В статье рассмотрено духовно-нравственное развитие учащихся как условие преодоления отрицательного воздействия современного общества: дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства, высокие показатели детской проституции, наркомании, бродяжничества, социального сиротства; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации и т. д.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, ФГОС общего образования
Вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся посвящены фундаментальные труды А. М. Архангельского, Л. И. Божович, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, а также показаны традиционные формы и методы, принципы, содержание, указываются способы дальнейшего развития нравственного воспитания.
Сегодня российская система образования опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного ученика, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у школьников духовно-нравственных качеств. Говоря о нравственности стоит отметить, что С. И. Ожегов считал, что это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Л. И. Божович о качествах личности говорит следующее: это «относительно устойчивые психологические особенности, проявляющиеся в различных видах поведения и деятельности ребенка, в его отношении к окружающему и к самому себе» [1].
Так, Б. Т. Лихачев придерживался мнения, что духовно-нравственные качества выражаются в поведении и деятельности учащегося, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми [2]. По мнению Б. Т. Лихачева, такие нравственные качества и свойства личности, как патриотизм, трудолюбие, доброта, честность, порядочность, дисциплинированность, коллективизм и др., формируются на основе нравственных чувств, сознания и воли. «Эти свойства и качества личности, — указывал он, — представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения» [3]. В настоящее время школа считается одним из основных мест в системе воспитания подрастающего поколения. Безусловно, развитие духовно-нравственных качеств должно проводиться, как в процессе учебной деятельности — на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Известно, что наиболее успешный опыт развития духовно-нравственных качеств, учащиеся приобретают в процессе внеурочной деятельности. [4-5]. В связи с огромным объемом информации, учителю не всегда удается донести до обучающихся, в полной мере, духовно-нравственный аспект изучаемого вопроса, особенно если он не на прямую связан с изучаемой темой. В процессе внеурочной деятельности, можно большее внимание уделить именно, развитию нравственности ученика.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования уделяется внимание духовно-нравственному развитию, воспитанию и гражданскому становлению личности школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности. Одним из видов внеурочной деятельности соответствующим ФГОС является туристско-краеведческую деятельность. Мы считаем, что именно этот вид деятельности охватывает широчайший спектр духовно-нравственных качеств. В процессе туристических походов учащиеся приобретают: патриотические качества, через любовь к своей малой родине; трудолюбие и ценность трудатоварищей, в процессе необходимости трудиться вместе, на благо туристической команды; воспитание нравственных чувств и убеждений, этического сознания; уважение достоинства другого человека, а так же получают воспитание экологической культуры; культуры здорового и безопасного образа жизни и др.
Серьёзно использовал туризм в своей работе, известный советский педагог С. Т. Шацкий. Ещё в 1920-е годы по его инициативе создали первую опытную станция по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. Выделяя организационно-методическую сторону туристической работы, Н. К. Крупская писала: Экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены. Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё точно так же черпать всё, что возможно. Мы считаем, что данное направление должно реализовываться через следующие формы работы с учащимися: групповые занятия, тренинговые занятия, туристские походы, конкурсы, викторины, экскурсии, индивидуальные консультации, спортивные соревнования и др. Туристско-краеведческая деятельность осуществляется в туристских походах, краеведческих экскурсиях, плановых занятиях по туризму и краеведению и других воспитательных мероприятиях (тренинги, консультации, беседы, игры, праздники). Культурно-досуговая деятельность осуществляется в проведении лекций, с целью формирования личности с высоким нравственным сознанием и поведением, нравственное воспитание. А так же просмотре фильмов и их обсуждении. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в участии детей в соревнованиях и тренировках по спортивному туризму с целью формирования навыков работы в коллективе, волевых качеств и ответственного поведения. Игровая деятельность осуществляется в проведение ролевых и деловых игр с целью формирования у подростков личностных качеств.
Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных качеств достаточно динамичный и творческий — педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. По нашему мнению, воспитание нравственных качеств будет эффективным, в реализации туристическо-краеведческого направления во внеурочной деятельности, при использовании различных форм работы с учащимися.
Литература:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
- Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России (1918–2008) гг. — М.: ФЦДЮТ и Т, 2008.
- Лихачев Б. Т., Педагогика. Курс лекций. Серия Педагогическое наследие. ВЛАДОС. — 2010. с. 648.
- Лоскутова И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / И. В. Лоскутова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 447–448.
- Тюнников Ю. С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2000. № 1. С. 100.