грив и хвостов лошадей изготовлялись крепкие верёвки. Во время археологическо-этнографических экспедиций мы были очевидцами того, как население горных районов на территории Уструшаны и в наши дни изготавливает вышеперечисленные предметы.

Большинство предметов, обнаруженных в курганах Гульба, находят аналогии в культуре юечжийцев (меч, кинжал, кремация и др.). Хотя хозяйство юечжийцев было основана на скотоводстве, у них было развито и земледелие, ручное ремесло и торговля. По археологическим данным, юечжийцам, для использования в повседневной жизни основными материалами для производственных изделий служили дерево и кость. Имелись также металлические луки и наконечники стрел, мечи согнутой лунообразной формы, ножи, важные место среди инвентаря занимали кетмени для обработки земли [3, с.191].

Образцы металлического боевого оружия свидетельствует о том, что в Уструшане кузнецкое дело развивалось на высоком уровне. Действительно, скотоводы были искусными мастерами по производство металлического оружия, от которого зависел успех военных действий. В Средней Азии, в том числе в низовьях Тангритага, на могильниках и поселениях было обнаружено большое количество предметов, среди которых особое место занимают золотые, серебрянные, медные, железные, керамические, деревянные, шелковые и лаковые предметы. Как отмечает А. Хужаев “У саков первое место занимали золотые предметы и инвентарь для повседневного пользования” [3, с.208]. Обнаруженный в 1984 году шлем из Сырдарьи имел двухслойную броню из смеси разных металлов. Как предполагают специалисты, в основном в процессе производства было использовано местное сырье, в частности основным материалом были карамазарские руды” [5]. Согласно исследованиям С. Л. Сверчкова, в северо-западной части Туркестанского хребта (Маргузар) и в юго-западной его части (Чимкартаг) имелись 4 горно-металлургические зоны. На Чимкартаге — Лятабад и Багмазар, в Маргузаре — Шайбаксай и Мыксай. Из них центрами добычи и обработки метала были Шайбаксай и Мыксай. Центрами горной металлурги на территории Северной Уструшаны был Мык, который, в свою очередь, можно поделить на объекты Мык I, Мык II, Мык III. Они считались крупными центрами горной металлурги в Средней Азии” [6, с.139]. Развитие металлургии здесь продолжалось до монгольского завоевания.

Анализ археологических и письменных источников свидетельствует, что прикладное искусствоскотоводов развивалось на высоком уровне. Изделия ремесленников высоко ценились скотоводами. За долгий исторический период произошли исторические события, стимулировавшие социально-экономическое, культурное и этническое сближение кочевых и земледельческих народов Северо-Западной Уструшаны. Следовательно, проникновение этнических групп кочевников и переход некоторых из них к оседлому образу жизни привели к изменению характера формы хозяйства. В истории народов Уструшаны по археологическим материалам больше всего выделяются культуры андроновских общин эпохи бронзы и населения оседло-земледельческих оазисов [7, с.21]. Античность Средней Азии характеризуется сближением культур земледельческого и кочевого населения, усилением процессов этнического взаимовлияния, хотя начало этого процесса было заложено в конце I тыс. до н. э. в нижнем и среднем бассейнах Сырдарьи, которая связана с так называемой «степной культурой». В то же время кочевые племена начали активно селиться в Уструшане, Фергане и Чаче. Это прослеживается в сферах материальной и духовной культуры всех этих регионов.

Таким образом, результаты исследования дают возможность разработки следующих предложений.

1. Пополнение фонда археологических выставок в краеведческих музеях Джизакской области и Замина, относящихся к материальной культуре скотоводов за счет находок, найденных и изученных в Уструшане и организация экспозиции.

2. Было бы целесообразно ввести новые сведения, связанные с источниками, изученными в Уструшане, в учебные программы по истории Узбекистана, археологии, этническому формированию узбекского народа и историческому краеведению, что было бы актуально для студентов высших учебных заведений, особенно для исторического направления

Литература:

  1. Тошбоев Ф. Э. Уструшона халқларининг ҳарбий қуроллари ҳақида дастлабки мулоҳазалар. // Ўзбекистон археологияси. № 7 Тошкент-Самарқанд: 2013.
  2. Гумилев Л. Н. Қадимги турклар.(Таржима, кириш сўз муаллифлари ва нашрга тайёрловчилар Б.Ўрдабекли ва А. Айритомий) — Тошкент: Фан, 2007.
  3. Хужаев А. Фарғона тарихига оид маълумотлар. “Фарғона”, 2013.
  4. Арриан. Поход Александра. — М. –Л., Изд-во АН СССР, 1962.
  5. Комсомольская правда, 1984, 10- февраля; Совет Ўзбекистони, 1984, 18- февраль.
  6. Сверчков Л. М. Поселение Мык — источник по истории средневековой Уструшаны: дисс... канд.ист.наук.- Самарканд: 1991.
  7. Литвинский Б. А. Кангюйско-сарматский фарн. — Душанбе: 1968.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, III, большинство случаев, время, высокий уровень, Джизакская область, домашний обиход, изделие, источник, курган, особое место, шерсть, юрт.


Задать вопрос