Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Дмитриева, И. Ю. Работа с детьми в группе семейного типа с использованием элементов АВА-терапии / И. Ю. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54207/ (дата обращения: 19.12.2024).



Аббревиатура АВА переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. АВА представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. АВА основывается на науке обучения и поведения. Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение. АВА терапия применяет эти законы к поведенческим методам лечения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию.

Что же это такое поведение?

Поведениеэто движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами (Скинер, 1938).

Другими словами определение Скинера, основоположника бихевиоризма можно

Поведениеэто любое действие, которое выполняет человек.

Другими словами, все, что мы делаем или делает ребенок — это поведение:

– Ест

– Пьет

– Спит

– Кричит

– Рисует

– Играет

– Моет руки

– Дерется и т. д.

Все, что человек НЕ делает, и остается пассивным — это не поведение.

Например:

– Не слушается родителей

– Не реагирует на обращения сверстников

– Не смотрит в глаза

– Не плачет, когда ударился

Нежелательное поведение — это социально неприемлемое поведение в обществе.

Методы коррекции того или иного нежелательного поведения должны, прежде всего, основываться на определении функции поведения.

– У различных форм нежелательного поведения может быть одна функция.

Пример. Для того, чтобы избежать требований педагога или родителей ребёнок может начать бить себя по голове, закусывать руку или заваливаться на пол, кричать, разбрасывать предметы.

– У одной и той же формы нежелательного поведения может быть несколько функций.

Пример. Ребёнок может кусать себя или бить по лицу по разным причинам, например, чтобы добиться внимания, чтобы избавиться от задания или других неприятных стимулов.

Существуют 4 основные функции поведения:

  1. Доступ к желаемому предмету или действию.
  2. Прекращение/ избегание стимулов или действий.
  3. Привлечение внимания.
  4. Получение сенсорных стимуляции.
  1. Поведение, функцией которого является получение доступа к желаемому предмету или действию возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить то любимое занятие, которым он занят в данный момент.

Пример:

В нашей группе есть девочка, обращённую речь она не понимает и поэтому, когда ребёнок увлечён каким-либо занятием, а у нас происходит какой-либо очередной режимный момент, ребёнок не понимает, почему ей нужно прекратить её занятие. В этот момент она может кричать, разбрасывать всё на пол, т. е. проявляет нежелательное поведение. В этом случае мы показываем её пиктограмму, того что сейчас будет по режиму. Ребёнок успокаивается, потому что понимает, почему попросили закончить её занятие.

  1. Поведение, функцией которого является прекращение или избегание неприятных стимулов или действий преследует следующие цели

– Прекращение/избегание неприятных ситуаций

– Прекращение/избегание трудных заданий

– Прекращение/избегание длинных занятий

– Прекращение/избегание неприятных стимулов (громкая музыка, крики и т. д.)

Это поведение возникает в присутствии одной из вышеперечисленных ситуаций.

Пример:

В нашей группе есть мальчик, который всегда вскакивал со стула, когда мы пытались с ним заниматься. Перед нами была задача, чтобы ребёнок сидел во время занятия. При этом мы обратили внимание на то, что любит прыгать на фитболе. Мы решили применить это в нужном направлении, т. е. во время занятий ребёнка посадили на фитбол. Затем постепенно заменили его стулом. Сначала он сидел несколько секунд, постепенно время увеличилось. При этом ребёнок получал поощрение после каждого занятия, когда он сидел на стуле. Сейчас ребенок без проблем сидит на стуле на занятиях.

  1. Целью поведения, функцией которого является привлечение внимания, может быть:

– Привлечение внимания взрослых (родителей, педагогов и т. д.)

– Привлечение внимания сверстников (братьев и сестёр, друзей и т. д.)

Это поведение обычно проявляется в ситуациях, в которых на ребенка не обращают внимания.

Иногда этот вид поведения усиливается специфическим видом внимания — когда поведение ребенка раздражает окружающих, и окружающие реагируют криками, угрозами, делают сердитое выражение лица, и т. д.

Пример:

У нас в группе есть девочка, которая привлекала к себе внимание взрослых криком и смотрела на нашу реакцию. Когда взрослые незамедлительно обращали на это внимание, нежелательное поведение усиливалось. Мы решили не реагировать на крики. Постепенно продолжительность крика уменьшилась.

  1. Поведение, функцией которого является получение сенсорной стимуляции, усиливается в процессе сенсорной стимуляции.

Поведение обычно происходит очень часто, и не изменяется в зависимости от присутствия или отсутствия других людей.

Пример:

У нас есть мальчик, который постоянно машет руками. Для того чтобы прекратить эти движения, мы его переключаем на другой вид деятельности. Например, мозайка, конструктор, музыкальная книга.

В поведенческом анализе коррекция поведения производится на основе функциональной оценки.

Для проведения функциональной оценки требуется анализфакторов в окружающей среде, которые влияют на поведение.

Определение функции поведения производится на основе анализа предшествующих факторовипоследствий.

Предшествующий стимуллюбой стимул, который предшествует реакции.

Последствие — стимул, который происходит после реакции.

Чтобы научиться правильно, корректировать нежелательное поведение нам поможет таблица АВС.

Когда основалась наша группа, мы пользовались этой таблицей, в которую записывали: саму проблемную ситуацию, что ей предшествовало и последствие, сейчас мы достаточно хорошо изучили детей и можем без таблицы определить функцию их проблемного поведения.

Метод АВА признан лучшим методом лечения аутизма, имеющим научное обоснование. Однако АВА терапия эффективно применима и к нашему контингенту детей со сложной структурой дефекта. Я работаю с детьми из семей, которые находятся на пятидневном пребывании, либо посещают отделение дневного пребывания.

В своей работе мы используем элементы АВА терапии

1) Учебное поведение

Для того чтобы у ребёнка сформировались какие-либо (учебные) навыки, необходимо формировать у ребёнка учебное поведение. В нашей группе работает 2 воспитателя, и функции распределяются так, что один воспитатель ведёт занятие, а другой выступает в роли «Феи». Термин «Фея» взят из АВА и обозначает специалиста, выполняющего сопряжённые действия с ребёнком.

2) Использование пиктограмм

Многие дети с ОВЗ практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому многие дети затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.

Система пиктограмм позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным детям, испытывающим трудности в понимании обращённой речи.

Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью пиктограмм.

Пиктограммы — это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель карточек — это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).

Пиктограммы — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие.

При работе с нашими детьми мы использовали фотографии реальных объектов и действий, далее перешли на цветные картинки, и постепенно переходим на черно-белые карточки и слова.

В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

В помещении нашей группы наклеены пиктограммы обозначающие назначение данного помещения, например, ванная, игровая, раздевалка.

Создание единого «Пиктомира» позволяет детям более уверенно чувствовать себя в группе и смелее ориентироваться в пространстве.

3) Визуальное расписание

Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности.

В своей работе мы используем общее и индивидуальное визуальное расписание. На занятии «Круг» мы выстраиваем структуру дня. Для всех детей группы это общее расписание.

А также у каждого ребенка группы имеется индивидуальное расписание. Оно у всех детей разное, т. к. к общему расписанию добавляются индивидуальные занятия со специалистами.

Ещё мы используем таблицы и индивидуальные доски с визуальным расписанием (последовательности действий), таких как: чистка зубов, одевание, раздевание, сервировка стола и другие.

Визуальное расписание полезно для разбиения задач, которые имеют несколько этапов, на отдельные последовательные шаги. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность.

Например, задачу «Чистка зубов», мы разбиваем на следующие этапы:

– Намочить щётку;

– Выдавить пасту на щётку;

– Почистить зубы;

– Прополоскать рот;

– Помыть щётку.

Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности и ригидности навыка переходов, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня.

Как научить ребенка использовать визуальное расписание?

Сначала мы учим ребёнка понимать понятие последовательности действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ». Например, СНАЧАЛА будет занятие — ПОТОМ игра на любимом музыкальном инструменте.

Когда он будет понимать эту последовательность, можете разработать более сложное расписание различных мероприятий и последовательностей действий в течение дня.

Расписание может быть портативным, например, в папке с переплетом или зажимом, или же оно может быть закреплено на постоянном месте, таком, как стена. Ребенок должен иметь возможность ознакомиться с расписанием перед началом первого действия по данному расписанию. Оно также должно оставаться в поле зрения у ребенка на протяжении остальной его деятельности.

  1. Поощрения

Чтобы скорректировать поведение, нам следует применить определённые усилители в качестве поощрений.

Наблюдая за ребёнком в повседневных ситуациях, нетрудно определить, что для него будет стимулом, который усилит социально приемлемое поведение в будущем, т. е. поощрение.

Виды поощрений, которые могут функционировать как положительные усилители:

– Сладости

– Игрушки

– Мотивационная деятельность — щекотка, качание в гамаке, компьютерные игры

– Словесные поощрения

– Призы

– Медали

– Наклейки

– Жетоны

Поощрения должны быть разнообразными, и предоставляться согласно иерархии — за самые качественные реакции предоставляются самые сильные поощрения.

В начале работы в качестве поощрений для детей выступали игрушки, словесные поощрения, для кого-то поощрением было только сладости (но их мы использовали только в крайних случаях). Сейчас мы перешли на жетоны. Ребёнок в течение дня собирает необходимое количество жетонов, после чего он получает приз, игрушку, доступ к желаемому предмету.

Поощрение должно предоставляться незамедлительно после реакции (от 3-х до 30 секунд).

Для коррекции нежелательного поведения у детей с умственной отсталостью важно правильно определить функцию поведения. От нашей работы зависит будущее наших подопечных!

Литература:

  1. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. М.: Влодос, 2007. — 176 с.
  2. Морозова С. С. Основные аспекты использования АВА при аутизме / С. С. Морозова. — М.: 2013. — 363.
  3. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. — 192 с.
  4. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. — М.: Теревинф, 2011. — 400 с.
  5. http://www.autism-aba.blogspot.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): нежелательное поведение, ребенок, визуальное расписание, поведение, действие, желаемый предмет, занятие, последовательность действий, течение дня, функция поведения.


Похожие статьи

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Взаимодействие с родителями (законными представителями) в рамках работы по коррекции агрессивного поведения детей

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Взаимодействие с родителями (законными представителями) в рамках работы по коррекции агрессивного поведения детей

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Задать вопрос