Согласно Федеральному Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В данном правовом акте подробно описываются и закрепляются виды информационной продукции, допускаемой к изучению несовершеннолетними, а также необходимые требования к ее обороту. В то же время, сеть Интернет и социальные сети включены в общую формулировку «информационно-телекоммуникационные сети» и регламентация защиты несовершеннолетних от информации, размещенной в них, не отражает необходимые особенности информационной безопасности детей [3].
Сеть Интернет является одной из самых быстро развивающих технологий, связывающих людей по всему миру. каждым годом ее распространение растет, поскольку доступ в сеть возможен с практически любого мобильного устройства, которое не привязано к определенному местоположению. Большую роль в этом играют и социальные сети, так самая популярная социальная сеть в России «ВКонтакте», обладает внушительным функционалом для общения между пользователями — обмен сообщениями, аудио и видеозаписями, создание групп единомышленников и многое другое. Широкий охват сети подтверждаются и статистическими данными, так на 2017 год, она имеет месячную активность более 95 миллионов человек, а на мобильных устройствах — более 78 миллионов. Учитывая указанные позитивные тенденции нельзя не отметить и трудности, с которыми может столкнуться пользователь, особенно если он несовершеннолетний:
1) Проблемы конфиденциальности — информация, размещенная в социальной сети, без использования специальных фильтров, общедоступна и может быть использована в противоправных целях.
2) Наличие нежелательного контента — это материалы (в качестве которых могут выступать тексты, картинки, аудио, видеофайлы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида. Данные понятия входят в определение вредной информации, под которой понимается информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение и применения. Кроме того, вредная информация может наносить вред не только определенному кругу лиц, но и информационной безопасности страны
3) «Кибербуллинг» преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов [1].
Это далеко не полный список опасностей c которыми может столкнуться несовершеннолетний в социальных сетях. В качестве инструментов защиты детей от вредной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может выступить правовые средства, закрепленные в законе, методы, применяемые социальной сетью и родительский контроль.
Родительский контроль выражается не только в наблюдении за контентом, который потребляет ребенок, но и в установлении необходимых фильтров для пресечения доступа несовершеннолетнего к вредной информации. Как с помощью специального софта — установление антивируса с функцией родительского контроля, так и используя возможности самого интернет-сайта, например «детский режима» видеохостинговой системы «YouTube».
В ключе социальной сети «ВКонтакте» контроль со стороны родителей ограничен как функционалом — отсутствие «детского режима», возможность входа с большого количества устройств, так и желанием самого несовершеннолетнего получить доступ к неблагоприятной информации. Открыто публикуя конфиденциальную информацию о себе, заводя анонимные знакомства, вступая в общение с незнакомыми людьми, несовершеннолетние подвергаются серьезным рискам попасть под негативное влияние недоброжелателей или стать жертвой киберпреступников.
Существующий пробел должен восполняться методами правовой защиты несовершеннолетнего от вредной информации, которая включают в себя разработку законодательных и нормативно-правовых документов, которые регулируют отношения субъектов по защите информации, их применения, надзор и контроль за их исполнением. Они будут иметь действие только при совместном участии государства и социальной сети [2].
Если обратиться к международному опыту решению данной проблемы, то можно выделить несколько основных моментов:
Во-первых, последовательная защита прав несовершеннолетних в сети, которая отражается в системе законодательных актов посвященных данному вопросу.
Во-вторых, закрепление ряда запретительных мер в отношении самих несовершеннолетних, так в Соединенных Штатах Америки распространение информации частного характера о детях моложе 16 лет возможно лишь с согласия их родителей, они не могут иметь своего персонального канала, интернет-адреса.
В-третьих, распространена практика идентифицированного доступа к сайтам (посредством предоставления паспортных данных, электронного ключа) [4].
Проанализировав международный опыт, можно сказать, что в Российской Федерации созданы необходимые условия для осуществления надлежащей правовой защиты несовершеннолетних от вредной информации:
1) Законодательные основы, в виде Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2) Система органов, осуществляющих политику по контролю за противоправной информацией, одним из которых является Роскомнадзор.
3) Проведение мероприятий, направленных на поддержание информационной безопасности — создание Единого реестра запрещенных сайтов, систематическую работу по контролю публичных точек доступа к интернету по технологии Wi-Fi, блокировка интернет-адресов, распространяющих вредную информацию.
Реализация же указанных обстоятельств по отношению к социальной сети «ВКонтакте» вызывает особые трудности, о чем свидетельствует опыт 2015–2018 гг., когда широкий общественный резонанс вызвали так называемые «группы смерти», склоняющие несовершеннолетних к совершению самоубийства. Результатом данного прецедента стало закрытие более 16 тысяч групп в социальной сети, принятие поправок к Уголовному кодексу Российской Федерации. Данные меры являются прямым ответом на сложившуюся проблему, но, к сожалению, не опережающим событие актом. Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию должна по своей сути нести предупредительный характер, но она может лишь отвечать на возникающие вопросы, поскольку развитие интернет-технологий идет с огромной скоростью, что влечет за собой появление новых возможностей распространения вредной информации.
Следовательно, система правовой защиты требует своевременного усовершенствования, и видится необходимость реализация следующих положений:
1) Принятие на законодательном уровне норм по обязательному наличию у социальных сетей функции «детский режим», в котором будут включены необходимые средства фильтрации контента для несовершеннолетних, в том числе возможность для родителей контролировать круг общения ребенка.
2) Увеличение обязанностей Интернет-провайдеров по блокированию контента, который содержит вредную информацию, путем введения идентификационных технологий при просмотре запрещенных для детей сайтов, так и предоставления необходимого инструментария для установления запретов со стороны родителей.
3) Внесение изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которые включали бы в себя регламентацию вопросов касающихся социальных сетей (которые в законе включены в термин Интернет и не упоминаются).
Создание безопасного пространства в сети Интернет для несовершеннолетних является как важной, так и очень сложной задачей. При ее решении необходимо учитывать как частные (цензура, свобода слова), так и публичные интересы. Базисом формирования такого пространства является правовая защита детей, которая предоставит для этого необходимые предпосылки и условия, но они смогут быть успешно реализованы только при наличии действенного взаимодействия между государством, Интернет-провайдерами и социальными сетями. Данный симбиоз — это залог успешного предотвращения новых интернет-угроз для несовершеннолетних.
Литература:
- Конфиденциальность информации в Интернете // Российский нии развития общественных сетей. URL: http://www.ripn.net/article0s/privacy/ (дата обращения: 15.10.2018)
- Кирилловых А. А. Правовые новации в сфере информационной безопасности несовершеннолетних // Информационное право.- 2011.- № 4.С.40–45.
- Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2007. — 360 с.
- Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования.- М.: Google, 2013.- 165 с.