В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.
Ключевые слова: музыкальная культура, студент, эффективная подготовка, профессиональные знания, образование.
Введение. Участвуя в формировании определенной картины мира и мировоззрения человека, искусство осуществляет чрезвычайно существенное влияние на духовное и интеллектуальное развитие индивида. Его значение в современном мире важно и своими адаптивными свойствами, которые помогают личности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, которым пропитан весь пространство жизнедеятельности человека, все отрасли духовно-хозяйственной деятельности.
Среди различных видов искусства особое место занимает музыка. Ее плыл на формирование, в частности, студенческой молодежи является огромным, поэтому и проблемы развития ее музыкальной культуры будут всегда актуальными.
И сегодня в области образования чрезвычайной актуальностью обозначена проблема общественного назначения учителя, его роли в реализации гуманитарно-социальной политики государства.
Современные процессы глобальной информатизации возлагают на учителя большую ответственность перед обществом за формирование общей культуры молодежи и за духовную культуру, в частности.
К сожалению, современная молодежь не всегда ценит гуманистические идеалы, которые пропагандируются высокохудожественными произведениями музыкального искусства. Преодолеть эту ситуацию может только хорошо подготовленный к организации музыкально-учебной работы учитель. И потому формированию музыкальной культуры у будущих специалистов путем современной художественного образования должно уделяться особое внимание.
Последние десятилетия в мире происходят процессы активного пропаганда массовой музыки с последовательным вытеснением с массового эфира серьезной музыки. А чрезмерная коммерциализация средств массовой информации способствовала отстранению государственных структур от контроля культурной политики каналов радиовещания и телевидения в популяризации продуктов массовой музыкальной культуры. Так «воспитывается» современный человек с непритязательным вкусом, более того — исчезают давнишние традиции классической музыкальной культуры, отлучается от нее молодежь.
Хорошо подготовленный учитель музыки играет важную роль в воспитании молодого поколения, воздействуя на выбор их профессии и формируя художественные вкусы. Поэтому во все времена музыкальная культура, процесс ее формирования находились под пристальным наблюдением политиков и идеологов.
Особенности взаимосвязей личности как субъекта и объекта воздействия, образования, культуры и общества определяют эффективность образования и воспитания, качество педагогически-воспитательного процесса в целом. Образование существенно влияет на формирование эстетических идеалов, даже поздравительных ценностей музыкантов. Среда, формируя профессионального музыканта через систему специальных знаний и практических навыков, одновременно способствует воспитанию у него определенного мировоззрения, художественного сознания, моральных принципов, всего того, на чем основывается культурный и профессиональный уровень человека.
Пути вступления профессионализма учителей освещаются в разработках новейших технологий, в частности, их применение в процессе преподавания художественной дисциплины в вузе. Если к этому добавляется активное внедрение преподавателями эффективных методов, направленных на креативный индивидуально-личностное развитие студента, то это значительно ускоряет овладение им технологии профессионального самосовершенствования.
Преподаватели специальных дисциплин усилили подготовку, использовали новые информационные технологии в обучении, вводили творческие задачи в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, циклы звуковых дидактических материалов по изучению истории музыки, новые методики развития музыкальной памяти, формирование индивидуального исполнительского стиля и т. д.
Все больше в учебный процесс входит современная музыка, студенты выступают на фестивалях авторской и бардовской песни, телевизионных фестивалях-конкурсах эстрадной песни, участвуют в межвузовских фестивалях-конкурсах инструментальной и вокальной музыки.
В воспитании и обучении музыканта особую роль играют такие виды творчества, как композиция и импровизация. Музыканты разных специальностей неоднократно подчеркивали их роль в формировании личности, акцент на значении для развития всего комплекса музыкальных способностей, музыкально-образного мышления, рост эффективности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков, необходимых музыканту-специалисту в его профессиональной работе.
Осознание связи гармонии со всеми другими средствами выразительности в музыкальном тексте является важной предпосылкой для овладения как композицией, так и импровизацией. Умение импровизировать опирается на сложный комплекс навыков и требует, кроме достаточно высокой исполнительской-технической оснащенности, высокоразвитого слуха, чувства формы, стиля, владение широким запасом различных клише с музыки разных стилей и тому подобное.
Итак, научные исследования формирования музыкальной культуры студентов проявляют целый ряд средств практического обеспечения качественной подготовки высококлассных специалистов, как: обновление содержания учебного процесса, направленного на знакомство и осмысление новейших достижений науки и техники, повышение профессионализма, активное участие в научно-исследовательской работе, совершенствование практических умений и навыков.
Вывод.Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.
Литература:
- Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: 2002.
- Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания — М.: 1991.