Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Приходько, О. С. Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ / О. С. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43006/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрена адаптация ребенка в ДОУ, выделены степени адаптации и их характеристики.

Ключевые слова: адаптация в ДОУ, степени адаптации

Изменения в социальной среде воздействует на психическое равновесие и физическое здоровье детей. С данной точки зрения особенного внимания заслуживает ранний детский возраст (1–3 года), когда большая часть малышей впервые переходит из довольно замкнутого круга семьи в область обширных социальных контактов.

Определено, что собственно в данном возрасте адаптация ребенка к ДОУ занимает больше времени и имеет больше трудностей и гораздо ее чаще сопровождают болезни. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, длительность которого может достигать полугода, и дальнейшее развитие малыша.

Адаптация ребенка к ДОУ имеет три степени:

  1. Легкая или благоприятная адаптация. В течение месяца нормализация поведения, после одной-двух недель аппетит на нормальном уровне, сон нормализуется, позже происходит восстановление речи, интереса к окружающему миру и играм, отсутствуют острые заболевания [1].
  2. Адаптации средней тяжести или условно благоприятная. Данная степень адаптации характеризуется более выраженным и длительным нарушением в поведении, а также общим состоянием ребенка. Аппетит и сон могут восстановиться только через 20–40 дней, настроение ребенка изменчиво, в большой мере падает активность ребенка. Также резко выражаются изменения в деятельности вегетативной нервной системы [2].
  3. Тяжелая адаптация или неблагоприятная. Данная степень адаптации вызывает особенную тревогу. В данной стадии ребенок длительно и тяжело болеет, что неблагоприятно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. При другом варианте течения данной степени адаптация сопровождается неадекватным поведением ребенка, которое соприкасается с невротическим состоянием: аппетит сильно и длительное время снижается, ребенок может стойко отказываться от еды, нарушается сон, настроение подавленное, снижается интерес к окружающим людям, возникает агрессия к другим детям [3].

Улучшение состояния проистекает осень медленно и замывает от нескольких месяцев до нескольких лет. Именно в данном случае родителям необходимо очень тщательно подумать о том, стоит ли отдавать ребенка в ДОУ.

Изменения в образе жизни ребенка в первую очередь приводит к нарушениям в сфере эмоционального состояния.Периодадаптации характеризуется эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью. Ребенок часто плачет, желает чаще контактировать со взрослыми, а иногда с раздражением отказывается от него, избегает сверстников. Данное эмоциональное расстройство влияет на сон и аппетит. Расставание и встреча с родителями очень часто проходит остро: ребенок не хочет отпускать от себя родителей, подолгу плачет, а их приход также встречает слезами. У ребенка падает интерес играм и окружающему миру, падает речевая активность, происходит сокращение словарного запаса [4-8].

Общее угнетенное состояние вместе с тем, что ребенок оказывается в окружении сверстников и подвержен риску инфицирования посторонней вирусной флорой, что нарушает ответную реакцию организма и ведет к частым болезням.

При адаптации ребенка к детскому саду родителям и воспитателям необходимо учитывать состояние здоровья и уровень развития ребенка, его возраст, степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими, а также отношения со сверстниками.

Самым главным условием успешной адаптации ребенка является готовность родителей к тому, что ребенок будет посещать дошкольное учреждение, к изменению его условий жизни [9].

При этом для успешной адаптации ребенка родителям и воспитателям необходимо проявлять максимум терпения, внимания и проницательности, стараться понять переживания ребенка, а самое главное дать ему и время. И очень скоро детский сад станет для малыша уютным и хорошо знакомым привычным миром.

Литература:

1 Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2014.

2 Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2011.

3 Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р. Калинина Л., Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. — № 4. — 2015. — С. 2–11.

4 Куркина И. Адаптация без угроз и обещаний. // Детский сад со всех сторон. — № 6. — 2013.

5 Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.

6 Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.

7 Tyunnikov Yu. S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № 3. С. 183–200.

8 Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 66–71.

9 Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.

Основные термины (генерируются автоматически): адаптация ребенка, ребенок, адаптация, детский сад, окружающий мир, родитель, успешная адаптация ребенка.


Ключевые слова

адаптация в ДОУ, степени адаптации

Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО...

Похожие статьи

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО...

Задать вопрос