Актуальной проблемой современного дошкольного образования является общее недоразвитие речи. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать школьной и социальной дезадаптации, препятствовать личностному развитию ребенка. В связи с этим необходимо комплексный, многоаспектный подход к организации коррекционно-развивающего процесса и учет новых социально-педагогических условий
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
С учетом постоянного увеличения числа старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема своевременной диагностики уровня развития речи является важной задачей логопедии. В связи с этим важно начать работу по преодолению ОНР как можно раньше, чтобы предупредить нарушения письменной речи. В наибольшей степени у детей этой категории страдает грамматический строй речи, поэтому мы считаем, что данная проблема является актуальной для рассмотрения в дипломной работе.
Объектом нашего исследования является грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предметом исследования является процесс формирования языковых операций, структурирования и грамматического оформления предложения у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития в системе коррекционно-логопедической работы.
Целью исследования является разработка и апробация методики по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) определить специфику овладения грамматическим строем речи детьми в норме и при ОНР;
3) подобрать методы и приемы изучения грамматических операций у старших дошкольников;
4) разработать и апробировать методику, направленную на формирование грамматических операций у старших дошкольников с ОНР;
5) провести эксперимент по внедрению разработанной методики обследования грамматических операций у детей пяти лет с ОНР, III уровня речевого развития;
6) провести контрольный эксперимент и сравнить результаты до апробации представленной методики, и после ее применения.
Гипотеза исследования: коррекционная логопедическая программа по преодолению нарушения компонентов речевой системы у детей с общим недоразвитием речи может предупредить возникновение нарушения письменной речи.
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 45» г. Королев.
На этапе констатирующего эксперимента нами проведено логопедическое исследование, направленное на выявление особенностей грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование состоит из двух этапов: констатирующий эксперимент (логопедическое обследование) и формирующий эксперимент (коррекционно-логопедическая работа).
Каждый ребенок обследовался в несколько этапов. Для получения более полных данных о сформированности речевых компонентов необходима целостная картина. Психологические особенности детей старшей логопедической группы проявляются в том, что они не могут концентрировать свое внимание на материале более 20–25 минут. Результаты выполнения заданий оценивались по четырехбальной системе.
Исследование проводилось с помощью 7-и заданий.
1 Задание: согласовать глаголы настоящего времени с существительными единственного и множественного числа (что делает самолет(ы)?).
2 Задание: употребить имена существительные в падежах (о чем мечтает девочка).
3 Задание: согласовать притяжательные прилагательные с существительными в роде и числе (чей хвост, ушки?).
4 Задание: образовать относительные прилагательные от существительных (стол, замо’к какой).
5. Задание: употребить предложно-падежные конструкции (котенок спрятался куда?).
6. Задание: образовать приставочные глаголы ((от)куда входит(выходит) девочка?).
7. Задание: составить предложение с глаголами противоположностями.(вопрос типа: «Что делает девочка одна и другая — эта девочка режет бумагу,а эта девочка бумагу клеит).
Анализ экспериментальных данных показал, что у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития наблюдаются многочисленные аграмматизмы. Дети редко использовали сложные предложения, увеличение количества слов провоцировало появление ошибок, поэтому дети предпочитали предложения не распространять. Наблюдалось много ошибок в окончаниях всех употребляемых частей речи. Часто пропускались предлоги и союзы.
После проведенного обследования следующим этапом был проведенформирующий эксперимент.
Логопедическая коррекция осуществлялась посредством методик, предложенных учеными: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Серебряковой и др.
Для формирования навыков языкового анализа и синтеза была разработана методика, состоящая из двух этапов:
Первый этап
Основными задачами логопедического воздействия этого этапа являются:
1) научить детей грамматически правильно строить предложения из 3–5 слов;
2) научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов;
3) сформировать простейшие навыки связной речи.
Работа первого этапа включала в себя два направления:
1) проведение работа на формирование предложений из нескольких слов;
2) коррекционная работа на сопоставление грамматических форм слов.
Второй этап
Основные задачи логопедического воздействия второго этапа являются:
1) научить детей строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
2) продолжить работу по словоизменению;
3) научить согласовывать местоимение и прилагательное с существительным.
Работа этого этапа ведется по следующим направлениям:
1) формирование распространенного простого предложения;
2) формирование предложения с однородными членами;
3) коррекционная работа на сопоставление грамматических форм глагола;
4) формирование сложного предложения.
Задание |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
1. Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа. |
До обучения |
||||
0 (0 %) |
1 (10 %) |
3 (30 %) |
4 (40 %) |
2 (20 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
1 (10 %) |
9 (90 %) |
|
2. Употребление имен существительных в падежах |
До обучения |
||||
1 (10 %) |
1 (10 %) |
6 (60 %) |
2 (20 %) |
0 (0 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
3 (30 %) |
7 (70 %) |
|
3. Согласование числительных с прилагательными и существительными |
До обучения |
||||
1 (10 %) |
3 (30 %) |
4 (40 %) |
2 (20 %) |
0 (0 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
1 (10 %) |
2 (20 %) |
7 (70 %) |
|
4. Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и падеже |
До обучения |
||||
2 (20 %) |
4 (40 %) |
4 (40 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
2 (20 %) |
2 (20 %) |
6 (60 %) |
|
5. Образование относительных прилагательных от существительных |
До обучения |
||||
1 (10 %) |
3 (30 %) |
3 (30 %) |
2 (20 %) |
1 (10 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
0 (0 %) |
2 (20 %) |
8 (80 %) |
|
6. Употребление предложно-падежных конструкций |
До обучения |
||||
2 (20 %) |
5 (50 %) |
2 (20 %) |
1 (10 %) |
0 (0 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
2 (20 %) |
2 (20 %) |
6 (60 %) |
|
7. Образование приставочных глаголов |
До обучения |
||||
1 (10 %) |
3 (30 %) |
5 (50 %) |
1 (10 %) |
0 (0 %) |
|
После обучения |
|||||
0 (0 %) |
0 (0 %) |
2 (20 %) |
3 (30 %) |
5 (50 %) |
|
После проведения методики по формированию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития, было проведено исследование знаний, умений и навыков, усвоенных контрольной группой детей.
У испытуемых вырос процент успешного выполнения заданий.
Анализ полученных данных отражает успешное усвоение согласования глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа, употребления имен существительных в падежах, согласования числительных с прилагательными и существительными, образования относительных прилагательных от существительных.
Но есть и задания, по которым все еще осталась достаточные трудности, это согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и падеже, употребление предложно-падежных конструкций и образование приставочных глаголов.
Но очевидно, что грамматическая сторона речи испытуемой группы детей претерпела существенные положительные изменения, так как у всей группы детей возросла процентная эффективность успеваемости по всем предложенным заданиям.
На основании вышесказанного можно утверждать, что гипотеза доказана.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована работа логопеда, воспитателей и родителей. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Правильная организация логопедического процесса — это залог хорошего конечного результата и успешного обучения детей в школе.