Для каждого общества свойственна своя история формирования и развития системы права и общественной правовой культуры. Сформировавшаяся в обществе система права влияет на формирование правовой среды общества, которая формируется и эволюционирует под воздействием политических, экономических, культурных (религиозных) и многих других факторов и условий. В рамках настоящей статьи рассмотрены ценностные аспекты правовой культуры и правовой идеологии, их влияние на правоприменительную политику.
Ключевые слова: правовая культура, правовая идеология, правоприменительная политика, правовой нигилизм.
The article discusses the value aspects of legal culture and legal ideology, their influence on law enforcement policy. Each society has its own history of the formation and development of the legal system and public legal culture. The legal system formed in society influences the formation of the legal environment of society, which is formed and evolves under the influence of political, economic, cultural (religious) and many other factors and conditions.
Keywords: legal culture, legal ideology, law enforcement policy, legal nihilism.
Правовая культура представляет собой многостороннее и многослойное явление. Под правовой культурой подразумевается общечеловеческая культура, воплотившаяся в праве и юридической практике, она является обязательным элементом гражданского общества, правового государства, а также включает в себя правовую культуру населения, правовую культуру должностных лиц, органов власти и государства в целом.
Любая деятельность сквозь призму правовой культуры представляет собой совокупность поступков (внешнего выражения), а также мыслей, чувств (внутреннего мира) личности. [5] Через свое индивидуальное сознание, поведение, общественные и правовые отношения, юридический язык субъект создает (опредмечивает) материальные и духовные юридические ценности (правовые нормы, правовые акты, отношения, юридическую деятельность, юридическую науку и т. п.).
Правоприменитель является, с одной стороны, носителем правовой культуры как личность, правовой культуры, выработанной им в процессе обучения и профессиональной деятельности. А с другой — субъектом, формирующим общественную правовую культуру, поскольку он вырабатывает и интерпретирует правовые факты, дает оценки правовым явлениям и утверждает тем самым правовые ценности или антиценности. [4]
Центральным элементом правовой культуры общества (бизнеса в том числе) в условиях сложившейся правовой среды выступает личность и проявляемая ею социально–правовая активность. Рассматривая правовую культуру общества в зависимости от состава ее носителей, в ней можно выделить следующие разновидности: правовая культура общества, правовая культура социальных групп населения, правовая культура личности. Самым широким явлением, несомненно, является правовая культура общества, представляющая собой разновидность общественной культуры, включающей систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой действительности общества в конкретный период его исторического развития. Правовая культура общества характеризует уровень правосознания граждан, режим законности и правопорядка в обществе в данный период, состояние законодательства и юридической практики и др.
Правовая культура личности бывает общей — характерной для всех граждан и специальной — характерной для граждан, занимающихся конкретным видом профессиональной деятельности. Человек не способен вне культурного контекста усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться человеческим способом удовлетворять свои потребности. [1]
Сущностными признаками правоприменительной культуры являются: культура мышления, культура поведения и результативность правоприменительного процесса.
Правовая культура составляет внутреннюю, ментально–духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности.
Правовое мышление выражается в качественном, адекватном, системном осмыслении феномена права (рефлексии правовых процессов, противоречий, коллизий, которые влияют на деятельность по применению права). Здесь правоприменителю необходимо подключать логику, креативность, интуицию, умение аргументировать свою позицию, демонстрировать глубокое понимание не только содержания норм права, но и его духа и смысла.
Особенно актуально это в условиях пробельности и коллизионности законодательства, наличия в нем все возрастающего количества оценочных понятий. Кроме того, мышление правоприменителя, оценка им происходящего должна опираться на: автономию воли, чувство собственного достоинства, умение относиться к людям, как равным по праву.
Важен здесь принцип автономии воли, образующий фундамент нравственного сознания индивида. Правоприменитель должен принимать решения самостоятельно, без какого–либо давления извне и сам нести за него ответственность. Такое возможно лишь в условиях подлинно демократического государства.
Нельзя не отметить способность правовой культуры оказывать влияние на различные стороны правовой действительности, способствуя достижению цели правоприменительной политики, призванной обеспечить по всем направлениям реализации права законность, справедливость, права и свободы, то есть достижение идеалов правового государства и гражданского общества.
Следовательно, можно констатировать, что правовая культура субъектов правоприменительной политики выражает степень соответствия действий указанных субъектов правовым ценностям, объективированным в принципах и нормах права.
Таким образом, правовая культура различных направлений правоприменительной политики (правоприменительная политика исполнительного производства, судебная правоприменительная политика и т. д.) представляет качественное состояние системы органов, участвующих в осуществлении права, выраженное в порядке их деятельности, качестве принимаемых решений, в уровне правосознания субъектов правоприменительной политики, степени гарантированности прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в сферах приложения компетенции субъектов правоприменительной деятельности.
В юридической литературе неоднократно указывалось, что недостаточно закреплять права и свободы. Граждане должны уметь реализовывать предоставленные права и свободы в правовых рамках, а органы государства обеспечить такую реализацию в соответствии с принципами, установленные законом. Это предполагает наличие определенного уровня правовой культуры как у граждан, так и правоприменителей. Поэтому одной из целей правоприменительной политики становится формирование основных элементов правовой культуры, как у субъектов такой политики, так и субъектов воздействия права.
Правовая культура как цель правоприменительной политики должна быть направлена, во–первых, на минимизацию разрыва между установленными законом принципами и принципами, утвердившимися в сознании носителей власти. Во–вторых, — на повышение духовно–нравственных их качеств, связанных с пониманием социальных проблем людей, проявлением уважения и заботы к рядовым гражданам. В–третьих, на укоренении в профессиональном сознании понимания права как ценности. Это будет проявляться не только в знании закона и уважения основополагающих принципов права, но и в осмыслении правовых норм, в безусловном следовании названным принципам, соизмерении своей деятельности с позиции закона.
Только при достижении названных выше трех условий, возможно говорить о достижении цели правоприменительной политики — правовой культуры субъектов право реализации. Следует отметить, что правовая культура выступает и средством проведении в жизнь ценностных ориентиров. Это происходит путем перехода их из формально–юридической плоскости в область функционирования органов государственного управления, правоохранительных органов, прокуратуры и суда. В этой связи правовая культура выступает средством усиления гуманистических начал правоприменительной деятельности указанных субъектов. Правовая культура ориентирует правоприменительный процесс на личность, степень защищенности ее прав. Только в этом случае возможно добиться воспитательного воздействия на правосознание. [2]
Вся история свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса, причины которого он видел в том, что, строя правопорядок, люди теряют из виду «единую, безусловную цель политического единения» и превращают его в «орудие для условных, малых заданий и частных вожделений». Будучи явлением конкретно–историческим, предыдущий тип правовой культуры не пропадает в одночасье, а продолжает воздействовать (позитивно или негативно) через предметы правовой культуры (правовые институты, формы поведения, язык и т. п.) на поведение, деятельность носителей правовой культуры, государственно–правовые и в целом общественные процессы в последующее историческое время. Формирующийся «новый» юридический культурный пласт является преемником прежнего. В нем находят закрепление наиболее рациональные, доказавшие свою состоятельность предметы правовой культуры, вместе с тем возможны и противоположные варианты.
Учитывая высказанные соображения, можно констатировать, что наряду с позитивной особенностью российского правосознания — духовностью, прочной нравственной основой, в нем присутствуют дефектные проявления в виде нигилистического отношения к праву, которое усилилось в советский период, явилось следствием советской политической демагогии, уверенности граждан в бессилии и избирательности советского закона, несправедливости правосудия. Означенные негативные проявления унаследованы сегодняшней правовой действительностью и в том числе субъектами, применяющими право.
Результативность правоприменительной культуры связана с ее целями: достижение максимально законного, целесообразного и полезного для сторон правоприменительной деятельности результата. Важнейший показатель зрелости государства — состояние правовой культуры, что относится и к современной России. Правовая система нашей страны достигла прогрессивно–правового развития общества в сферах: правотворчества и законодательства, правосознания и реализации права, субъективного права, свобод и обязанностей граждан, политико-юридических институтах, учреждениях общества и государства, что является показателем правокультурности. [3]
Особое значение приобретает правовая культура правоприменителей–государственных служащих, судей, прокуроров, поскольку уже сама их деятельность формирует уровень правовой культуры общества. Умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение, нравственная позиция правоприменителя, оказывают воздействие на уровень доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к государственным структурам в целом.
Базовым элементом правовой культуры правоприменяющего субъекта является профессиональное правовое сознание, которое может подвергаться деформациям в силу специфики деятельности субъектов, применяющих право, связанной со сложными морально–психологическими условиями. Правоприменительная политика наталкивается не только на законотворческие ошибки и пробелы, неясность формулировок. Существенную роль в ее формировании и реализации играют субъективные факторы, лежащие в плоскости правосознания, существенное влияние на развитие которого оказывают воспитание, религиозные убеждения, нравственные идеалы и иные факторы, не являющиеся правовыми. Следовательно, идеологическая составляющая является основой правоприменительной политики. Она определяет широкий спектр действий субъектов правоприменения: правомерных и неправомерных, нейтральных.
Повышение устойчивости идейных и духовно–нравственных основ правоприменительной политики возможно путем пересмотра специфики ведомственного образования правоприменителей, что обеспечит защиту от профессиональной деформации. Как правило подготовка специалистов имеет узкопрактическую направленность и удовлетворение запросов сферы приложения компетенции правоприменителя. Только незначительная часть образовательного времени уделяется вопросам формирования духовно–нравственного потенциала. В правоприменительной политике важно иметь представление не столько об аксиологических и духовно-нравственых основах, сколько о механизме воплощения идей о ценности человека и его свободе, о реализации принципов права, в основу которых заложены духовно–нравственный ценности
Литература:
- Указ Президента РФ от 28.06.1993 N 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России»// «Российские вести», N 132, 13.07.1993.
- Аубакирова И. У. О проблеме соотношения евразийского типа государственности и правовой системы в современном юридическом дискурсе // Российская юстиция. 2017. N 10. С. 49–51.
- Грунтовский И. И. Правовая культура общества как основа формирования правовой среды бизнеса // Безопасность бизнеса. 2018. N 2. С. 12–18.
- Белых В. С. К вопросу о сущности права: теоретические проблемы правопонимания // Рос. юрид. журнал. — 2012. — № 3 (май–июнь).
- Губайдуллин А. Р. Правовая наука и правовая система общества // Вектор науки Тольят. гос. ун–та. — 2015. — № 1.
- Дойников И. В. Современная российская государственность. Проблемы государства и права переходного периода: учеб. пособие / И. В. Дойников, Н. Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015.
- Петров А. В. Правовая система и правовая культура общества: к проблеме соотношения / А. В. Петров, А. М. Лесникова // Актуальные проблемы гуманитар. и естественных наук. — 2014. — № 11, ч. 1.
- Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: монография. М., 2016. С. 65–66.