В статье исследуются проблемы правового регулирования статуса муниципальных служащих.
Муниципальная реформа, в основе которой лежат положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017), послужила импульсом для развития института муниципальной службы и урегулирования правового статуса муниципальных служащих.
В настоящее время статус муниципального служащего в Российской Федерации установлен рядом федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, однако, прежде, чем перейти к их рассмотрению, необходимо определить понятие о содержании правового статуса применительно к статусу муниципального служащего.
По мнению Малявкиной Н. В. и Матвеевой Е. С. правовой статус юридического бытия индивида — это собирательная категория, отражающая юридический аспект социального положения личности и ее взаимоотношения с государством. Именно правовой статус того или иного субъекта права в большинстве источников определяется как совокупность прав и обязанностей, признаваемых за ним законодательством. Также правовой статус может рассматриваться через систему признанных и гарантированных государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъектов права.
В большинстве своем в муниципальном праве статус (положение) муниципального служащего рассматривается как совокупность правоустанавливающих элементов в виде прав, обязанностей, ответственности, выражающей установленные и обеспеченные государством меры обязательного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области муниципально-служебных отношений [1].
Статья 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами [2].
Основным федеральным законодательным актом, определяющим основу правового статуса муниципального служащего, является Федеральный закон от 2 марта 2007 года№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2017).
На территории Хабаровского края в соответствии со статьей 16.1 Устава Хабаровского края в ред. от 23.11.2016 (принят постановлением Хабаровской краевой Думы от 30.11.1995 № 150) муниципальная служба осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Основным краевым правовым актом, регулирующим на территории края вопросы муниципальной службы, и, как следствие, правового статуса муниципального служащего, является Закон Хабаровского края от 25.07.2007 № 131(в ред. от 29.03.2017) «О муниципальной службе в Хабаровском крае».
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ дает определение муниципального служащего, как гражданина, исполняющего в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В главе 3 «Правовое положение (статус) муниципального служащего» Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2017) выделены следующие правообразующие элементы статуса муниципального служащего:
‒ основные права и обязанности муниципального служащего,
‒ ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой,
‒ урегулирование конфликта интересов,
‒ требования к служебному поведению муниципальных служащих,
‒ представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,
‒ представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», определяющая гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, является одним из ключевых элементов правового статуса муниципального служащего, так как именно от гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, зачастую зависит не только его деятельность, но и деятельность органа местного самоуправления в целом.
Целями предоставления гарантий муниципальным служащим являются содействие эффективному исполнению ими должностных обязанностей, обеспечение правовой и социальной защищенности муниципальных служащих и членов их семей, а также противодействие коррупции.
Законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образования могут предоставлять муниципальным служащим дополнительные гарантии.
Так, например, статьи 9, 10, 11 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 131(в ред. от 29.03.2017) «О муниципальной службе в Хабаровском крае» предоставляют муниципальному служащему на территории края гарантии его деятельности в виде дополнительных дней к отпуску, дополнительных выплат, и, кроме того, гарантии в виде пенсионного обеспечения.
Не следует забывать, что к организационным формам стимулирования гарантий, установленных для муниципальных служащих, относится и обеспечение возможностей для развития карьеры, поскольку карьера муниципального служащего является показателем успешности его профессионального развития, и оценкой качества исполнения служащим своей профессиональной деятельности.
По мнению Маслаковой Е. А. предоставление дополнительных гарантий может только навредить эффективной работе муниципальных служащих, поскольку очень часто из-за халатности муниципальные служащие допускают много ошибок в управлении, тем самым ухудшая политическое, экономическое и социальное положение в муниципальных образованиях, тем более, что в последнее десятилетие участились случаи нарушений среди чиновников, такие как неисполнение своих основных обязанностей, коррупция, теневые доходы [3].
Дополнительно Закон Хабаровского края от 25.07.2007 № 131(в ред. от 29.03.2017) «О муниципальной службе в Хабаровском крае» регламентирует такие немаловажные элементы правового статуса муниципального служащего, как присвоение муниципальному служащему классных чинов (статья 6.1) и прохождение муниципальным служащим аттестации (статья 8 и приложение 4 к Закону).
Уставы муниципальных образований, расположенных на территории края, и иные муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления не устанавливают для муниципального служащего каких-либо дополнительных гарантий и, как правило, детализируют правовой статус муниципального служащего следующим образом:
‒ устанавливают структуру и штатное расписание органов местного самоуправления,
‒ утверждают размеры должностных окладов муниципальных служащих,
‒ регулируют порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
В качестве примеров таких муниципальных правовых актов можно привести Устав Хабаровского муниципального района Хабаровского края (в ред. от 02.05.2017), решение Хабаровской городской Думы от 15.11.2016 № 433 (в ред. от 22.08.2017) «Об утверждении положений о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и об организации подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе», решение Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 25.02.2015 № 181 «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района имени Лазо Хабаровского края».
Определяющим же элементом в структуре правового статуса муниципального служащего представляются его обязанности, содержание которых определяет необходимый объем его правомочий, а также права муниципального служащего и предоставляемые ему гарантии, которые повышают уровень профессионализма муниципальной службы и снижают риски возникновения коррупции.
Литература:
- Малявкина Н. В., Матвеева Е. С. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1. С. 22–25.
- Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1. С. 24.
- Маслакова Е. А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты