Проверка и оценка знаний, умений и навыков является неотъемлемой составляющей учебного процесса. От правильной постановки, которой, зависит во многом успех всего процесса обучения. Одной из важнейших и труднейших задач, стоящих перед преподавателем, является овладение методикой проверки знаний и выставления оценок. В настоящее время широко распространённым средством проверки ЗУН является тестирование. Основными достоинствами тестов являются экономичность, простота использования и несложная проверяемость выполнения. Следует отметить, что тестирование получило признание в нашей стране и стало общепринятой формой не только текущего, но и итогового контроля.
Особенно хочется отметить, то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестирования, к которому, необходимо готовить учащихся. В организации контроля знаний и умений необходимо учитывать большое количество разновидностей тестов. Преподавателям необходимо не просто работать с тестом, а обязательно учитывать, на каком этапе идет проверка знаний и какие навыки речевой деятельности проверяются. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Стоит отметить, что основные теоретические и практические положения тестологии были разработаны для психологических тестов и позднее экстраполированы на педагогические тесты. Но, безусловно, педагогические тесты имеют свою специфику. Отличия педагогических тестов от психологических тестов очень четко изложены у И. А. Рапопорт и состоят в следующем:
– во-первых, совершенно очевидны функциональные различия психологических и педагогических тестов. Психологические тесты предназначены для выявления и измерения соответствующих свойств психики, в то время как педагогические применяются для измерения уровня усвоения конкретного учебного предмета (дисциплины), изучаемого в данном учебном заведении;
– во-вторых, стандартизация и разработка норм оценки результатов психологических тестов обычно осуществляется на основе кривой нормального распределения [1, с.41].
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические тесты образуют специфическую группу тестов.
Частным случаем педагогических тестов являются лингво-дидактические тесты. Термин «лингводидактический тест» ввел российский ученый В. А. Коккота. Он соотносит лингводидактический тест с комплексом учебных заданий, которые:
– разработаны в соответствии с определенными требованиями,
– прошли предварительную проверку с целью выявления показателей качества,
– позволяют определить у тестируемых уровень их языковой (лингвистической) и речевой (коммуникативной) компетенции,
– результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям [2, с.38].
Процесс развития лингводидактического тестирования как распространенного средства контроля привел к появлению различных видов лингводидактических тестов.
Большинство отечественных авторов во главе с Э. А. Штульманом, классифицируют языковые тесты на 3 категории. Подавляющее же большинство зарубежных теоретиков тестирования (Р. Ладо, А. Девис) выделяют четыре.
К первой категории отечественные лингвисты относят тесты общего умения, которые позволяют проверить уровень владения языком согласно деятельности, к которой готовит себя испытуемый. Вторая категория — тесты успешности или как часто их называют тестами учебных достижений. Эти тесты позволяют педагогу оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин. Данный вид тестирования является более объективным показателем обученности, чем оценка. И третья категория — диагностические тесты, которые позволяют определить не только уровень знаний, умений и навыков, но и обнаружить причины их недостаточной сформированности. [3, с. 169].
А. Девис различает четыре типа языковых тестов. В своих работах он дает подробную характеристику каждому из приведенных типов.
- General Proficiency tests (тесты возможностей) — тесты для определения уровня владения иностранными языками. В этой категории учёный выделяет несколько видов тестов в зависимости от их назначения. Если целью является проверка знаний абитуриентов на определение уровня владения иностранным языком, то такие тесты называются selection tests (отборочные тесты); если же их целью является распределение учащихся по группам в зависимости от их знаний — placement tests и т. д.
- Aptitude tests — категория тестов для определения способностей экзаменующегося по иностранному языку, а также времени, необходимого ему для овладения языком. Эта категория тестов часто носит название тестов прогнозирования (Prognostic tests), т. е. тестов, предсказывающих возможный успех ученика в изучении иностранного языка, который зависит от его способностей.
- Achievement tests (тесты прогресса и достижений) — тесты для определения достижений знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения за определенный период. Эта же категория тестов более известна под названием Progress tests.
- Diagnostic tests (диагностические тесты) — тесты для выявления слабых сторон знаний учащихся по отдельным языковым навыкам, также причины их отставания. С их помощью, педагогу предоставляется возможность принять соответствующие меры для устранения отставания [4, с.102].
По частоте применения можно выделить следующие виды тестов:
– текущие, которые проводятся по мере изучения определенной темы или раздела;
– периодические тесты, применяемые на определенном этапе учебного процесса и совпадающие обычно с моментом завершения работы над определенным разделом или темой;
– глобальные, подводящие итог более длительному периоду обучения. [6, с. 231].
Современные тесты отличаются многоуровневостью и не зависят от учебных методик или преподавателя. При помощи них проверяется все четыре вида деятельности учащихся — чтение, аудирование, говорение и письмо. При работе с тестами, необходимо учитывать, что проверяется и какими видами работы это достигается.
В научно-методическом журнале «Английский язык в школе» И. А Кукушкина в своей статье предлагает следующую классификацию тестов. Тестирования по видам речевой деятельности, позволяющие проверить навыки, письма, устной речи, чтения и аудирования.
В отдельную группу можно выделить лексико-грамматические тесты, проверяющие навыки владения лексикой и грамматикой. [5, с. 18].
В свою очередь, лексико-грамматические тесты можно разделить на лексические и грамматические.
- Лексические тесты проверяют навыки орфографии, словообразования, различения слов, близких по значению или написанию, то есть синонимов и омонимов.
- Грамматические тесты проверяют навыки владения различными грамматическими явлениями, а именно:
– употребление времен английского языка в активном и пассивном залоге;
– согласование времен;
– употребление неличных форм глагола, герундия, инфинитива и инфинитивных конструкций и причастных оборотов [8, с. 202].
Также отдельной группой можно выделить тесты на проверку письменной речи. Письмо проверяет навыки передачи идей и мыслей на иностранном языке, умение извлекать информацию из таблиц, графиков и т. д. и передавать ее в письменном виде. Среди письменных тестов можно выделить следующие:
– заполнение бланков;
– описание таблиц и графиков;
– написание личного и делового письма [9, с. 105].
Следующей группой являются тесты по чтению. При помощи данных тестов, проверяется уровень понимания и извлечения информации, представленной в письменной форме. Самые распространенные виды тестов: тексты с пропусками (close tests) и тексты c различными заданиями [10, с. 291].
Также существуют тесты по аудированию. Само по себе аудирование считается достаточно сложным видом работы, которая требует большого внимания и сосредоточенности. Данные тесты проверяют уровень понимания и извлечения информации из устного сообщения, также помогают учителю контролировать умения учащихся извлекать специфическую и фактическую информацию из прослушанного; идентифицировать говорящих, их имена, даты и время; устанавливать связь между идеями причиной и следствием, порядком следования событий, сравнениями. Они также показывают умение следовать устным инструкциям и наставлениям, а также делать заключения и выводы [11, с. 154].
Тесты по устной речи, проверяют коммуникативные умения учащихся, а также владение лексикой; умение учеников высказывать свое мнение, давать оценку, обобщать, отвечать на вопросы и задавать их, с правильной интонацией реагировать на реплики и замечания. Также немаловажным является то, что эти тесты позволяют проверить произносительные навыки учащихся и их умение грамматически правильно оформлять свою речь [5, с. 18].
Итак, безусловно, при всем многообразии тестовых заданий, учителю необходимо уметь ориентироваться в них. Подробная классификация даст учителю возможность планировать свою работу с тестами, а, следовательно, и прогнозировать результаты своей работы. Данная информация поможет учителю правильнее распределять свое рабочее время и направлять его на практическую работу с учащимися.
Литература:
- Рапопорт И. А. Теория и практика языковых тестов. Таллин, 1980. — 346 с.
- Коккота В. Лингводидактическое тестирование. М.: Высш. шк., 1989–130 с.
- Штульман Э. А. Тестирование при обучении английскому языку в неязыковых вузах. Воронеж, 1972. — 402 с.
- Davies A. Language Testing. Introduction. Department of Applied Linguistics. Edinburgh, 1968. — 145с.
- Научно-методический журнал. Английский язык в школе. Обниск: Титул, 2007. — 118 с.
- Фоломкина С. К. Тестирование в обучении иностранному языку. Иностр. языки в школе. М.: 2006. — 289 с.
- Павловская И. Ю., Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам: Тестология. Издание 2-ое, исправленное и дополненное — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007 г. — 194 с.
- Никоненко Т. Г. Тесты по грамматике английского языка. М.: Айрис Рольф, 1997. — 259с.
- Иностранные языки. Варианты и ответы централизованного тестирования. 11 класс: Пособие для подготовки к тестированию.– Омск, 1999. — 149 с.
- Кузьменкова Ю. Б. Tests, Texts and Topics for your English Exams.– Обнинск: Титул, 2001. — 425с.
- Павлоцкий В. М. Test your English. С. Петербург: Каро, 2001. — 392 с.