На сегодняшний день дошкольники не просто часть школы, – это ее основа. Чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь и в зрелые годы. Закон впервые отделяет получение дошкольного образования от услуги по присмотру и уходу. Мы сможем полноценно в масштабах всей страны регулировать качество этих двух фундаментальных государственных услуг в сфере дошкольного образования. Закон об образовании основывается на самоценности дошкольного периода в развитии маленького человечка. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуальности развития, учитывает особые потребности детей с ограничением здоровья. Поэтому тема качества образования на сегодняшний день очень актуальна.
Ключевые слова: управление, качество образования
Ведущую роль в обеспечении качественного дошкольного образования играет педагог. Отсюда следует, что необходимо повышать профессиональный уровень педагогов с помощью разнообразных форм и методов. Именно профессионализм педагога, его понимание целей, задач современного дошкольного образования дает качественный результат в педагогическом процессе. ДОУ, где есть место игре, творчеству, познанию, взаимопомощи, сопереживанию, поиску своего «Я», постоянному росту, дети растут не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг себя к лучшему. Кто же совершенствует, развивает, создает условия, углубляет и внедряет инновационные знания, технологии, требования — руководитель.
Современным дошкольным учреждением должен управлять мудрый, самостоятельно мыслящий руководитель, владеющий инновационными технологиями. Качество дошкольного образования зависит и от управленческой культуры руководителя. Эффективность управления людьми зависит от общительности, интереса к людям, способности располагать к себе подчиненных, умения видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей, умения разрешать конфликты [1].
Деятельность руководителя — это умение планировать, организовывать, руководить и осуществлять контроль. Как разумно и грамотно спланирует свою деятельность руководитель, будет виден эффект качественного образования в ДОУ [2-4].
Внедрение нового Стандарта дошкольного образования повысило требования к дошкольному образованию. Изменились методы обучения, формы работы, средства обучения, функции педагога и деятельность воспитанников. В дошкольном детстве, в детском саду, ребенок должен жить хорошо, интересно, необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того чтобы ребенок подошел к школе с мотивацией «Хочу учиться!». Дошкольный ребенок-человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры [5-7].
Уникальность Стандарта в том, что он ради ребенка. В общении, в игре, познавательно-исследовательской деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО. В том числе, задача руководителя создать образовательную и развивающую среду, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Новый Стандарт указывает на внедрение инклюзивного образования, то есть создание комбинированных групп, равенства возможностей для полноценного развития каждого ребенка, и с ОВЗ и здоровым ребенком. В связи с этим, на руководителя ложится ответственность за подготовку педагогов, образовательной и развивающей среды для детей с ОВЗ, просветительскую работу с родителями (воспитанников с ОВЗ) [8,9].
Кроме того, качество образования зависит от заинтересованности педагогических работников в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности; от контролируемости всех процессов в образовательном учреждении; от степени авторитета руководителя. В ФГОС представлено три группы требований — к структуре основной образовательной программы, — к условиям реализации основной образовательной программы, — к результатам освоения основных образовательных программ.
Определить качество образования в образовательной организации, значит установить степень соответствия фактического состояния образовательной программы, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в Стандарте.
Соответствует — значит, образование качественное.
Новый Стандарт дошкольного образования необходимо изучить и проанализировать всем руководителям ДО. Кроме того, если каждое ДОУ будет выполнять требования нового Стандарта, выполнять должностные обязанности, то качество дошкольного образования гарантировано.
Литература:
- Воробьева С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С. В. Воробьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2014. – 344с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования / авт.-сост. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 77 с.
- Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
- Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
- Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
- Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // European Social Science Journal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.
- Казаков И. С. «Самопроектирование» — анализ понятия // Sochi Journal of Economy. 2011. № 2. С. 130–133.
- Казаков И. С. Научно-методическое обеспечение персонифицированного обучения в педагогическом вузе // Sochi Journal of Economy. 2011. № 1. С. 66–69.