Предпосылки и основные шаги по созданию образовательной среды «один ученик — один компьютер» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.11.2018

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Грязнов, Д. А. Предпосылки и основные шаги по созданию образовательной среды «один ученик — один компьютер» / Д. А. Грязнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54179/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена краткому анализу предпосылок и основанных на существующем опыте основным шагам по созданию образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер».

Ключевые слова: компьютерные технологии, образование, среда «1 ученик — 1 компьютер»

Опыт и успехи наиболее развитых стран мира в области науки, производства, новых технологий свидетельствуют о необходимости перестройки системы образования в направлении создания условий для личности, обладающей свободой проявлять свои способности, развивающейся в соответствии со своими наклонностями. Перед современной школой встала задача адаптации учащихся к жизни в информационном обществе через формирование соответствующих компетенций в процессе обучения. Чтобы стать человеком XXI века, современному ученику необходимо не только овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться собирать и анализировать информацию, синтезировать новые знания, эффективно сотрудничать с людьми разных культур. Необходимо повышать мотивацию к обучению учащихся и привлекать их к самостоятельной (индивидуальной или групповой) исследовательской работе на базе комплексного использования инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью повышения качества обучения учащихся.

Использование ИКТ в учебном процессе открывает широкие перспективы в изучении дисциплин школьного курса. Появляются возможности расширения содержательного наполнения предметов, повышение интерактивности обучающих систем, обработки больших объемов учебной информации, которая становится доступной для восприятия.

Использование ИКТ на различных этапах педагогического процесса требует глубокого анализа целей и задач учебно-воспитательного процесса, прогрессивных изменений в его организации. Отметим, что существует устойчивая тенденция отношения к ИКТ не только как к предмету изучения, а в целом как к средству оптимизации учебной деятельности учащихся и развития их жизненных компетенций.

Приоритетная задача обучения и воспитания в XXI веке заключается не только в формировании у учащихся определенных знаний, общеучебных умений и навыков, но и в обеспечении дальнейшего становления личности ребенка, развития его умственных способностей, и в первую очередь — обучении детей творчески и самостоятельно мыслить.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений является развитие мышления и творческих способностей ученика. Многолетние психолого-педагогические эксперименты В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. В. Занкова и других показали, что учащиеся способны усваивать значительно сложнее материал за более короткий срок, чем считалось до последнего времени. Использование ИКТ помогает ученику одновременно рассматривать объект в нескольких аспектах. Анализ и синтез, абстракция и обобщения выступают в наглядно-действенном и словесно-логическом плане и их различных соотношениях. Благодаря этому свойству ИКТ позволяют не только следить за течением процесса мышления ученика, но и формировать его мыслительные операции.

Не вызывает сомнений тот факт, что информатизация образования должна быть направлена на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения и тестирования, что позволит решать проблемы образования на высшем уровне с учетом мировых требований. Среди них — индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, возможность учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка и тому подобное. Результатами информатизации образования должны быть: развитие информационной культуры человека (компьютерной грамотности); развитие содержания, методов и средств обучения до уровня мировых стандартов.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема разработки, создания и внедрения развивающих образовательных программ, которые бы отвечали указанным заданиям, способствовали адаптации учащихся к жизни в информационном обществе. Одним из вариантов таких образовательных программ являются проекты по созданию среды электронного обучения «1 ученик -1 компьютер ", в которой предусмотрено создание необходимых условий для формирования жизненных компетенций учащихся на основе интеграции, гуманизации, информатизации содержания образования и деятельного подхода к обучению и воспитанию, который должен обеспечить равный доступ к качественному образованию.

Неоднократные практики использования портативных компьютеров в образовании показали, что целесообразнее рассматривать их не только в качестве очередного технического средства обучения, но также и как ключевой компонент образовательного пространства нового поколения, среды электронного обучения «1 ученик — 1 компьютер».

Среда электронного обучения — это образовательное пространство, в котором происходит формирование у детей качеств и умений необходимых современному человеку XXI века, таких, как медиа грамотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание. Знания и умения XXI века способствуют формированию у учащихся самостоятельности и развитию у них гражданских, профессиональных и лидерских качеств.

В образовательной модели «1 ученик — 1 компьютер» информационные технологии используются для создания среды, в которой общение ученика с компьютером происходит один на один. Наличие Интернета является крайне желательным компонентом этой учебной модели для создания сети и увеличения пользования онлайн-ресурсами.

Разница между моделями информатизации школы за счет создания в ней компьютерных классов и за счет обеспечения каждого ученика личным портативным компьютером крайне существенна. При всей инновационности оборудования и возможностей, которые открывают компьютерные технологии в обеспечении наглядности и доступности учебного материала, компьютерный класс встраивается в традиционную классно-урочную систему, ориентированную на трансляцию знания от учителя к ученику. Создание среды электронного обучения в школе позволяет ключевым образом изменить парадигму трансляции знания в системе образования. Эта модель, ориентированная на принцип «учиться всегда и везде», создает условия для реализации принципов личностно ориентированного обучения. Новый вид применения технологий открывает совершенно новые возможности для обучения, позволяя достичь более глубокого понимания и изучения материала, так как доступ к точным и детальным данным по теме становится почти мгновенным. В ходе любого урока учитель, направляя школьников к ресурсам Интернета, может организовать исследовательскую деятельность учеников, ориентировать их на углубленный поиск информации, оценку надежности различных информационных источников, обсуждение их с одноклассниками, создание мультимедийных презентаций. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию.

Таким образом, как явственно следует из приведенных выше аргументов, внедрение образовательной модели «1 ученик — 1 компьютер» является крайне желательной. Следует отметить, что школы по всему миру постепенно уже осуществляют переход к работе в условиях этой модели, преобразуя то чему они учат и что в этих школах изучают. На практике существует уже достаточно много примеров успешной реализации образовательной модели «1 ученик — 1 компьютер». Тем не менее есть также и не совсем успешные попытки. Почему же некоторые проекты достигают поставленной цели, а другие нет? Постараемся разобраться в том общем, что есть в успешных проектах [1].

Итак, во-первых, успешные школы ясно представляют себе свое будущее, сообразуя его с советами и мнением школьного сообщества, состоящего из всех участников образовательного процесса, включая учеников, учителей, администрацию, родителей и др. Под это видение успешные школы разрабатывают детальный план действий, который специфицирует, что они должны сделать чтобы на практике, в условиях их конкретной реальности, претворить это видение в жизнь. Это, во-вторых. Далее школы методично, пункт за пунктом, претворяют вжизнь все аспекты намеченного плана, который обычно сконцентрирован на: 1) оборудовании учеников и учителей; 2) сетевом окружении; 3) учебном плане; 4) подготовленности педагогического коллектива, осуществляя этим третий шаг на пути к успеху. И, наконец, в процессе реализации плана, школы периодически оценивают свой прогресс, чтобы понять насколько им удалось воплотить свое видение в жизнь. Этим четвёртым шагом завершается цикл внедрения образовательной модели «1 ученик — 1 компьютер».

Рассмотрим каждый из этих шагов более детально. Успешные школы начинают с формулирования четкого видения того, где они хотят оказаться после внедрения образовательной модели «1 ученик — 1 компьютер» и под это видение совместно со всеми вовлечёнными сторонами готовят всесторонний план действий. Главное, что отличает видение таких школ, это концентрация не на технологиях, сетевых вопросах, типах используемых устройств или профессиональной переподготовке учителей, а на повседневной жизни учеников в образовательном процессе. Такие успешные школы ставят своей целью радикально изменить то, чем занимаются ученики в течение дня, буквально с момента их пробуждения, до момента отхода ко сну.

Они стараются представить себе, или будет правильнее сказать вообразить, новые способы познания, с точки зрения, глазами и исходя из перспектив своих учеников. На практике, самые успешные школы вовлекают самих учеников в этот процесс «придумывания» видения. Они выражают это своё видение, и, в последствии, документируют свой прогресс в этом направлении даже не в словах, а в образах. Не цветистыми фразами о знаниях и умениях XXI века, навыках, проценте учеников, попадающих в ту или иную группу, а в четких формулировках, описывающих, что ученики и учителя делают каждый день, и образах, которые показывают, о чем ученики думают, о чем беспокоятся и как внедряемые технологии помогают им в этом.

Видится полезным ответить на следующие простые вопросы:

‒ Чем бы хотели, чтобы занимались ученики в вашей школе в среде «1 ученик — 1 компьютер»?

‒ Что находится на их устройствах?

‒ О чем они думают?

‒ Какие проблемы они решают? Как? Почему?

‒ Вы видите их работающими в парах, в группах или поодиночке за своими партами? Почему?

В конечном итоге видение должно ответить на простой вопрос как должен выглядеть «один день из жизни» ваших учеников.

Таким образом, наиболее важным элементом в планировании внедрения среды «1 ученик — 1 компьютер» есть формулировка видения того, как эта среда будет выглядеть, когда она будет окончательно внедрена. Видение четко иллюстрирует что именно ученики будут делать со своим устройствами и почему.

После того, как представлено себе, что должно быть включено в «один день из жизни» ваших учеников, обитающих в середе «1 ученик — 1 компьютер», нужно определить, что конкретно должно быть сделано, чтобы это произошло. Так появляется план действий. Он проистекает их видения. Следует рассмотреть каждый элемент учебного процесса, взятого из этого видения и внимательно обдумать…

‒ Каким должно быть ученическое устройство, что оно должно мочь выполнить;

‒ Что должна обеспечить сеть, какой она должна быть — проводной или беспроводной;

‒ Как должен измениться учебный план, чтобы полностью воспользоваться преимуществами, предоставляемыми средой «1 ученик — 1 компьютер»;

‒ Чем нужно овладеть учителям, чтобы это все заработало на уроке в классе.

Сформировав план действий нужно приступать к его выполнению. На этом этапе абстрактные установки, использовавшиеся на первых двух шагах такие как: представить себе, вообразить, спланировать, набросать эскиз, предусмотреть, постепенно превращаются в конкретные действия: приобрести, провести тренинг, установить, развернуть, написать, разработать, обучить, изучить. Именно в этой фазе происходит:

‒ Выбор и приобретение устройств, которые самым лучшим образом делают возможным ученикам и учителям претворить в жизнь видение, сформулированное на первом шаге;

‒ Развертывание сети и сопутствующих сетевых сервисов, необходимых для взаимодействия учеников и учителей в учебном процессе;

‒ Выбор или разработка материалов и методик для учебного плана, необходимых для того видения, которое было изложено;

‒ Повышение профессиональных навыков учительского коллектива для обеспечения возможности создавать новые учебные стратегии и в полной мере воспользоваться преимуществами технологий необходимых для реализации видения;

‒ Творческая переработка школьных и, зачастую, районных и даже областных политик и процедур, которые требуется видоизменить, дабы поощрить формирование такого процесса преподавания и изучения, который был представлен на первом шаге;

‒ Перестройка физической архитектуры школьных пространств, дабы сделать возможным те новые формы обучения и изучения, которые были задуманы в начале процесса.

Очевидно, что в процессе выполнения намеченного плана, нужно все время проводить оценку своего прогресса. Успех в реализации середы «1 ученик — 1 компьютер» может быть определён путем ответа на следующие вопросы:

‒ Удалось ли нам достичь того, что было сформулировано в видении?

‒ Что изменилось в результате выполнения плана?

Ответом на первый вопрос может быть обычная фото- и краткая видеофиксация того, чем занимаются ученики в учебных кабинетах во время уроков, в столовых во время обеденного перерыва, в других местах где ученики наиболее часто проводят время в школе. Таким образом можно составить визуальную картину того, каким же стал «один день из жизни» учащихся состоящего из элементов обучения и изучения. Без сомнения, такой фотоотчёт о реальности школьной жизни в условиях середы «1 ученик — 1 компьютер» сможет дать для всех участников процесса: учителей, администрации, учеников и их родителей много полезной информации как о том, что реально работает, но также и идеи о том, что можно улучшить, или где ещё есть нераскрытый потенциал.

Помощью в ответе на второй вопрос может стать обычный опрос учителей и учеников, а также анализ оценок по контрольным работам, проведенный с привлечением стандартных методов статистики. Такие количественные данные способны раскрыть — произошёл ли уже существенный сдвиг в ученическом интересе к предметам, возросла ли их удовлетворённость, просматривается ли позитивная корреляция между расширенным использованием цифровых технологий и успеваемостью.

Безусловно, процесс внедрения в школах образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер» является ресурсоемким, требующим особого внимания и включающим много деталей, однако, можно констатировать, что следование изложенным в этой статье четырем важным шагам способно обеспечить для движущихся в этом направлении хороший ориентир, приводивший многих к успеху.

Литература:

  1. James Lengel & Kathleen Lengel. Education 1.2.1: How Best to Provide a Device for Every Student. —: LEC, 2016. — 225 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, компьютер, образовательная модель, школа, видение, учебный процесс, электронное обучение, создание среды, учебный план, учитель.


Похожие статьи

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Влияние облачных сервисов на формирование образовательной среды «один ученик — один компьютер»

Статья посвящена анализу влияния облачного сервиса Amazon WorkSpaces на перспективы ускорения перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер».

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе

В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

О применении конкретной информационной технологии в обучении студентов математическому анализу

В статье рассказывается о применении информационных технологий, в частности QR-кодов, в высшем образовании, на примере дисциплины — математический анализ. Излагаются проблемы, которые встают перед преподавателем и студентом в настоящее время. Даётся ...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

"Умные технологии" в социальной сфере

В статье раскрывается сущность понятия «умные технологии», обосновывается необходимость перехода к постиндустриальному обществу посредством дальнейшей информатизации и применения высоких технологий в социальной сфере.

Современные инновационные технологии в образовании

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Раскрывается инновационная деятельность, предполагающая систему взаимосвязанных видов работ. А также даётся объяснение вопросам «Что такое инновационно-образовательная те...

Особенности современных образовательных конструкторов и возможности их использования в дополнительном образовании детей

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования современных образовательных конструкторов и возможностей их применения в дополнительном обучении детей. Особое внимание уделено таким конструкторам и образовательным платформам как: Education W...

Похожие статьи

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Влияние облачных сервисов на формирование образовательной среды «один ученик — один компьютер»

Статья посвящена анализу влияния облачного сервиса Amazon WorkSpaces на перспективы ускорения перехода к концепции образования в условиях образовательной среды «1 ученик — 1 компьютер».

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе

В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

О применении конкретной информационной технологии в обучении студентов математическому анализу

В статье рассказывается о применении информационных технологий, в частности QR-кодов, в высшем образовании, на примере дисциплины — математический анализ. Излагаются проблемы, которые встают перед преподавателем и студентом в настоящее время. Даётся ...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

"Умные технологии" в социальной сфере

В статье раскрывается сущность понятия «умные технологии», обосновывается необходимость перехода к постиндустриальному обществу посредством дальнейшей информатизации и применения высоких технологий в социальной сфере.

Современные инновационные технологии в образовании

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Раскрывается инновационная деятельность, предполагающая систему взаимосвязанных видов работ. А также даётся объяснение вопросам «Что такое инновационно-образовательная те...

Особенности современных образовательных конструкторов и возможности их использования в дополнительном образовании детей

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования современных образовательных конструкторов и возможностей их применения в дополнительном обучении детей. Особое внимание уделено таким конструкторам и образовательным платформам как: Education W...

Задать вопрос