Организация рабочего места для занятий лепкой для детей с РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.11.2018

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Белова, Е. А. Организация рабочего места для занятий лепкой для детей с РАС / Е. А. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 275-276. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54228/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время остро встает вопрос организации рабочего пространства для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная категория детей имеет ряд особенностей развития коммуникативных навыков, познавательной деятельности, сенсорной чувствительности и т. д. Так как многие дети с РАС нуждаются в сенсорном насыщении (т. е. испытывают потребность в работе с сенсорными материалами), то им нужны занятия по продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность подразумевает под собой такой вид деятельности, который обеспечивает конечный продукт, результат. Чаще всего это изобразительная деятельность или лепка из различных материалов (глина, пластилин, кинетический песок и прочее). Рассмотрим подробнее занятия лепкой с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, на базе индивидуальных занятий центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».

Учитывая ряд особенностей детей данной группы, мы должны подготовить рабочее место, т. е. кабинет. В помещении должно быть достаточно источников естественного и искусственного света. Так как многие дети могут отвлекаться на мигание или же страдать от повышенной зрительной чувствительности, стоит обзавестись специальными лампами.

Стены должны быть покрашены в мягкий цвет. Яркие краски часто перенасыщают детей, а рисунок на обоях может их сильно отвлекать. На стены можно вешать рисунки самих детей, можно повесить грифельную доску или даже визуальное расписание. Наличие рисунков позволит ребенку оценивать собственные действия, собственную работу, что положительно скажется на формировании собственного «Я», а визуальное расписание снизит его тревожность и сделает занятие более продуктивным.

В каждом кабинете должен быть доступ к воде. Многие дети могут «застрять» на собственных ощущениях, получаемых от работы с вязкими материалами, погрузиться в получаемые сенсорные ощущения, потеряв возможность к взаимодействию с окружающими. Поэтому в кабинете должно быть место для мытья рук. Кроме того, это позволит организовать работу по развитию у детей социально-бытовых навыков: мы получаем возможность учить их убрать за собой, (вымыть кисточки, протереть стол и прочее).

В кабинете не должно быть лишних предметов, на которые ребенок мог бы отвлекаться во время занятия. Все предметы, которые не будут использованы в процессе занятия, должны быть убраны в шкаф. Создание такой среды позволит ребенку собраться и внимательно относиться к собственным действиям.

Рабочий стол должен быть удобным для ребенка, подходящим ему по росту и размеру. Стол должен находиться в освещенном месте, чтобы собственная тень ребенка не закрывала столешницу и его работу. [1]

Если ребенок не может работать самостоятельно, педагог должен сидеть рядом с ним. Если же ребенок вполне может самостоятельно сидеть за столом и справляться сам, педагог должен сидеть напротив него. При этом важно, чтобы лица педагога и ребенка находились на одном уровне. Это необходимо для создания дальнейшей коммуникации, общения между педагогом и ребенком.

Для детей с расстройствами аутистического спектра необходимо иметь специальное место, где он может устроить себе небольшую «переменку» во время занятий: побегать, попрыгать (пояснить, что такое переменка). Поэтому пол должен быть укрыт специальными мягкими матами. Это также хорошо для детей, которые могут впасть в аффект и начать бить ногами, руками или головой об пол.

При выборе материала для занятия первоначально надо провести беседу с родителями ребенка, ознакомиться с сенсорным профилем ребенка и посмотреть на ребенка в свободной деятельности. Это позволит сразу выявить круг материалов, с которыми ребенок не может взаимодействовать или взаимодействие с этими материалами могут вызывать у ребенка определенные трудности (т. е. те материалы, которые могут вызвать сильную аффективную реакцию). С подобными материалами стоит работать аккуратно и давать ребенку в минимальных количествах.

Для лепки подходит кинетический песок, пластилин, глина, тесто и многое другое. На одном занятии могут быть использованы два вида материала (к примеру, кинетический песок для ребенка означает «переменку», а само занятие направленно на поделку из пластилина).

При работе с кинетическим песком нужно использовать специальную, легкую маленькую песочницу, в которой ребенок будет заниматься. Дополнительные материалы могут быть самыми разнообразными: это могут быть специально подобранные декоративные камешки, природные ресурсы (желуди, каштаны, фасоль и др.), формочки для песка или для лепки, палочки, зубочистки, лопатки, стеки и многое другое. Важно иметь специальное ведерко или баночку, куда нужно будет убрать песок, а также метелку и савок. Некоторым ребятам мы предлагаем самостоятельно привести в порядок свое рабочее место. Это требует высокой концентрации произвольного внимания, способствует развитию двуручной деятельности, межполушарного взаимодействия, планирования и т. д.

Если для взаимодействия выбран пластилин, в кабинете должно быть специальное покрытие, на котором ребенок может лепить, катать и разминать материал. Под рукой у ребенка должен быть пластиковый стек. Для детей с недостаточным развитием мелкой моторики пластилин нужно сначала нагреть, чтобы он был более мягким. Это можно сделать, положив коробку на батарею или на солнце. Батарея должна быть закрыта для доступа ребенка. Многие дети любят забираться на окна, поэтому батарея должна быть отгорожена. Дополнительные материалы для занятия с пластилином нужно положить на край стола, чтобы они были и в доступе у ребенка, и несильно его отвлекали от занятия.

При использовании глины следует иметь специальный маленький тазик, тряпочку, небольшую деревянную скалку, специальные стеки и фартук для ребенка. Многие дети очень щепетильно относятся к своему внешнему виду, а также обладают низким порогом сенсорной чувствительности, поэтому могут начать раздеваться даже от того, что слегка запачкали одежду или намочили рукав. Также можно иметь под рукой пульверизатор, которым можно время от времени смачивать глину. Готовую поделку из глины можно будет раскрасить красками, а значит, под рукой нужно иметь непроливайку и кисточки.

Тревожным детям можно обозначить время занятия. В кабинете должны быть часы обычной формы и вида (то есть вполне понятные для ребенка и не загроможденные узорами и фигурками).

Литература:

  1. Лаврентьева, Т. Е. Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской/ Т. Е. Лаврентьева, О. В. Караневская. — М.: «Теревинф», 2009. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кинетический песок, материал, визуальное расписание, время занятия, занятие, кабинет, продуктивная деятельность, рабочее место, сенсорная чувствительность.


Похожие статьи

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Организация музыкально-досуговых мероприятий для формирования у детей представления о космосе

Организация профориентационных экскурсий для младших школьников

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры с водой

Похожие статьи

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Организация музыкально-досуговых мероприятий для формирования у детей представления о космосе

Организация профориентационных экскурсий для младших школьников

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей лепке

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры с водой

Задать вопрос