В статье рассматривается понятие самозанятости как вида профессиональной деятельности, дается определение самозанятым лицам. А также рассматривается введение нового спецрежима в налоговом законодательстве Российской Федерации, его цели и задачи. Определяются условия для перехода физических лиц на новый режим. Делаются выводы о положительных и отрицательных сторонах нового налогового эксперимента.
Ключевые слова: самозанятость, профессиональный доход, налог, специальный режим, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, налоговый эксперимент.
Самозанятость — способ получения необходимого для жизни дохода за свой труд непосредственно от конечных заказчиков, в отличие от наёмного труда.
Гражданин, который определил для себя статус, как самозанятый, самостоятельно находит работу в рамках собственного дела. Самозанятый гражданин оформляет трудовые отношения в форме подряда и несёт ответственность за свою работу, организует процесс труда, выполняет договорную работу самостоятельно либо в составе группы самозанятых, связанных родственными или артельными отношениями. Самозанятые граждане способны вести предпринимательскую деятельность, не являясь индивидуальными предпринимателями в классическом понимании этого термина, так как не создают безвозмездно изымаемую прибавочную стоимость, распределяя полученные доходы внутри рабочей группы, согласно личному трудовому участию.
Принципиальный момент, который отличает самозанятого от индивидуального предпринимателя или владельца компании, — отсутствие наёмных работников. [5, с.2]
Начиная с конца 2016 года самозанятость стала постоянной темой дискуссий. А все началось с того, что 1 декабря 2016 года в послании Федеральному собранию глава государства отметил необходимость улучшения условий для ведения бизнеса и предложил в течение ближайшего года определить статус самозанятых граждан. С 1 июля 2017 года ухаживающие за другими людьми, репетиторы, уборщики и некоторые другие лица могут зарегистрироваться в качестве самозанятых. Численность зарегистрированных самозанятых в РФ на 1 января 2018 года — 936 человек, по состоянию на середину 2018 года — 1289 человек, по состоянию на 1 ноября 2018–1746 человек. По данным на 27 июня 2018 года 25 млн граждан России получают доходы не по трудовому договору. Ожидается. что число официально оформляющих статус стремительно возрастет в 2019 году, ведь в противном случае после окончания так называемых «налоговых каникул» им может грозить привлечение к ответственности в связи с незаконным предпринимательством и неуплатой налогов.
В 2017 году Минюст совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрудом подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I. Законопроект предусматривал закрепление критериев, которые смогут разграничить категории самозанятых граждан, ИП и лиц, работающих на основании трудового договора. [6, с.1]
По мнению Федеральной службы по труду и занятости, на сегодняшний день существует два типа самозанятых граждан:
– Первые это те, кто фактически организуют малое предприятие, привлекая ради получения прибыли работников, арендуя оборудование и помещения, оказывая услуги как в частном порядке, так и неофициально работая с организациями.
– Вторыми являются те, кто выполняет работу для физических лиц только для удовлетворения персональных потребностей, поэтому тратит получаемый доход на личные нужны. К этому типу относятся репетиторы, няни, люди, частным образом ремонтирующие квартиры, сантехнику и т. д.
На сегодняшний день в нашем государстве самозянятыми признают физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой страх и риск направленную на систематическое получение дохода деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, представивших уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством о налогах и сборах. [3, с.123]
1 августа 2018 года Минтруд выдвинул законопроект, согласно которому трудовые права не распространяются на самозанятых граждан. Фактически этот документ выводит самозанятых из сферы действия трудового законодательства. 15 ноября 2018 Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении пакет законов о введении спецрежима для самозанятых. Чиновники гарантировали не ухудшение условий закона на 10 лет. [2]
Таким образом в рамках данного эксперимента на спецрежим могут перейти физические лица и ИП, которые ведут деятельность на территории субъектов РФ, включенных в эксперимент: в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Продлится налоговый эксперимент 10 лет — с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. [4, с.51]
Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются так называемым налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.
Под профессиональным доходом понимается доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. [3, с.48]
Ограничения для перехода на спецрежим:
– У самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. К этой категории относятся граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.
– Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц.
– Спецрежимом не могут воспользоваться те, кто торгует подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Также его нельзя применять нотариусам, арбитражным управляющим, адвокатам, так как их деятельность регулируется отдельными законами.
Для того чтобы перейти на данный специальный налоговый режим, нужно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, что включает в себя следующие этапы:
- Отправить комплект необходимых документов в налоговую (заявления о постановке на учет; копии паспорта и фотографии физлица).
- Уведомление налогового органа поступает через мобильное приложение «Мой налог» — не позднее дня, следующего за днем направления заявления.
- Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.
Под объектом налогообложения подразумеваются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Самозанятый работник может воспользоваться правом освобождения от НДФЛ, в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход. [6]
Налоговая база — это денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров или услуг, который является объектом налогообложения. Она определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода. [1]
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров или услуг, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.
Налогоплательщик может корректировать ранее переданные сведения о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, в следующих случаях: если производится возврат денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров или услуг; если сведения введены неправильно.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по налогу на профессиональный доход или подлежит возврату в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Налоговый период — календарный месяц.
Самозанятый уплачивает 4 % в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6 % — в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП и юрлицам.
Уплата налога производится — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; по месту ведения деятельности. [1]
Налоговую декларацию представлять не нужно.
Основная цель законопроекта — представить возможность самозанятым физлицам выйти из теневой экономики или так называемой серой зоны.
По данным Росстата, во втором квартале 2018 года в неформальном секторе трудилось 20,3 % всех занятых россиян — 14,6 млн человек. В 2017 году таких было на 300 тысяч меньше.
Средства, полученные от налогоплательщиков налога на профессиональный доход, будут зачисляться в региональный бюджет по месту осуществления деятельности, то есть на данный момент в четырех регионах — Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Регионы получают возможность распределить эти средства и направить часть этих доходов в муниципалитеты, что, несомненно, является большим плюсом для региональных бюджетов, поскольку сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5 % от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет.
Взносы в ПФР самозанятые смогут платить по желанию — те, кто не будет этого делать, в будущем могут рассчитывать только на минимальную социальную пенсию (в 2018 году — 5180 рублей).
В свою очередь, если человек самозанятый и осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то он сам будет в праве решить, в каком именно регионе ему удобнее зарегистрироваться, во всех регионах регистрироваться не надо.
Еще одно преимущество — уплату налога человеку не придется делать несколькими платежками: что‑то в ФОМС, а что‑то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.
Как уже было сказано, в течение 10 лет ухудшать условия этого закона запрещено. То есть формально нельзя повысить ставки, заставить платить взносы или убрать вычет. Это беспрецедентная норма, и она прямо описана в документах.
На данный момент ясно одно, что введение режима представляет собой налоговый эксперимент и пока он идет, о нем будут отчитываться, чтобы было понятно, успешный он или нет. Для примера, можно привести эксперимент с онлайн-кассами, который оказался успешным для налоговой. Его могут закончить и признать неэффективным. Так будет, если слишком мало людей зарегистрируется в четырех регионах или люди будут платить очень мало налогов.
Если все пройдет удачно, новый налог поможет людям легализоваться и пополнит госбюджет, его распространят на другие регионы. Но когда это будет, никто не знает. Может быть, уже через год. Периодически ФНС будет отчитываться об итогах эксперимента. Его судьба зависит от налогоплательщиков.
Литература:
- Налоговый Кодекс Российской Федерации
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018)
- Мельникова Н. П. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. — М.: Юрайт, 2018. — 317 с.
- Малис Н. И. Налоговая политика государства. — М.: Юрайт, 2015. — 388 с.
- Налоги для самозанятых: кого коснется и как будет работать закон // ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. URL: http://duma.gov.ru/news/28794
- На что могут рассчитывать самозанятые? // Контур. Журнал. URL: https://kontur.ru/articles/4818
- Налог для самозанятых: сложные вопросы // Т-Ж. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/samozanyatye-slozhno-2019