В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.
Ключевые слова: школьная адаптация, готовность ребенка к школьному обучению, школьная дезадаптация.
Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной как для педагогов, так и для родителей. Согласно данным современных исследований (Н. Н. Заваденко, М. М. Безруких, Э. В. Галажинского, В. Сорокиной и др.) от 30 до 70 % первоклассников сталкиваются с серьезными проблемами в период адаптации к школьному обучению. Сложность адаптации первоклассников к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат адаптации к школьному обучению.
По мнению М. М. Безруких, школьная адаптация представляет собой процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер при переходе к систематическому организованному школьному обучению [1, с. 47].
М. В. Максимова рассматривает школьную адаптацию как процесс и результат вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность, то есть система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [6, с.12].
Для успешной адаптации к школьному обучению ребенок должен быть психологически готов к грядущим изменениям в его жизни. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной готовности ребенка к школе, родители иногда не придают значения эмоциональному и социальному аспектам готовности, включающих в себя такие умения и навыки, от которых зависят будущие успехи ребенка в процессе школьного обучения.
Социальная или личностная готовность ребенка к обучению в школе подразумевает потребность общения со сверстниками, умение подчиняться законам группы, принятие роли ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также наличие навыка самопрезентации.
По мнению Е. С. Беловой, к важнейшим показателям социальной готовности можно отнести:
– желание ребенка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебной работы;
– умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
– умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;
– навык сотрудничества;
– старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться;
– способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя;
– элементы волевого поведения — поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия [2, с. 28].
Выше перечисленные умения и навыки помогают ребенку безболезненно адаптироваться к новой для него социальной среде, что будет способствовать созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько определили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школьному обучению. Одним из факторов успешной адаптации является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летний детей к обучению в школе длится гораздо дольше, чем адаптация 7-летних детей. Причиной тому служит более низкая и неустойчивая работоспособность 6-летних детей по сравнению с 7-летними.
Следующим фактором успешности можно считать состояние здоровья ребенка. Легче всего процесс адаптации протекает у детей, не имеющих проблем со здоровьем. В то время как у часто болеющих детей и детей, страдающих от хронических заболеваний, в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья в связи с возникновением различного рода нервно-психических отклонений.
Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [1, с. 47].
Не менее важным фактором успешной адаптации ребенка к обучению в школе является содержание обучения и методика преподавания. Данный фактор подразумевает под собой рациональную организацию учебных занятий и режима дня, а также соответствие расписания учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ функциональным возможностям первоклассников. Например, Е. А. Овсянникова указывает, что любая образовательная деятельность, не связанная с движениями, является тяжелой нагрузкой на организм первоклассников, которая может привести к переутомлению и возникновению нервных расстройств. И самым эффективным способом предупреждения утомления и переутомления считаются кратковременные физические упражнения, или физкультминутки [5, с. 52].
Адаптацию ребенка к школьному обучению в значительной степени облегчает его предварительное пребывание в детском саду. По данным исследований, дети, не посещавшие детский сад, демонстрируют нежелательные изменения в характере общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также имеют проявления двигательной расторможенности.
Немаловажным фактором успешной адаптации является стиль общения учителя с учениками и выбранная им позиция. Исследователи выделяют три основных стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. Адаптация детей наиболее благоприятно протекает в классе, где учитель придерживается демократического стиля общения.
Также на успешную адаптацию первоклассника влияет умение учителя создать благоприятный микроклимат в условиях школьного коллектива. В данном случае задачей учителя является поддержание дружбы между учениками, а также формирование положительных эмоций, связанных у ребенка с посещением школы. Отношение учителя к любому из учеников является индикатором отношения к нему его одноклассников. При негативном отношении со стороны учителя ребенок получает негативные оценки и со стороны одноклассников.
Следует сказать, что семейные отношения оказывают непосредственное влияние на процесс адаптации ребенка к школьному обучению. Для успешной адаптации внутрисемейные отношения должны быть хорошим, должны отсутствовать конфликтные ситуации, а также у самого ребенка должен быть благоприятный социальный статус в коллективе одноклассников. Ученые сходятся во мнении, что наказывать детей в период адаптации не рекомендуется, потому что ребенок все свои силы тратит на достойное поведение в школе, что может повлечь за собой возникновение конфликтных ситуаций по приходу домой. Поэтому родители должны максимально корректно избегать конфликтов с ребенком, чаще обнимать и целовать его. Также очень важно, чтобы родители помогали ребенку с домашними заданиями, но лишь после того, как малыш попробует справиться с ними сам. Помимо этого, З. Л. Жукова считает, что на успешность адаптации влияет и заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества родителей и классного руководителя. В нее, в частности, включено знакомство родителей с традициями школы, ее историей, успехами в обучении и воспитании учащихся, учителями и школьными достижениями [3, с. 22].
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе и приводят к возникновению дезадаптации [4, с.18].
По мнению Т. В. Дорожевец, школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [6, с. 48].
Причины дезадаптации могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относят несоответствие методик и технологий возможностям детей, высокий уровень нагрузки, повышение требований со стороны учителей и родителей, тактика педагогических воздействий, усложненные программы, дополнительные занятия и т. д. К внутренним причинам дезадаптации можно отнести несформированность у ребенка готовности к школьному обучению.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что психическое и физическое воздействие на ребенка в стенах школы должно быть соразмерно его возрастным возможностям.
Литература:
- Безруких, М. М. Портрет будущего первоклассника / М. М. Безруких // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 47.
- Белова, Е. С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте / Е. С. Белова // Психолог в детском саду. — 2008. — № 1. — С. 27–32.
- Жукова, З. Л. Совместная деятельность классного руководителя и семьи [Текст] / З. Л. Жукова // Начальная школа — 2012. — № 8 — с. 21–23.
- Костяк, Т. В. Психологическая адаптация к школе [Текст] / Т. В. Костяк — М.: «Академия», 2008. — 175 с.
- Овсянникова, Е. А. Использование физкультминуток на уроках [Текст] / Е. А. Овсянникова // Начальная школа, 2015, № 5,– с. 52–55.
- Максимова, М. В. Психологические условия школьной адаптации (1–3 классы) [Текст] / М. В. Максимова. — М., 1994. — 164 с.