ФГОС ДО — приоритетное направление государственной политики в сфере дошкольного образования как первого уровня общего образования. Поисково-исследовательская и проектная деятельность занимает важное место в педагогическом процессе ДО.
Ключевые слова: ФГОС ДО, поисково-исследовательская деятельность, проектная деятельность
В ФГОС ДО отмечено, что исследовательский проект должен иметь реально достижимую цель, заранее запланированный результат, воплощенный в проектном продукте. Образовательная проектно-исследовательская деятельность — это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников. Имеет общую цель, способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата участников проекта [1].
Развитие познавательных действий через проектную исследовательскую деятельность дошкольников в реализации ФГОС в части образовательной области «Познавательное развитие» является одной из актуальных проблем педагогической деятельности с дошкольниками. Особенно значимо развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательской и проектной деятельности. Детский интерес поддерживается в процессе познания социального окружения и знакомства с природой. Одновременно с этим выявляются индивидуальные познавательные способности и потребности каждого ребенка. В ходе экспериментирования, опытной и проектной деятельности создаются благоприятные условия для развития познавательных процессов у детей (внимание, память, воображение, мышление и проч.) В практической деятельности ребенок более охотно познает окружающий мир, проявляя любознательность и познавательную мотивацию [2-5].
Создание развивающей предметно-пространственной среды способствует формированию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, речевому развитию посредством интеграции образовательных областей. Поисково-исследовательская деятельность предполагает наличие зонированного пространства в дошкольных группах. Это в свою очередь дает возможность комплексного подхода в использовании материалов, соответствующих возрастным потребностям детей, в процессе самостоятельной и непосредственно-образовательной деятельности [6-9].
В раннем возрасте познание окружающего мира опирается преимущественно на предметную деятельность. В младшем возрасте познавательная деятельность ребенка усложняется, расширяются представления о предметах и явлениях окружающего мира. В среднем возрасте происходит усложнение способов познания, проявляются коллективные формы деятельности. В старшем дошкольном возрасте появляются навыки поисково-исследовательской деятельности со всеми видами материалов. В практической деятельности, исследовательском поиске дети усваивают больше знаний, чем в репродуктивной деятельности, что в дальнейшем позволяет им действовать с опорой на собственный опыт.
Как было уже отмечено, поисковая деятельность имеет принципиальную особенность, состоящую в постепенном раскрытии цели проекта, исследования.
В соответствии с ФГОС ДО целевыми ориентирами дошкольного образования становятся детская инициатива, творческая и познавательная активность, любознательность, умение работать в паре, группе, достигать поставленных задач, стремление к открытию нового знания [10].
Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности не стоит стремиться научить детей всему, важно уметь выделить главное, значимое в создаваемых проектах.
Опыт работы подтверждает, что исследовательская и проектная деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет поддерживать и развивать интеллектуальные и творческие способности, представления, понятия, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Литература:
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей/ библиотека журнала ДОУ.
- Киселева Л. С, Данилина Т. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. / М — «Аркти» — 2006 г.
- Короткова Н. А. Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников. / М — «Ребенок в детском саду» — 2003 г. № 3.
- Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 66–71.
- Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Ценностно-смысловая структура рекреационной культуры // Sochi Journal of Economy. 2009. № 4. С. 114–117.
- Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
- Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.
- Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога / И. С. Казаков; Федеральное агентство по образованию, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2009.
- Казаков И. С. «Самопроектирование» — анализ понятия // Sochi Journal of Economy. 2011. № 2. С. 130–133.
- Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // European Social Science Journal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.