Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.
Ключевые слова: модель, моделирование, игра, игровое моделирование.
В направленности современной дидактики четко прослеживается тенденция активного применения в образовательном процессе педагогической инноватики. Среди универсальных педагогических технологий, позволяющих совмещать традиционные методы обучения и инновационные процессы в современном образовании, выделяют игровое моделирование, которое предлагает построение абстрактных моделей в педагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач образовательного процесса.
Проблема использования игрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такие исследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позиции педагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др. игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь, великие мыслители древности — Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель — заложили философские основы метода игрового моделирования. О. Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в применении игры в обучении и воспитании.
Чтобы определить сущность игрового моделирования как технологии в образовательном процессе, рассмотрим основные определения понятий «модель», «моделирование», «игра», «игровое моделирование».
В работе Е. С. Полат модель рассматривается как вариант организации учебного процесса, представленный в виде схемы [3]. В трудах М. В. Ядровской модель понимается как схема организации процесса [7].
Ясвин В. А. в книге «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» рассматривает возможности применения модели в целях изучения образовательной среды. Автор указывает: «... под моделью подразумевается искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т. д.), аналогичное другому явлению (предмету, процессу, ситуации и т. п.), исследование которого затруднено или вовсе невозможно» [8, с. 32].
Игра в педагогической науке представлена как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [6].
Согласно словарю педагогических терминов, игра — это особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры — драматизации, процессуальные, игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые и деловые игры [5].
Также стоит отметить определение данного понятия, представленное в словаре «Профессиональное образование»: «игра форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию» [1].
Ушинский К. Д. в своих трудах определял игру ребенка как серьезное занятие, посредством которого он познает и преобразует действительность.
Первая в педагогической науке обозначила обусловленность игры с трудовой деятельностью Крупская Н. К. Автор в своих исследованиях доказала, что у детей нет особой грани между данными видами деятельности. Игра способствует подготовке детей к труду.
Далее, исследования в данной области продолжил А. С. Макаренко, который утверждает, что хорошая игра подобна хорошей работе; их связывает как интеллектуальное так и физическое усилие, упоение творчеством, чувство долга [2].
На современном этапе развития образования, игровой деятельности в учебном процессе отводится все больше времени, что создает условия для развития игровой технологии.
Педагогическая технология в целом всегда имеет четко обозначенную цель обучения и соответствующий ей результат.
Основываясь на вышеобозначенных определениях понятий, процесс моделирования возможно характеризовать как деятельность по получению нового знания, при помощи искусственно созданной системы. Данный метод базируется на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.
Моделирование — это своеобразный метод обучения, основанный на исследовании каких-либо явлений, процессов или различных систем путем построения и изучения их моделей, использования моделей для определения и характеристик реальных предметов, явлений, систем.
Панфилова А. П. определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий преподавателю не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем» [4, с. 3].
Согласно работам В. А. Ясвина, суть процесса игрового моделирования состоит в том, что в ходе него возможно получить сведения о реальных явлениях, посредством проектирования на него имеющихся знаний, которые были получены при знакомстве с соответствующей моделью.
В ходе изучения вопроса игрового моделирования исследователями были выделены следующие правила технологии игрового моделирования:
‒ поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
‒ адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации: в одних случаях — играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;
‒ вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни [4].
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе игровое моделирование является важным инструментом развития как познавательных процессов, так и их познавательной активности обучающихся в ходе освоения ими учебных дисциплин.
Литература:
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
- Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 168 с.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 1998.
- Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006
- Cловарь музейно-педагогических терминов — http://www.studmed.ru/timofeeva-ls-slovar-po-muzeynoy-pedagogike_cc9d7619bda.html
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. –– М.: Компания Спутник+, 2006. — 191с.
- Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. — № 366. — С. 139–143.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва: Центр комплексного формирования личности РАО, 1997. — 365 с.