Об актуальности исследования интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.11.2018

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Дулепова, А. Ю. Об актуальности исследования интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности / А. Ю. Дулепова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54052/ (дата обращения: 15.11.2024).



Прошло более десяти лет, как в Российской Федерации вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ [2] (далее — ГК РФ), которая непосредственно регулирует различные общественные отношения в сфере интеллектуальной собственности.

В последствие на протяжении указанного периода времени, значительное многообразие видов различных по своей сути объектов интеллектуальной собственности, а также и способов их применения вызвало насущную необходимость внесения в указанную часть ГК РФ дополнений и изменений. Отдельные положения некоторых статей были при этом представлены отечественным законодателем в новом виде, другие были дополнены, изменены или дополнительно истолкованы в определенной части.

Это обусловлено не только прогрессивным развитием науки и техники, но и новыми потребностями экономики, которые приводят к возникновению все новых и новых объектов подлежащих охране с позиции авторского права. Это такие, как селекционные достижения, современные программы для ЭВМ, новейшие топологии различных интегральных микросхем и т. д. Кроме того, бурное развитие получили передовые достижения в генетике и биотехнологиях. Имеются тенденции трансформирования имеющихся объектов авторских прав, которые практически целиком переместившись в информационную среду, утратили свою традиционную форму.

Но помимо указанных аспектов, связанных главным образом с имущественным оборотом, складывающиеся общественные отношения в сфере интеллектуальной собственности непосредственно касаются и различных социальных отношений, которые соответственно оказывают существенное влияние на такую чувствительную сферу, как права человека. Ведь расширяя имеющийся перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, право само по себе ограничивает главным образом степень свободы действий конкретных людей и общества в целом в непосредственном использовании различных результатов творческого труда.

То, что еще совсем недавно являлось достоянием всех, в последнее время становится (хотя и на время) монополистическим объектом, объектом исключительного права и присвоения строго определенными и конкретными субъектами. В этой связи, такая ситуация весьма болезненно воспринимается многими людьми, что, как правило, обостряет конфликтность в данной сфере складывающихся общественных отношений.

В данной сфере находят реализацию своих интеллектуальных и творческих способностей различные субъекты, обладающие различными возможностями и характеризующиеся с позиции возможности осуществления своих прав.

Одним из таких субъектов, в том числе являются несовершеннолетние. При этом, в настоящее время, весьма значительные творческие результаты непосредственно в литературе, изобразительном искусстве, музыке, и главном образом в разработке программного обеспечения, кинематографии и иных областях творческой деятельности достигаются именно несовершеннолетними авторами.

Это стало тем более актуальным, в связи с тем, что характерной особенностью прошлого и текущего столетий явилось возрастание интереса всего мирового сообщества к различным сторонам жизни несовершеннолетних, в том числе к проблемам их непосредственного правового положения, что в значительной мере было вызвано принятием Конвенции ООН «О правах ребенка» [1].

В этом значении Российская Федерация также не является исключением. Нашим государством были восприняты все международные обязательства, связанные как с ратификацией данной Конвенции, так и других международных правовых актов.

Более того, в текущем законодательстве РФ закреплено довольно много положений, свидетельствующих об определенной степени доверия общества и государства в отношении несовершеннолетнего, что выражается в предоставлении ему самостоятельности в осуществлении целого ряда субъективных гражданских прав, в том числе и интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности.

Однако, несмотря на то, что возникающие у несовершеннолетних права на создаваемые ими результаты интеллектуальной и творческой деятельности регламентируются общими положениями законодательства об авторском праве и смежных правах Российской Федерации, закрепляемыми в настоящее время частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, реализация и защита таких прав продолжает отличаться значительной спецификой и определенными трудностями при их реализации.

Так, например, законные представители и иные лица не всегда спрашивают согласие несовершеннолетнего автора на использование результатов интеллектуальной и творческой деятельности, либо попросту не всегда указывают авторство.

По мнению Е. С. Агеевой и Е. В. Макаровой, одна из причин такого положения заключается в том, правовая грамотность несовершеннолетних в области реализации прав на интеллектуальную собственность остается на невысоком уровне [4, с. 617]. Так, согласно проведенного указанными авторами исследования, большая часть респондентов в возрасте 13–15 лет не знает, что имеет право по достижении 14-летнего возраста самостоятельно распоряжаться интеллектуальной собственностью [4, с. 616]

В правовой доктрине российского государства на различных этапах его развития, в том числе и на современном этапе, практически всем проблемам интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, посвящено значительное количество различного уровня научных трудов, многих известных правоведов, в том числе на монографическом уровне [3, 6–8].

При этом, считаем необходимым констатировать, что самое значительное количество научных работ, посвященных отдельным аспектам исследуемого нами института, было проведено непосредственно в рамках такой научной специальности как гражданского права. Однако, следует отметить, что многие проблемы, складывающиеся в процессе создания несовершеннолетними результатов интеллектуальной и творческой деятельности, а также их государственной охраны и защиты, не только решены ими были не полностью, но и практически отсутствуют комплексное исследование проблем, учитывающие особенности его правового регулирования на современном этапе, за исключением работы О. А. Бекерова [5].

В связи с этим до настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем учения об интеллектуальных правах несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности в современном российском праве и особенностях его реализации на современном этапе.

Таким образом, считаем необходимым констатировать, что без разработки и системного внедрения, наиболее совершенных и высокоэффективных механизмов, направленных на обеспечение охраны интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, невозможно выполнить поставленные Конституцией РФ и ГК РФ задачи, что свидетельствует о наличии до настоящего времени насущной потребности глубокого научного осмысления многих проблем в данной сфере на современном этапе развития российского права.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) (Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990.- № 45. — Ст. 955.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (часть четвертая): по сост. на 23 мая 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 52 (часть I). — Ст. 5496.
  3. Авдеева В. П. Проблемы конституционно-правового обеспечения свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / В. П. Авдеева. — Тюмень, 2009. — 27 с.
  4. Агеева Е. С., Макарова Е. В. Проблемы реализации авторских прав обучающихся общеобразовательных учреждений при создании и использовании информационных продуктов / Е. С. Агеева, Е. В. Макарова // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 614–617.
  5. Бекеров О. А. Охрана прав несовершеннолетних авторов: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О. А. Бекеров. — М., 2011. — 222 с.
  6. Будник Р. А. Правовой режим охраны авторских прав при использовании произведений в открытых информационных системах / Р. А. Будник: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2008. — 22 c.
  7. Вилинов А. А. Проблемы охраны авторского права и смежных прав при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» / А. А. Вилинов: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2012. — 26 c.
  8. Ситдикова Р. И. Гражданско-правовой механизм охраны частных, общественных и публичных интересов авторским правом / Р. И. Ситдикова: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. — М., 2013. — 53 c.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, интеллектуальная собственность, Российская Федерация, современный этап, главный образ, глубокое научное осмысление, отношение, проблема, сфера, том.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Об актуальности исследования особенностей административной ответственности за административные правонарушения в сфере электроэнергетики

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды в процессе творческой самореализации подростков

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Об актуальности исследования особенностей административной ответственности за административные правонарушения в сфере электроэнергетики

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Содержание интеллектуальных прав несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Задать вопрос