Рассматриваются некоторые проблемы процедуры арбитражных споров на территории Китая. Автором статьи проводится краткий анализ арбитражного законодательства Китая, предлагаются способы правовой защиты российских контрагентов в спорах с китайскими партнерами.
Ключевые слова: Китай, закон КНР об арбитраже, арбитражная комиссия CIETAC, закон КНР о судьях.
Одними из основных условий внешнеторгового контракта являются применимое право и арбитраж. Успешно заключенный международный торговый контракт с китайской стороной не исключает споры между сторонами, которые не могут быть решены путем переговоров. Грамотное составление договора, знание структуры системы суда и обычаев торговых отношений Китая исключат долгосрочные разбирательства.
Тем не менее, разрешение спора в суде имеет некоторые недостатки. Во-первых, стороны договора не всегда достаточно хорошо осведомлены о правилах судопроизводства государства своего оппонента. Во-вторых, та сторона, в стране которой происходит рассмотрение дела в арбитраже, получает преимущества, например, несет существенно меньше расходов, а также существует вероятность того, что суд встанет на сторону контрагента своей страны и вынесет решение в его пользу.
Обращаясь для разрешения спора в арбитраж, стороны ограничены в выборе компетентного суда. Так, процессуальное законодательство России и Китая допускают заключение соглашения о подсудности спора, и в то же время, соглашение не должно противоречить правилам родовой или исключительной подсудности. Например, запрещено выбирать Верховный народный суд КНР в качестве компетентного, если по правилам родовой подсудности спор рассматривается в народном суде основной или средней ступени. Также невозможно передать спор о недвижимости на рассмотрение шанхайского суда, в то время как объект собственности находится в другом регионе, соответственно этот спор находится в подсудности суда по месту нахождения объекта.
Кроме того, стороны ограничены в выборе языка судебного разбирательства, так как по общеустановленным правилам судопроизводство в государственных судах ведется на официальном языке. При рассмотрении спора все документы иностранного контрагента должны быть переведены на официальный язык суда разбирательства.
Стороны не могут выбирать судей и оказывать влияние на их назначение при рассмотрении спора. Однако, контрагенты имеют право требовать отвода судей по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством. В законе КНР об арбитраже список оснований для отвода арбитров закрытый и состоит из пяти обстоятельств:
– судья является стороной по делу и имеет прямые кровные отношения, в течение трех поколений являлся родственником по боковой линии;
– судья и близкие родственники имеют личный интерес к делу;
– судья по отношению к делу выступает свидетелем, защитником, представителем, экспертом;
– судья по отношению к защитнику, представителю в процессе имеет супружеские, родительские отношения, а также отношения сводных родственников (братьев и сестер);
– судья по отношению к любой из сторон имеет взаимосвязанные отношения, которые могут повлиять на беспристрастное рассмотрение дела.
Судом принимается решение в отношении отвода в течение трех дней с момента подачи заявления. Если судом принято решение об отказе в отводе, сторона договора может обраться за пересмотром решения, однако в течение срока пересмотра решения суда лицо, против которого сторона процесса заявила отвод, не отстраняется от рассмотрения дела. Пересмотр решения также осуществляется в течение трех дней.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона КНР о судьях должность судьи может занимать лицо, закончившее колледж или университет не по юридическому профилю, но при этом обладающее профессиональным знанием закона. Соответственно, арбитр китайского суда может не иметь достаточных познаний в области юриспруденции и опыта для правильного разрешения спора, однако, как было уже рассмотрено, этот факт не является основанием для его отвода.
В отличие от арбитражной системы других стран, арбитраж КНР имеет существенные особенности. Так, например, чтобы не допустить коррупции судей в Китае была разработана и внедрена в жизнь коллегиальная структура для принятия решений — арбитражная комиссия. Только этот коллективный орган имеет право принимать решения по всем имущественным и хозяйственным спорам частных и юридических лиц, предпринимательских структур и государственных предприятий.
Основополагающим нормативным документом судебной системы Китая является закон об арбитраже, принятый в 1995 году. В этом нормативном документе впервые обоснована необходимость созыва специальных арбитражных комиссий. Впоследствии сфере арбитража в Китае было уделено внимание, когда разрабатывался и утверждался Гражданский процессуальный кодекс, а также подготавливался и принимался Свод арбитражных правил для Центральных арбитражных органов КНР. В названных документах закреплены следующие постулаты: процедура создания арбитражной комиссии; порядок функционирования новой коллегиальной структуры, процедуры арбитража и принятия решений; правовые вопросы, связанные с участием в арбитражных разбирательствах иностранных компаний; порядок достижения арбитражного соглашения. Все основные процедуры арбитражного разбирательства были коренным образом пересмотрены и адаптированы. Международные специалисты признали китайскую систему организации арбитражных разбирательств одной из самых совершенных в мире. Основополагающим принципом формирования компетентного мнения является использование местных норм закона при рассмотрении спора иностранных компаний, если по договорам не было указано — по законам какой страны следует производить арбитражное разбирательство.
Легитимным в Китае считается только арбитраж, проводимый официально признанными постоянно действующими учреждениями арбитража. Поэтому, выбирая Китай в качестве страны арбитража, стороны автоматически ограничивают себя в выборе применимых процедурных и основных норм. Кроме того, они смогут выбрать арбитров только из списков, предлагаемых учреждением арбитража в Китае, которое избрали стороны.
В Китае существует два вида арбитража: регулирующий споры, связанные с зарубежными странами, и участвующий в разрешении исключительно внутренних споров. В первую категорию входят два учреждения — Китайская комиссия по международной экономике и торговому арбитражу (China International Economic and Trade Arbitration Commission — CIETAC) и Морская арбитражная комиссия, в компетенцию которой входят споры по вопросам судоходства.
Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия CIETAC — основной арбитражный орган в КНР. CIETAC по своему статусу приравнивается к Международной торговой палате, ее решения признают во всем мире. Комиссия находится в Пекине, также существуют филиалы и арбитражные центры — Шанхайский филиал CIETAC, Южно-Китайский филиал CIETAC (г. Шэньчжэнь), Тяньцзиньский международный экономический и финансовый арбитражный центр (филиал CIETAC в г. Тяньцзинь), Юго-Западный филиал CIETAC (г. Чунцин), Арбитражный центр CIETAC в Гонконге.
У арбитражной комиссии CIETAC есть определенные правила, которые необходимо знать до подачи иска. Если противоборствующие стороны пришли к согласию после подачи иска, необходимо сообщить об этом Арбитражной комиссии. Пожелания, не противоречащие законам КНР, арбитрами учитываются. После обращения одной из сторон в арбитражную комиссию CIETAC, вторая сторона вправе подать иск в Народный суд Китая, чтобы оспорить специфику арбитражного спора, поставив под сомнение отношение спора к финансовым вопросам. В этом случае, до вынесения решения Народным судом арбитражная комиссия CIETAC не начнет рассматривать дело.
Чтобы начать арбитражную процедуру, необходимо подать письменную заявку в арбитражную комиссию CIETAC в пяти экземплярах. В соответствии с перечнем требуемых документов вместе в заявкой необходимо предоставить:
– свидетельство о регистрации юридического лица, доверенность на представителя;
– арбитражное соглашение либо в виде отдельного согласованного сторонами документа, либо арбитражная оговорка должна быть отражена в контракте;
– подтверждающие обоснованность претензий документы;
– обоснованная сумма заявленного иска.
При обращении в китайский арбитраж вносится обязательный регистрационный сбор, который рассчитывается по специальной шкале, а также варьируется в зависимости от размера иска. Но кроме суммы официального сбора каждый из участников процесса, как истец, так и ответчик, должны оплатить арбитражные расходы, причем каждый иск порождает очередные расходы. Традиционно, сумма сбора на покрытие арбитражных расходов составляет не менее десяти тысяч юаней, а арбитражный сбор составляет от десяти тысяч до астрономических тысяч юаней.
После подачи заявки в течение пяти дней секретариат арбитражной комиссии CIETAC направит уведомление каждой из сторон о принятии либо отклонении рассмотрения дела. В случае отказа регистрационный сбор не возвращается. Если же дело принято к рассмотрению секретариат направит правила рассмотрения споров и списки финансовых арбитров. Датой начала арбитражного процесса является день отправления уведомления об арбитражном разбирательстве.
После получения уведомления сторонам в течение семи дней необходимо назначить арбитров либо уполномочить на это председателя арбитражной комиссии CIETAC. Максимальный срок на формирование состава арбитров — двадцать дней. Если пропустить этот срок, арбитра уполномочен выбрать председатель комиссии. В состав комиссии входят не только граждане Китая, но и иностранные лица, которые имеют определенную подготовку в правовых вопросах. Но это вовсе не означает, что иностранная компания будет иметь возможность выбрать арбитра-соотечественника, так как председатель комиссии вправе отказать в назначении заявленного стороной лица без объяснения причин.
Уведомление секретариата арбитражной комиссии о дате заседания стороны получают в течение 30 дней до его начала.
Срок арбитражного разбирательства согласно законодательству Китая не превышает девяти месяцев. Принятое решение пересмотру и обжалованию не подлежит. Если какая-либо из сторон не исполняет вердикт арбитражного суда, подобные действия оспариваются в Народном суде КНР. Китайские контрагенты, являясь проигравшей стороной, не оставляют решения арбитражного суда без исполнения, но и в роли выигравшей стороны процесса всегда используют право на обращение в Международную торговую палату для защиты своих интересов.
Как показывает практика, российские предприниматели предпочитают выбирать арбитраж за пределами Китая. Во-первых, процедура обращения в арбитражную комиссию CIETAC достаточно сложна и требует больших затрат. Во-вторых, не вызывает доверие у представителей российского бизнеса квалификация и количество арбитров. В-третьих, китайские суды признают решения арбитражных органов Китая только в том случае, если эти органы входят в ограниченное число постоянно действующих учреждений арбитража. И, наконец, даже обладая знаниями особенностей процедуры арбитражного процесса Китая и законодательства, российским контрагентам следует юридически грамотно составлять международные контракты, отслеживать и документировать каждый момент договоренностей. Китайское арбитражное законодательство содержит достаточное количество нюансов, языковой барьер также является большим препятствием для защиты прав в суде, поэтому чем лучше прописаны условия контракта, тем больше шансов добиться успеха в разрешении арбитражного спора, равно как и выполнения обязательств от партнеров и не довести дело до суда.
Литература:
- «Гражданский процессуальный кодекс КНР» от 09.04.1991 (принят на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва) // http://chinalawinfo.ru/procedurallaw.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ//Российская газета. — 2002, 20 ноября.
- «Закон КНР об арбитраже» (принят 31 августа 1994 года на 9 собрании исполнительного комитета 8 съезда Всекитайских Народных Представителей)// http://chinalawinfo.ru/procedurallaw
- Сайт http://chinawindow.ru
- Сайт http://goodchina.ru
- Сайт http://law.uglc.ru