В статье рассмотрены виды профессиональной деформации педагогов и формы их проявления в поведении.
Ключевые слова: профессиональная деформация, управление качеством образования
Профессиональная деформация — это изменения, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Способствуют возникновению профессионально нежелательных качеств и изменению профессионального и личностного поведения индивида.
Анализ литературы [1-5] показал, что профессиональная деформация педагога является прямым фактором риска, снижающим эффективность деятельности и конкурентоспособность, как самого педагога, так и образовательной организации в целом. В связи с чем, обращение к проблеме профилактики профессиональной деформации педагогов в управлении качеством образования, своевременно и высоко актуально. Е. И. Рогов, в исследовании вопроса педагогической деформации, выделил следующие виды деформаций. Общепедагогические, характеризуются проявлением типичных форм поведения у всех педагогов, приобретенные в ходе их профессиональной деятельности. Типологические, отмечаются возникновением поведенческих комплексов на основании слияния личностных особенностей и педагогической деятельности. Различают четыре комплекса: учитель-коммуникатор — чрезмерно общителен, свойственно сокращение дистанции в общении; учитель-организатор — проявляет повышенную активность, вмешивается в личные сферы жизни, предоставив возможность такому педагогу, проявить себя в общественных организациях, мы получим прекрасного общественника, волонтера; учитель-интеллигент — склонен к философствованию, мудрствованию; учитель-предметник, характеристики данного типа выделены в отдельный вид деформаций.
Специфические или предметные деформации, это тип деформаций, который можно диагностировать уже по внешнему виду педагога, видя учителя, мы понимаем, какой предмет он преподает: физкультуру или математику, учитель начальных классов или воспитатель дошкольной образовательной организации. Личность педагога изменяется под воздействием знания той дисциплины, которую он преподает и специфики преподавания. Таким образом, решение бытовых проблем, личное общение строится через призму знания предмета и используется нетипичное поведение. Индивидуальные деформации это изменения личностной направленности, которые происходят параллельно с формированием профессиональных качеств учителя. Виды профессиональной деформации могут проявляться в качественных характеристиках, типах деформации педагогов, к которым относятся: профессиональная агрессия, авторитарность, демонстративность, догматизм, консерватизм, социальное лицемерие, сверхконтроль, монологизм и т. п. Таким образом, можно заключить, что педагогические деформации затрагивают как личностную, приобретая характер акцентуаций, так и поведенческую, где происходит типизация по видам, составляющую специалиста. Проявление и расширение действия механизма деформации приводит к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности, снижается эффективность и качество образовательной деятельности.
Совершенно очевидно, что избежать профессиональных деформаций невозможно, но при использовании комплекса методов профилактики, возможно их преодоление. Необходимость профилактики профессиональной деформации педагогов продиктована тем, что повышение профессиональной компетентности педагога, его становление и развитие напрямую зависит от устойчивости учителя к профессиональной деформации. Профилактические мероприятия, направленные на преодоление профессиональной деформации призваны: выявить проблемы и причины возникновения профессиональной деформации педагога, определить пути и средства решения, содействовать личностному и профессиональному росту учителя, оказать помощь педагогам в случае возникновения трудностей в коммуникационной и профессиональной деятельности, предоставить возможность к самореализации. Профилактика профессиональной деформации педагогов должна строиться в нескольких направлениях: изменение условий труда; влияние на деформированные черты (помочь педагогу осознать происходящее с ним, помочь перестроить себя, изменить свое отношение к профессиональной деятельности); создание для педагога и временное его погружение в благоприятные условия среды (отпуск, курсы повышения квалификации и т. п.). Средствами профилактики могут быть: повышение разнонаправленной компетентности педагога; диагностирование деформаций и разработка стратегии преодоления; тренинги личностного и профессионального роста; разработка педагогического маршрута личностного и профессионального роста; проведение конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений. Следует учитывать, что эффективность профилактических действий будет достигнута при соблюдении определенных психолого-педагогических условий. В ходе профилактической работы важно добиться осознания педагогом происходящих в нем деформаций и актуализировать необходимость их преодоления. Планирование профилактических мер осуществлять на основании диагностических данных, с учетом особенностей педагогической деятельности и индивидуальности педагога. Осуществлять контроль за ходом профилактических воздействий и при необходимости вносить корректировки.
Итак, можно заключить, что избежать профессиональных деформаций невозможно, но при использовании комплекса методов профилактики, возможно их преодоление. Необходимость целенаправленной работы по профилактике профессиональной деформации педагогов продиктована тем, что повышение профессиональной компетентности педагога, его становление и развитие напрямую зависит от устойчивости к профессиональной деформации. Профилактика профессиональной деформации педагогов должна осуществляться комплексно и строиться в нескольких направлениях, с применением различных средств, при планирование профилактических мероприятий необходимо учесть психолого-педагогические условия труда и индивидуальные особенности педагогов.
Литература:
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. СПб. Изд-во «Речь», 2004. — 272 с.
- Медведева Н. И., Усачева И. А. Диагностика профессиональных деформаций личности учителя общеобразовательной школы / Н. И. Медведева, И. А. Усачева [Электронный ресурс] URL:/http://elibrary.ru/download/ elibrary_18043317_73732736.pdf
- Рогов Е. И. Трансформация образа объекта деятельности как фактор деформации профессионального взаимодействия педагога// Учёные записки Санкт-Петербургского ГИПСР. 2015. Т. 24. № 2. С. 104–113.
- Тюнников Ю. С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Казань, 1990.
- Растегаева Т. Е. Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 25–27.