Приоритетной задачей сельскохозяйственного страхования в настоящее время является «обеспечение устойчивого воспроизводственного процесса в АПК через стабильную и надежную страховую защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей». Ее решение возможно лишь при условии, что функционирующая система страхования сельскохозяйственных рисков будет эффективна.
Несмотря на укрепление законодательной базы страхования, применение новых страховых программ рынок агрострахования является проблемным. Дискуссионными остаются вопросы эффективности страхования с государственной поддержкой, нет однозначного мнения о применении обязательного или добровольного страхования в сельском хозяйстве, возникают сложности с выбором страховых тарифов и объекта страхования и, конечно, по поводу выплаты страхового возмещения [1].
Имеющиеся проблемы в агростраховом секторе обусловлены не только спецификой аграрной отрасли, но и тем, что российская система страхования сельскохозяйственных рисков находится на стадии становления.
Решение комплекса системных проблем (зависимость развития рынка агрострахования от объемов бюджетного финансирования, несовершенство законодательной базы, отсутствие увязки между наличием страховки и другими видами государственной поддержки, сложности с фиксацией и урегулированием убытков и др.) являются полем деятельности законодательных органов власти, профессиональных объединений страховщиков и является сложным и длительным процессом.
С организационными проблемами (низкая страховая культура и недоверие аграриев к страховщикам, сложности со сбором необходимых документов страхователями, логистика и документооборот, отсутствие квалифицированных кадров для осуществления агрострахования и др.) В первую очередь из-за недостатка квалифицированных кадров, обладающих знаниями в сфере сельского хозяйства и продаж, данный сегмент страхового рынка остается неохваченным многими страховщиками.
В этой связи возрастает актуальность решения проблемы поиска и развития разнообразных каналов для продвижения услуги агрострахования на рынок, позволяющих приблизить её к сельхозтоваропроизводителю.
Каналы продаж на страховом рынке могут быть поделены на две укрупненные группы:
‒ продажа страховых услуг напрямую и непосредственно страховщиками;
‒ реализация через системы страховых посредников и других участников страхового рынка, принимающих участие в продажах страховых услуг.
При этом каналы продаж страховых услуг могут быть дифференцированы в зависимости от отрасли (по видам страхования), территории (по региону оказания страховых услуг), потребителям (по клиентским сегментам).
Продажа страховых услуг крупным и состоятельные сельскохозяйственным предприятиям (агрофирмы и агрохолдинги) организуется, как правило, по системе прямых и корпоративных продаж. Продажи же страховых услуг средним и малым предприятиям требует особенного подхода.
Для второй категории страхователей целесообразно создать такой подход к предоставлению страховой услуги, который позволит сделать процесс заключения договора страхования максимально простым, упростит временные и материальные затраты на сбор и предоставление документов. С этой целью предлагается внедрить совместный проект с ФГБУ «Россельхозцентр» (РСЦ), являющегося правопреемником государственных семенных инспекций по субъектам Российской Федерации и территориальных станций защиты растений. Учреждение осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации во взаимодействии с Минсельхозом России, органами управления АПК субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, иными организациями и гражданами.
РСЦ имеет разветвленную сеть филиалов в каждом районе области, которые укомплектованы специалистами, обладающими опытом и знаниями в сельском хозяйстве, которые постоянно находятся в тесном взаимодействии с сельхозтоваропроизводителями. Данный проект является взаимовыгодным как для страховой компании, так и для сотрудников Центра.
Актуальность создания данного проекта обусловлена необходимостью в развитии дополнительных точек продаж с минимальными затратами, которые будут способствовать завоеванию доли рынка агрострахования.
Алгоритм взаимодействия специалистов страховых компаний, РСЦ и сельхозтоваропроизводителя для оптимизации процессов заключения договора страхования предполагает реализацию ряда последовательных этапов.
На первом этапе сотрудник РСЦ осуществляют сбор пакета документов от клиента, в состав которого входят:
‒ заверенная руководителем хозяйства и бухгалтером справка об урожайности;
‒ справка о средней цене реализации за год, предшествующий году страхования, по предполагаемым к страхованию культурам;
‒ документы на посевной материал (протоколы испытаний, сертификаты соответствия);
‒ копию карты полей, заверенная руководителем хозяйства;
‒ форму анализа технологических операций (сотрудник РСЦ заполняет ее совместно с клиентом).
На втором этапе сотрудник РСЦ устанавливает Терминал продавца на рабочем месте, заполняет реквизиты клиента и статистику урожайности по его статистике. На основе указанных данных определяется страховой тариф с учетом франшизы и автоматически рассчитывается страховая премия.
При отсутствии возражений со стороны клиента запрос на котировку отправляется в страховую компанию и в течение короткого времени, при типовых условиях, на электронную почту сотрудника РСЦ приходит комплект документов. После этого клиент подписывает договор в офисе РСЦ, который передается на подпись страховщику.
На третьем этапе сотрудник страховщика получает от сотрудников РСЦ полный пакет документов по договору страхования, а клиенту передается подписанный экземпляр договора. С целью учета по договору с РСЦ осуществляется ведение реестра застрахованных клиентов. Кроме того, в рамках данного этапа формируется заявка на осмотр специалистом РСЦ застрахованных полей и согласовывается заявку на оплату. После этого специалист РСЦ отправляется на осмотр.
На четвертом этапе в рамках подписанного договора оказания услуг по заявке страховой компании РСЦ проводит комплекс мероприятий по оказанию информационных и консультационных услуг по следующим направлениям:
‒ объемы движения пестицидов за запрашиваемый год в соответствующем субъекте Российской Федерации, включенных в «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации» в отчетном году;
‒ информация о качестве семенного материала страхователя;
‒ фитосанитарная обстановка в застрахованном хозяйстве;
‒ информация о сроках сева, датах дружных всходов, начала кущения, цветения, колошения, восковой спелости, начала уборки в хозяйстве страхователя;
‒ информация о биологической урожайности застрахованных посевов;
‒ информация о потерях урожая в результате нарушения технологий обработки средствами защиты растений;
‒ информация обоснования недобора урожая в результате недостатка внесения удобрения;
‒ информационные услуги об удельном весе полученной продукции (масса 1000 зерен).
На пятом этапе отношения страховой компании и клиента осуществляется в рамках следующих целевых сегментов: сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие предприятия, склады и элеваторы, агроформирования и т. д.
Таким образом, комплексная задача по развитию точек продаж, привлечению клиентов и качественному сопровождению договоров страхования сельхозкультур, состоит в том, чтобы через представленный алгоритм сотрудничества с ФГБУ «Россельхозцентр» увеличить долю присутствия страховых компаний на региональном рынке агрострахования за счет усовершенствования технологии предоставления услуг и повышения культуры обслуживания.
Литература:
- Коваленко, Г. Л., Хисматуллин, Д. М. Агрострахование: новый этап развития государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя // Экономические науки. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agrostrahovanie-novyy-etap-razvitiya-gosudarstvennoy-podderzhki-selskohozyaystvennogo-tovaroproizvoditelya (дата обращения: 25.11.2018).