В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована актуальность исследования. Доказано, что принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития лингвистики, психолингвистики и социолингвистики. Анализируется отечественная и зарубежная литература по проблеме. Обоснована научная новизнаисследования, которая состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Определено, что когнитивный подход позволяет обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, интеллектуальное развитие, успешную адаптацию к учебным условиям школы.
Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.
Введение. Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий. Проблема, связанная с поиском путей повышения качества образования, не является новой. Известны многие диссертационные исследования, монографии, статьи, посвященные этой проблеме. Некоторые из них: М. А. Акопова, 2003, С. Б. Велединская, 2008; Г. А. Краснощекова, 2010; Г. А. Петрова, 2008; Л. В. Яроцкая, 2013 и др.
Психическая деятельность ребенка осуществляется во взаимосвязи и взаимовлиянии всех когнитивных функций. На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст более полную картину психического развития учащегося и поможет определить такие методы обучения, которые дадут высокие результаты.
Принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития психических познавательных процессов, влияющих на успешность в школьном обучении. Проблемам школьной успеваемости посвящены исследования известных педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, JI. C. Славиной, и др., указывающих на необходимость формировать когнитивные процессы: речи, памяти, мышления, восприятия, внимания. Зависимость школьной успеваемости от когнитивного развития выявлена в работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам JI. C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия, Н. В. Бордовской, А. А. Реана и др., деятельность учителя должна быть ориентирована на развитие высших психических функций школьников.
В реальной практике образовательных организаций выбор инновационных, действенных методов обучения детей осложняется тем, что учитель не может диагностировать или отследить, на каком этапе протекания психического процесса встречаются наибольшие трудности у каждого ребенка. Как следствие, он не может найти внутреннюю причину, а значит и методы коррекции.
Анализ научной и научно-методической литературы показал, что когнитивный подход эффективен в обучении школьников.
В связи с чем, целью исследования стало поиск и обоснование принципов реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.
Решались задачи:
‒ обосновать в качестве методологической основы принципы когнитивного подхода;
‒ провести анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;
‒ аргументировать теоретические и практические основания реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе;
‒ сформулировать принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.
Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципов когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.
А. А. Шакирова выделяет следующие когнитивные принципы: принцип использования внутренней мотивации; принцип автоматизации речевых единиц; принцип использования личного вклада школьника [5].
Характерной особенностью реализации когнитивных принципов является адекватная система контролей: первичного, текущего, итогового. В данном случае имеется в виду контроль знаний по всем предметам.
Реализация принципов когнитивного подхода при обучении обучающихся в начальной школе базируется на методах обучения.
Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка. Нейропсихология и социолингвистика — часть когнитивного развития человека.
Когнитивное обучение — это приобретение знаний посредством изучения или опыта. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект [6].
Методы реализации когнитивного подхода и участники эксперимента
В эксперименте приняли участие обучающиеся начальных классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.
Методы когнитивного подхода: матричный метод, в результате использования которого мозг ребенка структурируется для поиска нужной информации.
Коммуникативный метод, в результате использования которого, навыки развиваются в процессе живого общения во время урока.
Метод с использованием электронных образовательных ресурсов: прослушивание и повторение, решение проблемных вопросов, проблемных задач и проблемных ситуаций, а компьютерная программа правильность выполнения заданий.
Метод погружения в изучаемую среду или практические занятия вне класса. Чаще это предмет «Окружающий мир», «Физическая культура», уроки «Технология».
Натуральный метод, относящийся к когнитивному подходу, нацелен на развитие устной и письменной речи. Эффективность этого метода может быть в том случае, если на уроках отводится время для самостоятельного поиска решений и проговаривание конечного результата. Вывод ребенок делает самостоятельно, в обсуждение может вступать весь класс.
Педагогический коучинг — это развитие навыков взаимодействия друг с другом. Упражнения такого уровня используются во внеурочное время, при проведении классных часов, при подготовке к олимпиадам, в проектной и исследовательской деятельности.
Обсуждение результатов
Исследование началось в сентябре 2017 года в первом классе, продолжается в этом классе в 2018 году. С сентября 2018 года к эксперименту был подключен первый класс, набранный для обучения с сентября месяца 2018 года. То есть сейчас проходит одновременно в первом и втором классе.
Чем привлекает обучающихся когнитивный подход, было выявлено при опросе родителей и их детей, при проведении игры «Что для меня наивысшая ценность?», в процессе включенного, научного и невключенного наблюдения. Некоторую помощь в исследовании педагоги получали от педагога-психолога, когда требовалось индивидуальное изучение конкретного ученика.
За полтора года эксперимента реализации когнитивного подхода к обучению в начальной школе было выявлено:
‒ мотивационно-потребностная сфера обучающихся отличается осознанным изучением предметов, желанием узнавать, учить, исследовать;
‒ формирование картины мира и развитие познавательной активности целенаправленно;
‒ связь между стимулом и учебным поведением связана с мотивом достижения успеха;
‒ эффективно обучение методом открытия, при котором ребенок изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме;
‒ имитация, как инструмент когнитивного подхода дает мощный потенциал обучающимся, так как при когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны;
‒ учебная деятельность младших школьников отличается стеническими эмоциями, стимулирующими и активизирующими познавательную активность;
‒ метакогнитивные стратегии при когнитивном подходе дают возможность обучающемуся познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.
Выводы. Реализация когнитивного подхода к обучению в начальной школе позволяет создавать условия для понимания каждым обучающимся информации по предметам.
Когнитивный подход направлен на формирование критического мышления, предметного мышления, образного мышления, знакового и символического мышления. На уроках отрабатываются группы умений, необходимых для восприятия и переработки учебной информации.
Когнитивный подход в обучении предполагает развитие мыслительной деятельности обучающихся.
Заключение.
Предпринятое исследование направлено на решение проблемы рационализации процесса обучения реализуя принципы когнитивного подхода.
Новое время выдвигает новые требования к подготовке школьников всех ступеней школьного обучения, обеспечивая их академической мобильностью и практическими навыками.
В статье обоснованы принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.
Когнитивность обеспечивает реализацию когнитивно-познавательных механизмов и позволяет актуализировать сознательные формы и методы организации образовательной деятельности.
Литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Цветковой Л. С. М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2001.-272с.- ISBN 589502–217–0 (МПСИ).
- Аржакаева, Т.А., Вачков, И.В., Попова, А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова М.: Издательство «Ось-89», 2004.-168с. — ISBN 5–86894–853-Х.
- Лурия, А. Р. Современная нейропсихология. М.: Изд-во МГУ., — 1982–465 с.
- Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка». Учебно-методическое пособие. Брянск: Ладомир, 2008. — 112 с. — ISBN 978–5-91516–004–9.
- Шакирова А. А. Принципы обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18324 (дата обращения: 17.11.2018).
- Typical Day of A UCLA Medical Student // Prospective doctor. [Electronic resource]. — Mode of access: http://prospectivedoctor.com/articles/item/290-typical-day-of-a-uclamedical-student. — Date of access: 17.11.2018.