Статья посвящена проблемам и особенностям организации проектной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольный возраст, самостоятельность, познавательная активность
Сложность в решении вопросов применения метода проектов в обучении дошкольников определяется неоднозначным пониманием сущности детского проектировании в современных исследованиях, различиями в подходах к организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и, соответственно, невысоким уровнем представлений педагогов о возможностях использования такого вида деятельности.
Проектная деятельность играет большую роль в развитии личности ребенка, так как развивает чувства детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, познавательной активности, интереса к обучению.
Проектная деятельность, кроме удовлетворения потребностей ребенка действовать, обогащает его умением, навыками. Ребенок перенимает от взрослого опыт исследовательских действий, их последовательности, логики. В дальнейшем действия ребенка, выполняемые по образцу взрослого, в рамках проекта приводят к появлению новой творческой активности: самостоятельному выбору задач, применению известных и усвоенных ранее способов их решения в новой ситуации. То есть, проектная деятельность позволяет выработать умение дошкольника не только решать новые задачи без участия воспитателя, но и самостоятельно ставить новые цели поиска и достигать их.
Таким образом, организация проектной деятельности является чрезвычайно важным условием для формирования самостоятельности дошкольников, которая проявляется через инициативу, характер поиска решения учебно-познавательных задач при отсутствии помощи со стороны взрослого. От становления самостоятельности зависит и активность ребенка. Проявление активности и самостоятельности трудно обособить, они выражены в целенаправленности познавательных действий, целесообразности их, в характере знаний, умений, способов деятельности [1].
Характер проектной деятельности позволяет в значительной мере развивать самостоятельность дошкольника, так как для достижения цели реализуемого проекта ребенок выявляет свойства предметов в ходе их преобразования на основе собственной инициативы. В практической деятельности по преобразованию объектов (исследование качеств, свойств, составление целого из частей, определение количества, измерение, моделирование), решению проблемных ситуаций, постановке опытов, создаются условия для проявления самостоятельности мышления в достижении положительного результата. При этом у детей формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, повышается самооценка, появляется возможность почувствовать себя успешными.
Построение проектной деятельности предполагает активизацию умственных, эмоциональных, волевых сил обучающихся; стимулирование активности ребенка с опорой на мотив (интерес к исследованию, к реализации проекта); организацию оптимального содействия дошкольнику со стороны взрослого (сотворчество в рамках осуществления проекта) [2-6]. Задача взрослого — научиться доверять ребёнку. Только позволяя детям свободно исследовать окружающую действительность, можно привить интерес к проектной деятельности.
Погружение детей дошкольного возраста в проектную деятельность как личностно значимую (с творческими заданиями, соревнованиями, играми по правилам, предоставляемой самостоятельностью) способствует формированию мотивации каждого ребенка к повышению познавательной активности [7-10].
Анализ основных теоретических исследований по проблеме метода проектов в обучении показывает возможность и доступность организации проектной деятельности в дошкольном возрасте. Развитие умения детей ставить и удерживать цель, степень овладения действиями, наличие значимых мотивов, характер результата, — все это складывается и проявляется в рамках любого вида проектирования. Показателями эффективности такой работы в том числе, являются личностные проявления в деятельности (активность и самостоятельность, творчество), а на основе их анализа и изучения можно делать заключения о развитии личности дошкольника в целом.
Литература:
- Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.
- Казаков И. С. Принципы и функции самопроектирования информационной компетентности педагога // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Сочи. 2011. № 2. С. 126–129.
- Капустина Р. И. Воспитание познавательной активности у дошкольников в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Союз, 2007.
- Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: сборник научных трудов / Российский государственный педагогический университет им. Герцена. — СПб.: Акцидент, 2011.
- Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
- Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
- Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
- Казаков И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 128–133.
- Крылова В. В. Социокультурные характеристики становления и развития культурно-образовательного пространства сочинского округа (1870–1917 гг.) // Былые годы. Российский исторический журнал. 2008. № 2 (8). С. 3–15.
- Густомясова А. Л. Подготовка педагогов в системе последипломного образования к воспитанию социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2008.