В статье рассмотрена адаптация ребенка в ДОУ, выделены степени адаптации и их характеристики.
Ключевые слова: адаптация в ДОУ, степени адаптации
Изменения в социальной среде воздействует на психическое равновесие и физическое здоровье детей. С данной точки зрения особенного внимания заслуживает ранний детский возраст (1–3 года), когда большая часть малышей впервые переходит из довольно замкнутого круга семьи в область обширных социальных контактов.
Определено, что собственно в данном возрасте адаптация ребенка к ДОУ занимает больше времени и имеет больше трудностей и гораздо ее чаще сопровождают болезни. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, длительность которого может достигать полугода, и дальнейшее развитие малыша.
Адаптация ребенка к ДОУ имеет три степени:
- Легкая или благоприятная адаптация. В течение месяца нормализация поведения, после одной-двух недель аппетит на нормальном уровне, сон нормализуется, позже происходит восстановление речи, интереса к окружающему миру и играм, отсутствуют острые заболевания [1].
- Адаптации средней тяжести или условно благоприятная. Данная степень адаптации характеризуется более выраженным и длительным нарушением в поведении, а также общим состоянием ребенка. Аппетит и сон могут восстановиться только через 20–40 дней, настроение ребенка изменчиво, в большой мере падает активность ребенка. Также резко выражаются изменения в деятельности вегетативной нервной системы [2].
- Тяжелая адаптация или неблагоприятная. Данная степень адаптации вызывает особенную тревогу. В данной стадии ребенок длительно и тяжело болеет, что неблагоприятно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. При другом варианте течения данной степени адаптация сопровождается неадекватным поведением ребенка, которое соприкасается с невротическим состоянием: аппетит сильно и длительное время снижается, ребенок может стойко отказываться от еды, нарушается сон, настроение подавленное, снижается интерес к окружающим людям, возникает агрессия к другим детям [3].
Улучшение состояния проистекает осень медленно и замывает от нескольких месяцев до нескольких лет. Именно в данном случае родителям необходимо очень тщательно подумать о том, стоит ли отдавать ребенка в ДОУ.
Изменения в образе жизни ребенка в первую очередь приводит к нарушениям в сфере эмоционального состояния.Периодадаптации характеризуется эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью. Ребенок часто плачет, желает чаще контактировать со взрослыми, а иногда с раздражением отказывается от него, избегает сверстников. Данное эмоциональное расстройство влияет на сон и аппетит. Расставание и встреча с родителями очень часто проходит остро: ребенок не хочет отпускать от себя родителей, подолгу плачет, а их приход также встречает слезами. У ребенка падает интерес играм и окружающему миру, падает речевая активность, происходит сокращение словарного запаса [4-8].
Общее угнетенное состояние вместе с тем, что ребенок оказывается в окружении сверстников и подвержен риску инфицирования посторонней вирусной флорой, что нарушает ответную реакцию организма и ведет к частым болезням.
При адаптации ребенка к детскому саду родителям и воспитателям необходимо учитывать состояние здоровья и уровень развития ребенка, его возраст, степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими, а также отношения со сверстниками.
Самым главным условием успешной адаптации ребенка является готовность родителей к тому, что ребенок будет посещать дошкольное учреждение, к изменению его условий жизни [9].
При этом для успешной адаптации ребенка родителям и воспитателям необходимо проявлять максимум терпения, внимания и проницательности, стараться понять переживания ребенка, а самое главное дать ему и время. И очень скоро детский сад станет для малыша уютным и хорошо знакомым привычным миром.
Литература:
1 Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2014.
2 Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2011.
3 Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л., Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. — № 4. — 2015. — С. 2–11.
4 Куркина И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. — № 6. — 2013.
5 Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
6 Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
7 Tyunnikov Yu. S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № 3. С. 183–200.
8 Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 66–71.
9 Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.