Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 2710 раз

Библиографическое описание:

Никульникова, В. И. Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы / В. И. Никульникова, М. А. Резниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54051/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована актуальность исследования. Доказано, что принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития лингвистики, психолингвистики и социолингвистики. Анализируется отечественная и зарубежная литература по проблеме. Обоснована научная новизнаисследования, которая состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Определено, что когнитивный подход позволяет обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, интеллектуальное развитие, успешную адаптацию к учебным условиям школы.

Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.

Введение. Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий. Проблема, связанная с поиском путей повышения качества образования, не является новой. Известны многие диссертационные исследования, монографии, статьи, посвященные этой проблеме. Некоторые из них: М. А. Акопова, 2003, С. Б. Велединская, 2008; Г. А. Краснощекова, 2010; Г. А. Петрова, 2008; Л. В. Яроцкая, 2013 и др.

Психическая деятельность ребенка осуществляется во взаимосвязи и взаимовлиянии всех когнитивных функций. На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст более полную картину психического развития учащегося и поможет определить такие методы обучения, которые дадут высокие результаты.

Принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития психических познавательных процессов, влияющих на успешность в школьном обучении. Проблемам школьной успеваемости посвящены исследования известных педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, JI. C. Славиной, и др., указывающих на необходимость формировать когнитивные процессы: речи, памяти, мышления, восприятия, внимания. Зависимость школьной успеваемости от когнитивного развития выявлена в работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам JI. C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия, Н. В. Бордовской, А. А. Реана и др., деятельность учителя должна быть ориентирована на развитие высших психических функций школьников.

В реальной практике образовательных организаций выбор инновационных, действенных методов обучения детей осложняется тем, что учитель не может диагностировать или отследить, на каком этапе протекания психического процесса встречаются наибольшие трудности у каждого ребенка. Как следствие, он не может найти внутреннюю причину, а значит и методы коррекции.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что когнитивный подход эффективен в обучении школьников.

В связи с чем, целью исследования стало поиск и обоснование принципов реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Решались задачи:

‒ обосновать в качестве методологической основы принципы когнитивного подхода;

‒ провести анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;

‒ аргументировать теоретические и практические основания реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе;

‒ сформулировать принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципов когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

А. А. Шакирова выделяет следующие когнитивные принципы: принцип использования внутренней мотивации; принцип автоматизации речевых единиц; принцип использования личного вклада школьника [5].

Характерной особенностью реализации когнитивных принципов является адекватная система контролей: первичного, текущего, итогового. В данном случае имеется в виду контроль знаний по всем предметам.

Реализация принципов когнитивного подхода при обучении обучающихся в начальной школе базируется на методах обучения.

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка. Нейропсихология и социолингвистика — часть когнитивного развития человека.

Когнитивное обучение — это приобретение знаний посредством изучения или опыта. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект [6].

Методы реализации когнитивного подхода и участники эксперимента

В эксперименте приняли участие обучающиеся начальных классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

Методы когнитивного подхода: матричный метод, в результате использования которого мозг ребенка структурируется для поиска нужной информации.

Коммуникативный метод, в результате использования которого, навыки развиваются в процессе живого общения во время урока.

Метод с использованием электронных образовательных ресурсов: прослушивание и повторение, решение проблемных вопросов, проблемных задач и проблемных ситуаций, а компьютерная программа правильность выполнения заданий.

Метод погружения в изучаемую среду или практические занятия вне класса. Чаще это предмет «Окружающий мир», «Физическая культура», уроки «Технология».

Натуральный метод, относящийся к когнитивному подходу, нацелен на развитие устной и письменной речи. Эффективность этого метода может быть в том случае, если на уроках отводится время для самостоятельного поиска решений и проговаривание конечного результата. Вывод ребенок делает самостоятельно, в обсуждение может вступать весь класс.

Педагогический коучинг — это развитие навыков взаимодействия друг с другом. Упражнения такого уровня используются во внеурочное время, при проведении классных часов, при подготовке к олимпиадам, в проектной и исследовательской деятельности.

Обсуждение результатов

Исследование началось в сентябре 2017 года в первом классе, продолжается в этом классе в 2018 году. С сентября 2018 года к эксперименту был подключен первый класс, набранный для обучения с сентября месяца 2018 года. То есть сейчас проходит одновременно в первом и втором классе.

Чем привлекает обучающихся когнитивный подход, было выявлено при опросе родителей и их детей, при проведении игры «Что для меня наивысшая ценность?», в процессе включенного, научного и невключенного наблюдения. Некоторую помощь в исследовании педагоги получали от педагога-психолога, когда требовалось индивидуальное изучение конкретного ученика.

За полтора года эксперимента реализации когнитивного подхода к обучению в начальной школе было выявлено:

‒ мотивационно-потребностная сфера обучающихся отличается осознанным изучением предметов, желанием узнавать, учить, исследовать;

‒ формирование картины мира и развитие познавательной активности целенаправленно;

‒ связь между стимулом и учебным поведением связана с мотивом достижения успеха;

‒ эффективно обучение методом открытия, при котором ребенок изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме;

‒ имитация, как инструмент когнитивного подхода дает мощный потенциал обучающимся, так как при когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны;

‒ учебная деятельность младших школьников отличается стеническими эмоциями, стимулирующими и активизирующими познавательную активность;

‒ метакогнитивные стратегии при когнитивном подходе дают возможность обучающемуся познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.

Выводы. Реализация когнитивного подхода к обучению в начальной школе позволяет создавать условия для понимания каждым обучающимся информации по предметам.

Когнитивный подход направлен на формирование критического мышления, предметного мышления, образного мышления, знакового и символического мышления. На уроках отрабатываются группы умений, необходимых для восприятия и переработки учебной информации.

Когнитивный подход в обучении предполагает развитие мыслительной деятельности обучающихся.

Заключение.

Предпринятое исследование направлено на решение проблемы рационализации процесса обучения реализуя принципы когнитивного подхода.

Новое время выдвигает новые требования к подготовке школьников всех ступеней школьного обучения, обеспечивая их академической мобильностью и практическими навыками.

В статье обоснованы принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Когнитивность обеспечивает реализацию когнитивно-познавательных механизмов и позволяет актуализировать сознательные формы и методы организации образовательной деятельности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Цветковой Л. С. М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2001.-272с.- ISBN 589502–217–0 (МПСИ).
  2. Аржакаева, Т.А., Вачков, И.В., Попова, А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова М.: Издательство «Ось-89», 2004.-168с. — ISBN 5–86894–853-Х.
  3. Лурия, А. Р. Современная нейропсихология. М.: Изд-во МГУ., — 1982–465 с.
  4. Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка». Учебно-методическое пособие. Брянск: Ладомир, 2008. — 112 с. — ISBN 978–5-91516–004–9.
  5. Шакирова А. А. Принципы обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18324 (дата обращения: 17.11.2018).
  6. Typical Day of A UCLA Medical Student // Prospective doctor. [Electronic resource]. — Mode of access: http://prospectivedoctor.com/articles/item/290-typical-day-of-a-uclamedical-student. — Date of access: 17.11.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивный подход, начальная школа, обучение школьников, когнитивное обучение, метод обучения, познавательная активность, принцип использования, принцип реализации, школьная успеваемость, школьное обучение.


Похожие статьи

Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей

В статье дана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) пр...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Похожие статьи

Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей

В статье дана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) пр...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Задать вопрос