Данная статья посвящена правовым институтам, способствующим обеспечению права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью.
Ключевые слова: дети, право на семью, усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.
This article is devoted to legal institutions that contribute to ensuring the rights of orphans and children left without parental care for the family.
Keywords: children, the right to a family, adoption, guardianship and trusteeship, adoptive family.
Действующий Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) [1], как отмечает П. В. Крашенинников, является одним из самых стабильных кодифицированных актов страны [2, с.3]. Однако зачастую СК РФ подвергается критике по причине отсутствия в нем ключевого понятия «семьи».
Рассматривая данное определение, А. М. Нечаева писала, что «семья — это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством» [3, с.294]. По мнению Г. К. Матвеева, «семья — основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства» [4, с.11].
В преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., семья рассматривается как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества [5].
Верным видится утверждение С. А. Филиппова, согласно которому «Семья — это основанный на браке союз мужчины и женщины, а также объединение нескольких совместно проживающих лиц, связанных близким родством (или приравненным к нему законом правовым состоянием), а равно основанное на таком родстве и (или) усыновлении (удочерении) объединение не обладающего полной дееспособностью ребенка и его близких родственников, связанных между собой общением и личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями» [6, с.5].
Прежде чем перейти к вопросу обеспечения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью, следует отметить, что необходимо различать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как и дети-сироты, являются несовершеннолетними, однако лишены родительского попечения по иным причинам, например в связи с лишением или ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, а также, если единственный родитель или оба родителя ребенка неизвестны [7].
Право жить и воспитываться в семье является личным неимущественным правом. Согласно ст. 38Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [8] провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 7–8, п.1 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, п. 2 ст. 54 СК РФ) [9].
Как подчеркнул Президент РФ В. В. Путин, «создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи — это приоритетные социальные задачи в России» [10].
Следует согласиться с мнением Е. С. Селивановой, которая отмечет, что реализация права на семью обеспечивает несовершеннолетнего местом жительства. Проживание совместно с родителями часто является единственным способом удовлетворения потребности в жилье несовершеннолетними гражданами до достижения ими совершеннолетия [11, с.18].
Видится, что обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют институты приемной семьи и усыновления (удочерения). Особенности опеки и попечительства в данной статье не рассматриваются. Правовое положение приемной семьи регламентируется главой 21 СК РФ и Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [12].
В соответствии с СК РФ приемная семья представляет собой опеку или попечительство над ребенком или детьми. Осуществляется на основании договора о приемной семье между органом опеки и приемной семьей (родителями или одним родителем) на срок, указанный в этом договоре (ст. 152 СК РФ). В задачи приемной семьи входит создание благоприятных условий для воспитания, образования, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни принятых в семью детей, а также защита их прав и интересов.
При усыновлении (удочерении) возникают такие же права и обязанности как между родителями и детьми. Как указано в СК РФ, усыновление (удочерение) в нашей стране является самой приоритетной формой устройства детей, лишенных семьи, опека и попечительство — самой распространенной, приемная семья в настоящее время также рассматривается в качестве желаемого инструмента обеспечения содержания и воспитания детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей [13, с.14].
В то же время может возникнуть ряд трудностей. Органы опеки очень щепетильно относятся к защите прав принятых на воспитание детей, зачастую ограничивая такой защитой право последних на общение с родителями и родственниками.
Так, в качестве примера можно привести дело «Куимов против Российской Федерации» [14]. Удочеренная заявителем девочка попала в больницу, после чего ребенка изъяли из семьи. Все время пока ребенок лежал в больнице и после, когда проживал в приемной семье, семья Куимовых не имела возможности навестить девочку, по причине запрета со стороны властей. Установив, что данное вмешательство было осуществлено в рамках закона и преследовало правомерную цель, заключающуюся в защите здоровья и прав ребенка, Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) оценил необходимость принятия этой меры.
ЕСПЧ было отмечено также, что заявитель и его жена на протяжении одного года, одного месяца и 15 дней многократно пытались навестить ребенка, передать ей еду и игрушки, однако администрация больницы и местные власти отказывали им в этом, не сообщая причин. И это учитывая тот факт, что решением суда, которым опека над ребенком была передана органам опеки, Куимовы были ограничены в родительских правах, а не лишены их. Следовательно, согласно ст. 75 СК РФ семья имела право на общение с ребенком, если не было оснований опасаться, что такое общение может причинить ребенку вред.
Кроме того, в своем заключении районный суд указал на отсутствие оснований для предположения того, что родители «умышленно причиняли вред физическому или психическому здоровью ребенка», а также на то, что суд «не установил каких-либо доказательств умышленных действий усыновителей, которые противоречили бы интересам ребенка». Основываясь на этом, ЕСПЧ вынес решение о нарушении прав заявителей, гарантированных статьей 8 Конвенции.
Двоякое впечатление производит институт отмены усыновления. Так, п. 2 ст. 141 СК РФ предусмотрены основания, согласно которым усыновители могут обратиться в суд с заявлением об отмене усыновления. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 [15] было отмечено, что такая необходимость может возникнуть по причине отсутствия взаимопонимания между усыновителем и ребенком, вследствие чего усыновитель не может оказывать должного влияния на правильное развитие ребенка, а ребенок не воспринимает себя в качестве члена семьи.
С одной стороны, это негативно сказывается на ребенке, который снова остается без семьи, теряет свой социальный статус, а также дает основания усыновителям для злоупотребления своим правом, подрывая тем самым престиж данного института. С другой стороны, как отмечает М. В. Антокольская, праву родителей на воспитание детей противостоит обязанность детей «претерпевать воспитание» [16, с.278], на что дети могут быть попросту не способны, по причине отсутствия навыков к самообслуживанию, к принятию авторитетов, или в связи с физическим или психическим заболеванием. В данном случае видится, что как для усыновителя, так и для самого ребенка такие взаимоотношения лучше прекратить.
Думается, что оставить все как есть — значит застопорить развитие в данной области. Необходимо обратить особое внимание на подготовку детей к усыновлению. На данный момент законодательство устремлено в сторону регулирования вопросов, касающихся подготовки усыновителей (п. 6 ст.127 СК РФ). При этом нельзя забывать о законодательно предусмотренном праве ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Ребенок должен выразить согласие на усыновление. Необходимо предусмотреть на законодательном уровне порядок подготовки детей к переходу «из состояния неопределенности к постоянству» [17, с.1148]. Учет мнения ребенка по вопросу его будущего усыновления, выяснение его желаний и чувств должны стать гарантией получения от усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, осознанного согласия на свое усыновление. Кроме того, такое положение в полной мере соответствует требованиям ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ.
Таким образом, были рассмотрены такие институты, способствующие обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью, как институт приемной семьи и усыновления (удочерения).
В настоящее время опека и попечительство — самая распространенная форма устройства детей, усыновление (удочерение) рассматривается как самая приоритетная, но относительно новый институт приемной семьи не остается без внимания и стремительно набирает популярность.
Видится, что данные институты требуют дальнейшего совершенствования, в частности институт усыновления (удочерения), поскольку зачастую на практике имеют место быть примеры необоснованного ограничения общения усыновителей и усыновленных.
Также не способствует повышению престижа социального родительства то, что усыновители вправе обратиться в суд с просьбой об отмене усыновления ребенка по указанным в законе основаниям. Это, безусловно, сказывается на ребенке. Видится, что необходимо готовить самих детей к усыновлению (удочерению), равно и к передаче в приемную семью, законодательно предусмотрев процедуру такой подготовки. Кроме того, должно предусмотреть обязательную процедуру общения усыновителей, опекунов или попечителей с такими детьми (не единоразовую, а систематическую, позволяющую в процессе выявить уровень взаимопонимания сторонами) и уже после, учитывая мнение ребенка, давать согласие на усыновление (удочерение), опеку или попечительство.
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ: по сост. на 03 августа 2018г.// Собрание законодательства РФ. — 01.01.1996. — № 1. — Ст. 16.
- Крашенинников, П. В. Нужен ли России новый Семейный кодекс?/ П. В. Крашенинников // Семейное и жилищное право. — 2017. — № 1. — С. 3–7.
- Нечаева, А. М. Семейное право: учебник для академического бакалавриата. 8-е изд., пер. и доп / А. М. Нечаева. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 294 с.
- Матвеев, П. А. Понятие семьи в российском праве/ П. А. Матвеев // Юридический вестник Кубанского государственного университета. — 2011. — № 3 (8). — С.121–125.
- Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989: по сост. на 25 мая 2000г. // Сборник международных договоров СССР. — Выпуск XLVI. — 1993.
- Филиппов, С. А. Понятие «семья» по российскому законодательству/ С. А. Филиппов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — С. 5–11.
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ // «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: по сост. на 07 марта 2018г.// Собрание законодательства РФ. — 23.12.1996. — № 52. — Ст. 5880.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993: по сост. на 21 июля 2014 г.// Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей»: по сост. на 26 декабря 2017г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. –№ 7. –Июль. –2017.
- Заседание президиума Госсовета, посвященное политике в области семьи, материнства и детства. — URL: http://www.kremli№.ru/eve№ ts/preside№ t/№ ews/20265 (дата обращения:16.11.2018).
- Селиванова, Е. С. Право несовершеннолетних детей на совместное проживание со своими родителями: вопросы реализации/ Е. С. Селиванова// Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 8. — С. 18–22.
- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»: по сост. на 30 декабря 2017г.// Собрание законодательства РФ. — 25.05.2009. — № 21. — Ст. 2572.
- Шамраева, И. Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (по законодательству Белгородской области)/ И. Л. Шамраева // Семейное и жилищное право. — 2018. — № 3. — С. 14–18.
- Постановление Европейского Суда по правам человека от 08. Января 2009 «Дело «Куимов (Kuimov) против Российской Федерации» (жалоба № 32147/04)// Бюллетень Европейского Суда по правам человека. –2009. — № 12.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»: по сост. на 17 декабря 2013г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. –№ 6. — 2006.
- Антокольская, М. В. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп/ М. В. Антокольская. — М.: Норма; Инфра-М, 2010. — 431 с.
- Татаринцева, Е. А. Правовое регулирование вопросов подготовки ребенка к усыновлению: опыт Англии/ Е. А. Татаринцева // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 9. — С. 1148 –1153.