Организация и управление самостоятельной работой учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Растегаева, Т. Е. Организация и управление самостоятельной работой учащихся / Т. Е. Растегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42984/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ВО при организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: ФГОС ВО, профессиональная подготовка, самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов — «форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и качеств личности» [1]. Целью самостоятельной работы выступают как изучение нового материала, так и закрепление пройденного, отработка необходимых знаний и умений.

В настоящее время правильно спроектированная организация самостоятельной работы студентов позволит заметно продвинуться в формировании необходимых компетенций, поскольку не всегда это возможно реализовать во время аудиторной работы. Правда возникает вопрос с проверкой самостоятельной работы, за счет каких временных ресурсов это делать и как быть с заочниками. Последние, получив задание принесут его перед сессией и времени на качественное исправление, а тем более формирование навыков и компетенций не остается. Как быть в данной ситуации? Для начала необходимо по преподаваемой дисциплине определить количество часов, запланированных на самостоятельную работу. Понятно, что это мы увидим в учебном плане. Традиционно, если итоговым контролем стоит зачет, то на всю дисциплину выделено две зачетные единицы трудоемкости — 72 академических часа. Из них 36 часов отведено на аудиторную работу, т. е. по 9 лекций и 9 практик. Примерно 4 часа отводится на зачет. Таким образом, на самостоятельную работу остается 32 академических часа или 1440 минут. Если экзамен, то на дисциплину будет 108 часов, на контроль уже выделяется 9 часов и на самостоятельную работу в данном случае остается 63 часа или 2835 минут. Семестр длится порядка 120 дней, предлагаю округлить до 100 дней, когда будет осуществляться самоподготовка: 17 дней — выходные (воскресенье), 3 дня на праздники. Таким образом, если у нас зачет, то 1440 минут делим на 100 учебных дней и получаем, округлив, 15 минут самостоятельной работы учащегося в день. При экзамене 28 минут — округляем до получаса. Имея эти данные, каждый может вычислить время для ежедневной самоподготовки, чтобы на выходе быть полноценным специалистом. Обычно в семестре 6 зачетов: 90 минут самоподготовки и 4 экзамена: 120 минут самоподготовки. Всего 3.5 часа в день, в это время не будет входить выполнение текущих заданий на практические занятия в аудиториях.

Возвращаясь к техническому сопровождению, на наш взгляд для этих целей лучше всего подойдет система управления обучением типа Moodle или ее аналог. Почему мы сейчас говорим о Moodle? Исключительно в качестве примера, поскольку многие преподаватели и вузы к ней подключены и соответственно будет понятно, о чем будет вестись речь.

С помощью программы управления обучением мы можем выложить в приложение учебный материал и на его основе спроектировать тестовые задания: программа предоставляет возможность порядка 20 видов тестирования: тесты самоконтроля, тренинга, тематические тесты, тесты для текущей и итоговой оценок уровня обучаемых и др. Но это не самое главное: тесты не помогут нам в проблеме формирования компетенций. Для этого у нас тоже есть инструментарий. Например, мы можем вставить видео с проблемной педагогической ситуацией и дать ограниченное время на ее решение. Поскольку в реальной жизни времени не дается совсем, педагог должен моментально среагировать. Помимо видео фильмов есть возможность вставить и аудио файлы и презентации. Критериями оценивания в выше предложенном случае выступает сам ответ и затраченное время.

Пользоваться программой можно даже с обычного телефона. Поэтому учащиеся смогут выбрать не только максимально удобное время, но и эффективно его использовать в транспорте, очереди и т. д. После прохождения темы (модуля, блока) проходит тестирование, результаты которого фиксируются на сайте. Преподаватель видит, когда студент выходил на сайт, сколько времени ему понадобилось на усвоение материала, какие ошибки он допустил в тестировании и сколько вообще времени потратил на прохождение теста. В итоге через контроль самостоятельной работы мы можем видеть, какие темы студент или студенты хуже усвоил на лекционном занятии: так или иначе это отразится на времени и качестве тестирования, что позволит преподавателю иначе изложить тему или проработать ее еще раз.

Преподаватель может выстроить график усвоения учебного материала студентом, сопоставить его с результатами других студентов и пр. Особенно это удобно, когда в вузе действует балльно-рейтинговая система: отметки автоматически выставляются в ведомость, т. е. преподаватель освобождается от трудоемкой и нудной бумажной работы.

Существуют конечно и сложности: первоначально уходит колоссальное время на подготовку дидактического материала — необходимо выявить, где и какие уровни в нем будут присутствовать. Однако, как показывает практика, тяжело только с первой темой. Второй вопрос связан с созданием тестового материала: поскольку при усвоении дидактической информации предполагается прохождение студента по уровням усвоения материала и формирования определенных компетенций, то задача теста — проверить уровень их усвоения. Для этого необходимо разработать спецификацию разрабатываемого теста (в первую очередь это необходимо сделать для себя — так легче потом работать). Очень важный момент: за что и сколько давать баллов. Здесь проще всего исходить из 100 — балльной системы оценивания: причем желательно ее сопоставить с материалами Болонской конвенции [2].

После создания спецификации теста остается разбить тестовые задания на группы и выставить их вес (значение). После этого тест необходимо обкатать, в принципе, это не составит труда, поскольку в системе Moodle есть развитые встроенные средства для вычисления статистических показателей результатов выполнения тестовых заданий: индекс легкости задания, дисперсия результатов тестовых заданий, индекс дифференциации, коэффициент дифференциации. Создав полноценный тест, который отражает прохождение студентами уровни их обученности, мы можем контролировать усвоение знаний, формирование компетенций и развитие личностной парадигмы каждого учащегося.

Вывод: преимущество данной системы управления в том, что она позволяет отслеживать и управлять процессом обучения. Недостаток: произведена и располагается на территории наших иностранных партнеров и соответственно доступ к ней в любой момент может ограничен. Поэтому, в качестве перспективы развития сетевого взаимодействия представляется необходимым создания российского аналога, желательно единого — для поддержки российского образовательного пространства.

Литература:

  1. Тюнников Ю. С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2000. № 1. С. 100.
  2. Tyunnikov Yu. S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № -3. С. 183–200.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, время, самостоятельная работа студентов, час, аудиторная работа, день, задание, минута самоподготовки, система управления, учебный материал.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия управления самостоятельной работой учащихся основной школы

В статье авторы подводят итоги исследования организационно-педагогических условий управления самостоятельной работой учащихся основной школы.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы

В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности

В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности

Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия управления самостоятельной работой учащихся основной школы

В статье авторы подводят итоги исследования организационно-педагогических условий управления самостоятельной работой учащихся основной школы.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы

В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности

В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности

Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Задать вопрос