Целью настоящей статьи является попытка определить сущность и перспективы развития нормотворчества в России.
Ключевые слова: нормотворчество, правоохранительные органы, ведомственные нормативные акты, нормотворческий процесс.
Многочисленные политические, экономические и социальные преобразования в России, породили не только положительные, но и отрицательные тенденции, такие как обострение отношений России и Украины, санкции со стороны Америки и ряда Европейских государств, обесценивание национальной валюты, падение уровня жизни и др. Именно в такой ситуации законодательное регулирование отношений в обществе должно быть наиболее чувствительным к изменениям, поскольку именно нормотворческий процесс в государстве является своеобразным катализатором благополучности его функционирования. При этом основная задача нормотворческого органа заключается в обязанности издавать качественные и своевременные акты.
В настоящее время в отечественной юриспруденции существует большое количество исследований нормотворчества и процесса подготовки правовых актов, однако по многим позициям существуют спорные моменты.
Так, профессор Сырых В. М. отмечает, что нормотворческий процесс представляет собой совокупность процессуально оформленных, юридически важных действий по разработке и принятию нормативного акта, а также по его официальному оглашении [1, с. 25]. Зарождается нормотворческий процесс тогда, когда вопрос создания нормативного акта переводится в правовую сферу, когда возникают правовые отношения по поводу его подготовки и принятия, создаются определенные юридические права и обязанности.
В процессе создания нормативного акта, так же возникает ряд различных прав и обязанностей. Это обязанности по подготовке, обсуждению и согласованию проекта, инициатива по внесению проекта на рассмотрение компетентного законодательного органа, и право последнего на рассмотрение проекта и вынесение по нему то или иное решение, а также обязанность опубликовать вновь принятый закон.
Возникающие правовые отношения носят как государственный (например, вопросы законодательной инициативы, принятие акта, его опубликование и т. д.), так и административный (например, дача поручения подчиненному органу подготовить проект нормативного акта) характер.
Сегодня наукой и практикой разработан типовой алгоритм подготовки нормативных актов, состоящий из ряда взаимосвязанных и логически выстроенных стадий (действий или этапов). По мнению ряда ученых, стадия нормотворческого процесса есть самостоятельный этап формирования воли, выраженной в нормативном акте, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативного акта [2,]. Прохождение определенной стадии свидетельствует о том, что работа по созданию нормативного акта переходит на новую самостоятельную ступень.
Нам же думается, что стадия нормотворческого процесса есть определенная внутренне законченная фаза, определенный этап деятельности по подготовке и приданию официального значения нормативному акту.
Дискуссионность затронутого вопроса заключается в том, что в правовой литературе нормотворческий процесс обычно рассматривается как процесс официального прохождения проекта нормативного акта в правотворческом органе. Однако, в последнее время, многие авторы не сводят нормотворческий процесс лишь к процедуре рассмотрения вопроса о нормативном акте в самом правотворческом органе, а высказывают мысли о более широком понимании этой социально-правовой категории. При всем различии взглядов, их объединяет идея о том, что в нормотворческий процесс наряду с официальной деятельностью правотворческого органа включается также деятельность по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в котором участвуют другие государственные органы, общественные организации, граждане [3, С.30].
Нам же видеться, что нормотворческий процесс охватывает все имеющие официальное значение стадии формирования и возведения в закон государственной воли и не сводится только к деятельности самого правотворческого органа, хотя эта деятельность и составляет основную, решающую стадию процесса, так как именно в процессе ее осуществления проекту придается официальный характер.
Не меньше споров вызывает и вопрос относительно количества стадий. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка проекта нормативного акта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обслуживание и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия) [4, С.37]. У других авторов встречаются шесть стадий: прогнозирование и планирование, внесение предложений о разработке нормативного акта; разработка концепции и подготовка нормативного акта; специальное и общественное обслуживание проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу [5, С. 156, 157].
Юристы-практики насчитывают значительно большее число стадий, причем это зависит от парламентских традиций и от особенностей политической системы.
Мы же придерживаемся классической правовой позиции и выделяем четыре основных стадии нормотворчества:
- выступление с законодательной инициативой;
- тщательное обсуждение законопроекта (в специально созданных комиссиях парламента);
- принятие законопроекта;
- оглашение и вступление акта в законную силу.
В заключении хотелось бы обратить внимание еще на одну, не менее важную на сегодняшний день проблему нормотворческого процесса. Заключается она в слабых приемах юридической техники и технологий и как следствие этого снижении качества и эффективности законопроектов, неоднозначное их толкование и коллизии. Видеться, что в век высоких технологий и компьютеризации процессов, нормотворчество стремится к созданию специальных адаптированных программ, электронных механизмов, которые будут способны качественно подготовить текст законопроекта.
Таким образом, подводя итог сказанному, нами сделаны следующие выводы:
– Во-первых, нормотворчество и нормотворческий процесс это не синонимы, хотя зачастую практики пренебрегают строгостью этих понятий;
– Во-вторых, нормотворческий процесс есть деятельность (совокупность действий), специально уполномоченных на то органов, заключающаяся в совокупности логически завершенных этапов, направленных на издание нормативно-правового акта.
– В-третьих, в классическом виде нормотворческий процесс состоит из четырех основных стадий (выступление с законодательной инициативой (предпроектная стадия), обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, оглашение и вступление его в законную силу);
– В четвертых, с целью повышения качества создания нормативных актов необходимо внедрять специальные адаптированные к Российской действительности компьютерные программы и технологии.
Литература:
- Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов // В. М. Сырых, М., 2005. — 528 с.
- Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации./ С. В. Поленина, — М.: Изд-во ИГиП РАН, 2006. — 146 с.
- Миронова А. Н. Административные процедуры технологии подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // А. Н. Миронов / монография. Владимир: Транзит-ИКС, 2012. — 252 с.
- Миронов А. Н. Указ. соч.
- Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования
- в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. — 258 с.