Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.
Ключевые слова: российско-китайская торговля, меновая торговля, дипломатические отношения, территориальные интересы.
За последнее десятилетие в двусторонних отношениях между Россией и Китаем произошли значительные изменения. В XXI веке все более прочными становятся политическая и экономическая основы отношений, углубляется взаимное доверие, достигнуты результаты взаимовыгодного сотрудничества. Тесные контакты между главами государств задают вектор движения для развития торговых отношений. В зависимости от того, как сложатся отношения между Россией и Китаем, зависит ход политических событий в Евразии. Несомненно, на специфику отношений двух стран влияет историческое прошлое. С позиции событий современности трудно предположить, сохранится ли тенденция сближения в будущем, так как российско-китайские отношения в исторической перспективе развития характеризуются не только этапами дружественного сближения, но и резкого обострения. Причем, все периоды российско-китайского сближения приходятся на время знаковой смены эпох в российской истории, когда Россия преодолевала кризис внутриполитической системы, проводила реформы и кардинально меняла внешнюю политику.
Российско-китайские торговые отношения зародились в эпоху расцвета сухопутной торговли между Азией и Европой по Великому шелковому пути во II веке до н. э. Это был не только торговый маршрут, но нить, связывающая страны и народы восточной Азии и Средиземноморья, по которой проходили экономические, политические и культурные связи. Но из-за географической отдаленности друг от друга, взаимодействие между Россией и Китаем развивалось слабо. Тем не менее, поскольку сухопутная дорога была опасна, основной тенденцией развития торговли должно было стать территориальное смещение к южным морям, к созданным европейцами морским коммуникациям в XVI-XVIIIвв. Однако, трансконтинентальная торговая магистраль появляется намного севернее по территории России в конце XVIIв. С 1741г. торговый путь соединял Пекин, Ургу, Кяхту, Иркутск, Тобольск, Верхотурье, Макарьевкую и Нижегородскую ярмарки. Эта торговая артерия соединяла территории только двух государств — России и Китая, и, соответственно, способствовала торговому и культурному развитию исключительно этих держав.
В 60–80-е гг. северное направление стало источником транзитной торговли. Так, в конце XVIIIв. экспорт в Китай как российского, так и импортного (транзитного) сукна был равным. А в начале XIXв. иностранные товары преобладали над русскими. Первой причиной сложившегося дисбаланса являлась Кяхтинская торговля, имевшая меновый характер, когда в условиях отсутствия достаточного количества товара для обмена с китайскими торговцами купечество осуществляло транзит европейских товаров через Кяхту. В свою очередь, европейские страны (Австрийская империя, Польша, Пруссия) экспортировали товар в Россию для последующей перепродажи в Китай в виду того, что морская торговля находилась в руках англичан, а поставка товаров через Россию была более выгодной.
После заключения Нанкинского договора в 1842г. (подписан в подтверждение окончания первой опиумной войны между Китаем и Великобританией, с полной капитуляцией китайской стороны) Китай вынужденно открыл для английской торговли все порты морских городов, ввел низкий таможенный тариф на импорт. Это событие имело крайне отрицательные последствия для сухопутного направления русско-китайской торговли: реализация русских товаров уменьшилась из-за отказа китайских купцов от меновой системы и требования выкупать чай за золото и серебро. А развитие морского торгового пути нанесло сокрушительный удар по сухопутному направлению, так как издержки по доставке чая морем были существенно ниже затрат на перевозку его гужевым транспортом.
Новый виток российско-китайских отношений получил свое развитие в период с 1850г. до 1890г. На протяжении сорока лет два государства решали пограничные вопросы. Во второй половине XIXв. Российская империя активно осваивала Сибирь и дальневосточные территории, что привело к соприкосновению территориальных интересов России и Китая. Это обстоятельство способствовало налаживанию дипломатических контактов в целях решения вопроса о границах. Так, в этот период времени был подписан договор о принципах взаимоотношений России и Китая (в 1858г.), по которому достигнуты договоренности о составлении карт и описаний, которые подтверждали границы государств. Затем, в 1860г. страны зафиксировали территории договором о русско-китайской границе. А в 1864г. в Чугучакском Протоколе отражены географические ориентиры приграничной территории двух государств — реки, вершины, горные хребты от Западных Саян до Памира.
Император Александр III (время правления с 1881 по 1893гг.) и министр финансов Сергей Витте (в должности с 1893 по 1903гг.) являлись сторонниками сближения российско-китайских отношений и активной политики страны на Дальнем Востоке. Александр III заключил договор об урегулировании пограничных вопросов (1881г.), в результате которого Китаю была передана Кашгарская провинция (западный Китай, Синьцзян). Российская империя удерживала эту территорию под своим контролем по просьбе Китая с 1881г. После подавления восстания местных мусульман под предводительством выходца из Кокандского ханства Якуб-бека, который пытался провозгласить установление независимого исламского государства Йеттишаар. После заключения договора Россия передала Кашгарскую провинцию Китаю. Решение пограничных вопросов способствовало углублению взаимодействия в военном направлении, а также расширению экономических связей. Например, в 1895г. в г. Санкт-Петербург открыл Русско-Китайский банк, а в 1896г. заключен договор о постройке КВЖД [7]. В одном из условий договора прописано решение сторон о создании оборонительного союза России и Китая в случае военных действий Японии в отношении России, Китая и Кореи. Также, договор регламентировал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) — Харбин (Китай) — Владивосток (Россия)», которая имеет большие значение для обеих стран не только экономическое, но и военно-стратегическое.
Позднее заключена российско-китайская Конвенция о предоставлении в аренду портов [8], которые стали ключевыми базами военно-морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.
Следующий этап потепления отношений (середина 1920-х годов — конец 1950-х годов) приходится на сталинский период советской эпохи. В эти тридцать лет российско-китайские отношения прошли путь от возрождения дипломатических связей до создания военно-политического союза. Китай является первым из государств, которые признали СССР. Советско-китайские дипломатические отношения установились в 1924 году подписанием Соглашения об общих принципах урегулирования вопросов. В дальнейшем отношения между двумя странами развивались в сфере военного сотрудничества в противодействии завоевательным планам Японии на Дальнем Востоке (Япония претендовала на дальневосточные территории Китая и СССР). В 1930 году Советский союз оказывал экономическую и военную помощь Китаю в отражении японской агрессии (Китаю предоставлены целевые кредитные средства в размере 250 млн. долларов на покупку вооружения и военной техники) в 1945 году СССР ввел войска на территорию Маньчжурии, помогая Китаю разгромить японскую армию.
В 1949 году к власти в Китае пришла Коммунистическая Партия, в связи с этим сотрудничество в политической, военной и экономической сферах взаимоотношений развивалось более активно. Китай осуществлял поставки товаров текстильной и легкой промышленности, некоторые виды цветных металлов для использования в советском производстве. Советский Союз же оказывал военную помощь в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая, подготавливал военные кадры, организовал в Китае несколько военных производств. СССР способствовал возведению крупных предприятий промышленности и объектов энергетики Китая, а также массово обучал специалистов по научно-техническим направлениям для китайской экономики.
Партнерские отношения России и Китая в разные периоды развития исторического взаимодействия проводились правящими элитами государств на основании прагматичного мышления в продвижении интересов на долгосрочную перспективу. Однако, спонтанные, узко-ориентированные взгляды, личные амбиции некоторых лидеров, а также чрезмерная идеологическая направленность внешней политики брали верх над общими стратегическими целями, в то самое время отношения между странами сводились к крайнему обострению:
– — более чем на двадцать лет отношения между Китаем и Россией были разорваны (начало 1900года — середина 1920-х годов) по причине участия Российской империи на стороне западных держав (Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, США, Японии) в военной интервенции Китая с согласия императора Николая II. В результате события был подписан кабальный договор с выплатой Китаем огромной контрибуции. Участие России в военных действиях вызвало антироссийские отношения китайского общества, так как союзное государство выступило в качестве интервента. Любого рода отношения между странами прекратились на целых 25 лет.
– в период с начала 1960-х по конец 1980-х годов наступило очередное охлаждение отношений, достигнутые результаты были мгновенно уничтожены. В этот период наступила стадия конфронтации по политическим разногласиям. Произошел вооруженный конфликт на острове Даманский, и только срочный визит в г.Пекин премьер-министра СССР А.Косыгина остановил кровопролитие, остров был передан Китаю.
В 1989 году, после официального визита в столицу Китая советского руководителя М. С. Горбачева, стороны решили начать процесс нормализации взаимного сотрудничества.
Современное, третье российско-китайское тесное плодотворное взаимодействие возобновилось после распада СССР в 1991 году. В это самое время Россия приобрела новую форму государственности — стала федеративной республикой. Правовая база сотрудничества между Россией и КНР определена Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством КНР о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 года. Произошло сближение стран в различных сферах жизни государств: торгово-экономической, правовой, научно-технической, культурной, туристической.
В наши дни сама жизнь и исторические события мирового масштаба благотворно способствуют объединению усилий двух держав для дальнейшего развития и процветания. Для великих государств характерна относительная открытость внешнему миру, только в КНР международные отношения регулируются государством, а в России степень открытости ограничивается западными санкциями с 2014 года.
Несмотря на большой исторический период отсутствия общности государственных интересов, Россия и Китай имеют огромное взаимное значение в формировании системы национальных приоритетов.
Литература:
- Сладковский М. И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917г.)/ М. И. Сладковский. — М.: Наука, 1974.- 439с.
- Ионичев Н. П. Внешнеэкономические связи России (IX — начало XX века): учеб.пособие для вузов / Н. П. Ионичев. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 399с.
- Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века / О. Е. Непомнин. — М.: Наука, Вост. Лит., 2005–721с.
- Сайт http://chinawindow.ru
- Сайт http://goodchina.ru
- Сайт http://law.uglc.ru
- Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД)
- Конвенция «О предоставлении России в аренду портов Люйшунь и Далянь» (Порт-Артур и Дальний) принята в 1898г. в г.Санкт-Петербург