Интеллектуальная игра шашки в условиях дошкольной образовательной организации (из опыта работы педагогов МБДОУ № 116 города Калуги) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.11.2018

Статья просмотрена: 692 раза

Библиографическое описание:

Романова, Е. А. Интеллектуальная игра шашки в условиях дошкольной образовательной организации (из опыта работы педагогов МБДОУ № 116 города Калуги) / Е. А. Романова, М. А. Долбичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54200/ (дата обращения: 19.12.2024).



Часто у родителей детей 5–7 лет возникает проблема, как занять вечернее время так, чтобы это развивало его интеллект и способности. Получая такой запрос от родителей наших воспитанников, педагоги МБДОУ № 116 города Калуги подобрали один из лучших способов решения данной проблемы — научить ребенка игре в шашки. Конечно, настольные игры уже давно уступили место компьютерным, между тем машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, соперничества во время настольных интеллектуальных игр сложно переоценить [2, 46]. С их помощью можно судить о степени развития внимания, сосредоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить тактически и стратегически, а также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера, что так важно для последующего обучении в школе.

Целью нашей работы по данному направлению было формирование у детей и их родителей (з/п) заинтересованности и умения играть в настольную игру шашки. Чтобы достичь поставленной цели, нужно было решить ряд задач:

1. Проанализировать литературу и выявить направления работы по вопросу актуальности применения шашек в старшем дошкольном возрасте в ДОО.

2. Подготовить перспективное планирование совместной деятельности по формированию у детей интереса и умения играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

3. Повысить родительскую компетентность в вопросах пользы шашечной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.

Решение поставленных задач с детьми проходило по следующим направлениям:

  1. Ознакомление детей с историей шашечной игры.
  2. Ознакомление с правилами игры.

4. Обучение детей играть в шашки.

5. Активное использование в совместной деятельности настольных игр и игр на развитие логических операций.

6. Индивидуальные игры с детьми.

7. Парные игры детей.

8. Выставка рисунков на тему: «Настольные игры».

9. Организация и проведение шашечного турнира между подготовительными группами нашего ДОУ.

10. Участие в городском турнире среди дошкольных учреждений «Чудо-шашки».

11. Закрепление полученных результатов в повседневной жизни и режимных моментах.

Одновременно велось активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников:

1. Проведение анкетирования на тему «Шашки семье».

2. Помощь родителей при подготовке досок и фишек для игры в шашки.

3. Организация фотовыставки для родителей «Играя — учимся, играя — познаём!», где можно увидеть в какие настольно-дидактические игры играют дети в группах.

4. Наглядная информация с описанием истории шашечной игры, ее видов, правил. Информация на сайте ДОУ.

5. Консультация для родителей: «Как научить ребёнка играть в шашки и её роль в развитии детей».

Благодаря играм в шашки дети становятся терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств [1,294]. А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям [3, 135].

В групповых комнатах для детей старшего дошкольного возраста, в нашем дошкольном учреждении, организована зона для игры в шашки. Дети имеют возможность в игре обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучатьсяиустанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Это совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе. Ведется «Книга рекордов».

В работе с детьми мы опираемся на следующие требования к шашкам для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Шашки должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям, привлекать, вызывать желание играть в них;
  2. Шашки следует хранить в группе в доступном для детей месте.
  3. Начинать обучение детей рекомендуется в старшей группе детского сада. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно — образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи.
  4. При обучении игре в шашки детей нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть.
  5. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться
  6. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики. В процессе обучения большую роль играют воспитатели и младшие воспитатели.
  7. Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу от простого к сложному.
  8. Занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю.
  9. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
  10. Играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки).
  11. Важно хвалить каждого ребенка время от времени (за победу, даже за один верно сделанный им ход), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш.
  12. В ходе игры нельзя детей торопить, так как правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность.
  13. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
  14. Подвести итог обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

В результате работы по данному направлению в МБДОУ № 116 города Калуги изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре в дошкольном возрасте, появился интерес к игре у детей, они приобрели навык игры в шашки. Воспитанники МБДОУ № 116 г. Калуги приняли участие в городском шашечном турнире «Чудо-шашки» в 2016 году и заняли призовые места — Гущин Артем 15 место, и в 2018 году — Логвин Егор — 2 место.

Воспитанники МБДОУ № 116 г. Калуги приняты в МБУ спортивная школа «Русские шашки» города Калуги (3 человека). Педагоги МБДОУ № 116 г. Калуги транслировали опыт работ по данному направлению в рамках проведения педагогической экспедиции «Технологии поддержки детской индивидуальности в условиях реализации ФГОС ДО» в апреле 2018 года в форме мастер-класса.

Таким образом, игра в шашки в дошкольном учреждении — еще одна образовательная технология, направленная на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]/ А. Г. Асмолов. — М.: МГУ. 1990. — С.289–311.
  2. Герцензон, Б., Напреенков А. Шашки — это интересно! Учебник шашечной игры [Текст]/Б. Герцензон. — Спб. Издательство «Литература», 1997. — 256 с.
  3. Цукерник, Э. Г. Антология шашечных комбинаций [Текст]/Э. Г. Цукерник. — Издательство «Русский шахматный дом», 2015. — 472с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, шашка, обучение детей, старший дошкольный возраст, шашечная игра, город Калуги, дошкольное учреждение, настольная игра шашки, совместная деятельность.


Похожие статьи

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Похожие статьи

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Мужчина в школе — воспитательный момент. Из опыта работы педагога дополнительного образования МАОУ СОШ № 25 г. Томска

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Задать вопрос