Основные направления развития института административного судопроизводства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 772 раза

Библиографическое описание:

Лепехин, А. О. Основные направления развития института административного судопроизводства / А. О. Лепехин, И. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54078/ (дата обращения: 17.10.2024).



Административное судопроизводство является самыми актуальными и одновременно спорными и противоречивыми в современной российской юриспруденции. Очевидно, именно поэтому они остаются нерешенными в административном судопроизводстве. Вопрос о принятии Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации (КАС РФ) имеет определенное практическое значение [1]. КАС РФ отражает современные технологии ведения судопроизводства. Законопроект содержит правила, регулирующие открытый суд и электронный документооборот. Технологии, направленные на быстрое разрешение дел, должны оцениваться положительно: сводные процедуры; нововведения, позволяющие сторонам и суду получить достаточные доказательства, это работу специалиста, экспертную комиссию. Учитывая тот факт, что государственные субъекты делегируют свои полномочия юридическим лицам, целесообразно приветствовать требования граждан к таким организациям (саморегулируемым организациям, государственным корпорациям, банкам и т. д.), в рамках этого вида судопроизводства.

Некоторые ученые полагают, что на самом деле есть две основные причины, обусловившие появление КАС РФ: первая — это прямая консолидация в Конституции Российской Федерации [2] такого рода судопроизводства, как административный; во-вторых, необходимо объединить процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения судом дел, связанных с административными и другими публичными правоотношениями.

Кстати, по словам Ю. Н. Старилов, принятие КАС Российской Федерации, в известном смысле, ознаменовало собой запоздалый шаг в реформировании судебной системы страны. Как видно, кодификация административных процессуальных норм была «отодвинута» на задний план судебной реформы, хотя модернизация судебной системы с точки зрения принципов правовой государственности может начаться в 1990-х годах в прошлом веке это было с созданием административных судов и формированием системы административной юстиции. Однако на деле все сложилось иначе: созданы арбитражные суды, создана система арбитражных судов, введена процедура судебного арбитражного разбирательства, появились новые элементы судебной системы и подробно описаны процедуры в системе правосудия [3, c. 9].

Представительство в административном производстве может проводиться только лицами, имеющими юридическое образование (по некоторым категориям дел разрешается представлять лиц, специализирующихся в определенной области).

Причинами введения этого положения в текст закона являются [4]:

  1. Во-первых, юридическая сложность дела.
  2. Во-вторых, вопросы, которые затрагивают индивидуально — неопределенный круг лиц или достаточно большой круг лиц, должны проводиться юридически компетентным лицом, чтобы избежать юридических ошибок.

В КАС РФ подход предполагает гражданско-правовой подход в процедуре административного судопроизводства.

По нашему мнению, этот правовой подход к осуществлению судебного разбирательства следует рассматривать положительно. Административные процедуры, основанные на свободе, равенстве, конкуренции (статья 7 и т. д.), соответствуют демократической связи между гражданами и публичными образованиями в России. Разумеется, для унификации различных типов судопроизводства, помимо уголовного процесса, в будущем можно будет прийти к общим процедурам и категориям, но это в будущем. И на данном этапе представляется целесообразным использовать такие понятия, как: административное производство, административное дело, административный истец, административный обвиняемый, согласительное соглашение, административный иск, административный потенциал, меры предварительного обеспечения претензии [5, c. 19].

Кроме того, было бы важно укрепить ориентацию на подход в области гражданского права и прямо призывать к его использованию судей: в п. 4 ст. 2 было бы целесообразно указать, что в отсутствие нормы процессуального права суд применяет аналогии с гражданским и арбитражным процессами. В КАС РФ содержатся важные концепции, которые предоставляют необходимые инструменты для работы судей и всех участников процесса.

Отрицательными аспектами КАС Российской Федерации являются объемы дел, подлежащих рассмотрению в ходе административного судопроизводства; вопрос подведомственности и подсудности. Требуется объяснение в отношении существа категории дел, упомянутых в пункте 2 статьи 2 статьи 1: оспаривание решений и действий (бездействия) органов и лиц, связанных с государственной службой. Отдельная глава требуется для описания процедурных особенностей рассмотрения споров между гражданами и органами в сфере организации и проведения публичных мероприятий (пункт 3 статьи 221 и т. д.). В КАС РФ включены процедуры уголовного судопроизводства.

Наличие «серых зон» в судебных процедурах КАС РФ.

В п.6 ст.1 проекта КАС РФ мы находим очень важное в силу обескураживающего содержания заключение: законопроект не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях [6, c. 26]. Если исходить из позиции законодателя, выраженной в проекте закона, то она предполагает деление источников на:

  1. Содержащиеся в КоАП (Раздел III) и в АПК (Глава 25).
  2. Судопроизводство по публичным отношениям, которые берет на себя КАС РФ, изымая часть дел из ГПК [7]и АПК.

Несмотря на выделение отдельного административного судопроизводства, система, которая им пользуется в настоящее время, остается прежней — суды общей юрисдикции. О специализации судей говорится в проекте Кодекса (п.1 ст.30). Но надо понимать, что современные недостатки функционирования судебной системы распространятся и на этот вид судопроизводства. Поэтому нужна максимальная либерализация в части усиления как свободы гражданина в процессе, так и свободы судьи. И именно в этой благородной миссии состоит предназначение Кодекса об административном судопроизводстве на современном этапе [8, c. 14].

Штрафы на органы и должностных лиц нельзя признать допустимыми, хоть и роль этих штрафов кажется в судебном процессе объясняемой (ст. 124). Однако наказывать органы и должностных лиц штрафом из соответствующего бюджета слишком расточительно.

Известная новизна законодательства об административном судопроизводстве, многочисленные дискуссии о назначении, предназначении и отраслевой процессуальной принадлежности административного правосудия, очевидная критика нормативных положений, содержащихся в КАС РФ, потребность в совершенствовании порядка административного судопроизводства — всё это, несомненно, будет способствовать привлечению внимания научного сообщества, юристов, законодателя к тематике рассмотрения судами общей юрисдикции публично-правовых споров и улучшения российского административно-процессуального законодательства. Если самым простым образом обобщить некоторые критические высказывания глубокоуважаемых коллег — критиков КАС РФ, то, с их точки зрения, речь может идти о целесообразности и даже соответствующем обосновании отмены данного процессуального закона.

В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации содержатся основные правила организации административного процесса, во многом аналогичные тем, которые содержатся в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, но в то же время, они имеют свою специфику. Так, в частности, КАС Российской Федерации предусматривает введение упрощенного (письменного) производства, новых правил доказывания, возможность подачи групповых административных исков и наличия нескольких административных ответчиков одновременно, возможность электронной подачи административного искового заявления и других нововведений [9].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что введение КАС РФ в систему административного судопроизводства решает многие назревшие проблемы. Однако, многие вопросы ещё нуждаются в научном исследовании и их законодательной обработки.

На современном этапе развития представляется необходимым использовать накопленный опыт исследований для формирования концептуальных основ административного судебного права. Административное судебное право решает важные задачи, в том числе защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в области административных и других публичных правовых отношений [10]. Следовательно, наличие ветви административного судебного права во внутренней правовой системе позволит нам укрепить основы судебной власти в РФ, которая отвечает общепринятым принципам и стандартам демократического правового государства [11, c. 12].

В результате можно сделать вывод о том, что, поскольку КАС РФ был принят и действует в Российской Федерации, существуют формально юридически административные судебные разбирательства. Однако процедура его регулирования очень мало отличается от процедуры рассмотрения гражданских дел, вытекающих из публичного права, которая действовала до недавнего времени. В то же время необходимо признать, что с принятием КАС РФ наука об административно-процессуальном праве приобрела реальные особенности и контуры, свою проблему. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что административное судопроизводство является объективной реальностью, они являются независимой отраслью законодательства и права. Понимание КАС РФ в этом ключе открывает широкие перспективы для развития независимой науки об административном процессе, что потребует дальнейшего изучения теоретических проблем в этой области, анализа практики применения уже существующих административных процедур и последующих дополнений и улучшения этого знакового нормативного правового акта.

Литература:

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // СЗ РФ от 09.03.2015, № 10, Российская газета. № 49, 11.03.2015.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  3. Старилов Ю. Н. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации — важнейший этап судебной реформы и модернизации административно-процессуального законодательства // Вестник Воронежского государственного ун-та. Серия: Право. 2015. № 2. С. 8–15.
  4. Белынцева А. В. Административное судопроизводство // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/68340 (дата обращения: 23.09.2018).
  5. Жилин Г. А. К вопросу о целях административного судопроизводства в свете законодательных новаций // Закон. 2013. № 6. С. 19–22.
  6. Сахнова Т. В. Административное судопроизводство: проблемы самоидентификации //Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 9. С. 25–32.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
  8. Серков П. П. Административное право, административное судопроизводство и механизм правоотношения // Журнал административного судопроизводства. 2016. № 1. С. 14–19.
  9. Степанян Ш. У. Особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления судебной власти. URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17797.
  10. Тарасов О. А. Новый проект Кодекса административного судопроизводства: особенности и значение для административной юстиции в России //Сравнительное конституционное обозрение, 2016, № 4 // СПС Консультант+
  11. Шмалий О. В. Современные тенденции развития административного судопроизводства. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 11. С. 12–19.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное судопроизводство, Российская Федерация, процедура, судебная система, III, административное производство, административный процесс, вид судопроизводства, общая юрисдикция.


Похожие статьи

Основные направления развития российского антикоррупционного законодательства

Основные направления социальной политики государства

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления современной региональной культурной политики

Основные начала правового регулирования семейных отношений

Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства

Направления развития института мировых судей

Основные проблемы реализации принципа гласности гражданского судопроизводства в Российской Федерации

Основные направления развития педагогической мысли в современной зарубежной педагогике

Основные принципы построения механизма формирования инвестиционного потенциала

Похожие статьи

Основные направления развития российского антикоррупционного законодательства

Основные направления социальной политики государства

Основные направления совершенствования бухгалтерского учета государственного сектора на основе международных стандартов

Основные направления современной региональной культурной политики

Основные начала правового регулирования семейных отношений

Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства

Направления развития института мировых судей

Основные проблемы реализации принципа гласности гражданского судопроизводства в Российской Федерации

Основные направления развития педагогической мысли в современной зарубежной педагогике

Основные принципы построения механизма формирования инвестиционного потенциала

Задать вопрос