Статья посвящена вопросу возможности применения информационных технологий обучения в области коррекции сигнификативных нарушений семантической системы у детей с алалией.
Ключевые слова: информационные технологии, алалия, сигнификативные нарушения, семантическая система, обучение, коррекция.
The article is devoted to the possibility of using information technologies of teaching in the field of correction of significative violations of the semantic system in children with alalia.
Key words: information technologies, alalia, significative violations, semantic system, training, correction.
На современном этапе развития общества большое влияние оказывает всепроникающее влияние компьютерных технологий.
Одной из сторон этих процессов является компьютеризация образования. Реформы образования в нашей стране сопровождаются значительными изменениями учебного процесса, который должен соответствовать современным техническим возможностям и гармонично помогать ребенку входить в информационное общество. Компьютерные технологии не могут оставаться интересным элементом в обучении, они должны стать неотъемлемой частью целостного процесса обучения, повышая его эффективность.
Вопрос о трудностях применения и внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции детей с нарушениями развития поднимается достаточно часто. Решение этих проблем скрывает в себе новые, эффективные возможности для обучения. Это связано с уникальностью современной электроники и телекоммуникаций.
Хотя информационные технологии являются достаточно новой частью системы образования, их психолого-педагогические и методические основы базируются на трудах, дефектологов классиков: А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина и др.
Рассмотрим возможности исправления сигнификативных нарушений семантической системы у детей с алалией посредством информационных технологий обучения. Термин «алалия» — переводится как отсутствие речи и часто встречается в литературе, посвященной нарушениям речи.
Особенностью алалии является наличие речевых и неречевых симптомов, между которыми существуют сложные связи.
Алалия — системное недоразвитие речи, в котором нарушены речевые компоненты, а именно фонетико-фонематическая сторона, также лексическо-грамматический анализ.
Исследования таких экспертов как М. Совак, К. П. Беккер говорят о том, что для центральных нарушений речи, таких как алалия характерна вербальная акустическая агнозия и вербальная моторная апраксия. Существуют различные степени выраженности алалии: от легких нарушений, до полного отсутствия речи. [2, 136]
Стоит отметить, что данные литературных источников по вопросам алалии многоаспектны и противоречивы. Речевая деятельность является сложной системой и имеет динамическую локализацию, структуры мозга, которые вовлечены в речевой процесс создают между собой постоянно меняющиеся связи. Сложная иерархия речевой деятельности не сводится только к моторному уровню. Характерной особенностью детей с алалией является не только замедленный темп развития внешней речи, но и патологический ход ее развития.
По мнению В. А. Ковшикова, основным звеном нарушения при алалии является проблема формирования операций выражения (лексическая, грамматическая, фонетическая) с сохранением семантического и движущегося уровня генерации высказывания. Исходя из этого, алалия интерпретируется как нарушение языка.
Приобретение и обобщение опыта объективной деятельности происходит в связи с формированием и взаимодействием предметно-продуктивной и предметно-игровой деятельности. Субъективно-продуктивная деятельность возникает в онтогенезе только тогда, когда ребенок способен, с помощью объекта действовать предметно-опосредованно. Сначала ребенок овладевает свойствами предметов. Затем в игре он начинает использовать заместители предметов. Постепенно ребенок переходит от замены предмета игрушкой-заместителем, к замене на слово. Существует отвлечение от конкретного объекта и его замещение словом. [4, 37]
Когда ребенок начинает понимать отношение между знаком и значением возникает сигнификативная функция речи. Ее развитие идет по пути абстрагирования от несущественных признаков и обобщения существенных.
Л. С. Выготский установил общие закономерности последовательного овладения смыслом слова как лингвистического знака. Согласно его концепции, ассимиляция значения ребенком слова идет в направлении формирования объективной связи с формированием «правильного значения» этого слова посредством ассимиляции его обобщающей функции, т. е. Функции выделения и обобщения существенных признаков объекта, а затем категорического значения. «Основной путь» ассимиляции ребенка к значению слова подразумевает постепенный переход от «синкретического» (определяемого практической деятельностью ребенка) к «конкретному» значению слова как знака, имени объекта, его абстрактное, «концептуальное» значение, включая многомерную систему соединений и отношений указанного объекта. Практическая и игровая деятельность ребенка наряду с практикой словесного общения со взрослыми является важным и решающим фактором в формировании «оригинального» значения слова.
Ребенок бессознательно овладевает словом (семантической единицей) и не может изначально дать свою интерпретацию, хотя он уже может выбрать это слово из потока языка и соотнести его с тем или иным субъектом. В структурной лингвистике проводится различие между словами с преобладающим визуальным компонентом (собакой, розой, чайником) и абстрактным компонентом (мысль, земля, животное, мебель, работа). Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста визуальная составляющая доминирует во всех словах. [3, 215]
Одной из проблем для ребенка в овладении смыслом слова является его многозначность. Практически невозможно узнать значение абстрактных слов на основе их использования в контексте языка. Ребенку трудно овладеть сравнительным уровнем прилагательных и наречий, так как необходимо иметь некоторые «ментальные» эталонные стандарты, хранящиеся в памяти. Из-за его общего и когнитивного развития у ребенка есть определенные ментальные ограничения. Поэтому, несмотря на прогресс в развитии языка, слово для трехлетнего ребенка остается определенным. Если взрослый может дать полное определение слова, «определение» ребенка будет очень специфичным и ситуативным (собака — у нас есть дома, в деревне). У маленьких детей также есть сложная метафоричность и, как правило, ношение смыслов слов для освоения «абсурдных» вопросов (от кого отстают часы, куда идет фильм и т. д.). Некоторые дети считают, что каждая машина должна ехать и на любой машине (даже в стиральной), вы можете отправиться куда угодно.
Для преодоления разных трудностей в обучении детей с алалией можно использовать информационные средства обучения. При помощи программ и методических комплексов, возможно сопровождение процесса коррекции и учебного процесса, практически на любом этапе обучения.
Применение информационных технологий чрезвычайно актуально, так как с их помощью упрощается процесс выполнения задач, решение которых с помощью обычных методов недостаточно продуктивно, что позволяет экономить время, при этом достигать лучшего результата.
Кроме того, введение информационных технологий в специальную подготовку позволяет индивидуализировать процесс коррекции с учетом образовательных потребностей каждого ребенка, что способствует, в конечном счете, повышению эффективности учебного процесса в целом.
Применение информационных технологий в работе дефектолога связано с решением определенных образовательных проблем, в рамках которых очень эффективны автоматизированные средства коррекционного обучения.
Это разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, программные инструменты для обучения на основе информационно коммуникативных технологий, которые дефектолог может использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Использование такого рода информационных технологий может повысить мотивацию, которая будет поддерживать внимание на всех стадиях обучения.
Очень эффективным является создание и использование учебно-методических материалов с помощью информационно-коммуникативных технологий, в процессе комплексной коррекции можно установить связь между всеми задействованными специалистами. Это создание общих проектов, проведение родительских собраний, консультаций и т. д. [7, 68]
Разумеется, большое внимание в применении информационных технологий обучения уделяется работе с родителями. Это могут быть онлайн-консультации, дистанционные родительские собрания, индивидуальные рассылки с домашними заданиями и специальными упражнениями. Кроме того, с помощью информационных технологий можно подготовить фото или видео презентацию к встрече с родителями.
Повышение квалификации дефектологов возможно с помощью информационно-коммуникативных технологий, что становится новым качественным шагом, поскольку обучение будет проходить на заочных курсах в Интернете. Это помогает сэкономить ресурсы и приобрести новые знания.
В связи с этим дефектолог должен овладеть основными знаниями и навыками в работе за компьютером, чтобы уметь пользоваться всеми средствами обучения и коррекции, а также для личного и профессионального развития.
Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях. Создание базы данных уровня речевого развития детей в начале и в конце коррекционной работы, анализ результатов в форме диаграмм, таблиц, графиков и т. д. Планирование коррекционной работы, паспорт класса, опросы родителей все эти и другие документы очень удобно использовать в электронной форме.
Использование презентаций является одним из излюбленных видов использования информационно-коммуникативных технологий. Презентация может использоваться преподавателем на конференциях, мастер-классах, индивидуальных и групповых занятиях и т. д. Особую роль презентации стоит выделить как раз в вопросе коррекции сигнификативных нарушений семантической системы у детей с алалией так как именно с её помощью возможно показать наглядно большое количество предметов, а при помощи, анимированной или видео презентации можно показать способ действия разных предметов. Тем самым мы развиваем представления об окружающем мире, а также пассивный словарь ребенка.
Также возможно применение готовых логопедических компьютерных игр. Для коррекционной работы на фронтальных и индивидуальных занятиях, можно комбинировать традиционные методы игры с играми на компьютере. Кроме этого, отличной возможностью для расширения своего профессионального мастерства является создание собственной веб-страницы, где можно делиться своими практическими разработками с коллегами, создавать важные для обсуждения форумы, получать обратную связь от родителей и многое другое.
В заключение стоит заметить, что применение информационно- коммуникативных технологий облегчает работу педагога и делает занятия более интересными для детей. Но высоких результатов обучения можно достичь только, используя грамотно все средства обучения под чутким руководством педагога.
Литература:
- Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С., Колокольникова М. В. Логопедия. Фонетико-фоиематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 203 с.
- Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. — 3 изд. — М.: Владос, 2012. — 364 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь.. — 5 изд. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2001. — 96 с.
- Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с.
- Малышева М. А. Информационные технологии в специальном образовании // Специальное образование. — 2017. — № 2. — С. 127–130.
- Минин А. Я. Информационные технологии в образовании. — Ставрополь: Московский педагогический государственный университет, 2016. — 148 с.
- Мичкова Ю. Д. Формирование лексико-семантических представлений о слове у учащихся начальных классов с недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук наук: 13.00.03. — М., 2015. — 185 с.