В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, развитие правосознания, следование требованиям правовых норм.
Keywords: legal culture, legal education, legal nihilism, development of legal awareness, following the requirements of legal norms.
Недостаточный уровень правовой культуры, социально–политический и экономический кризис в стране приводят к тому, что доверие к закону и государству в России неуклонно падает. Поэтому рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают эфемерный характер и для большинства людей приобретают второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Российская правовая действительность такова, что наблюдается значительный разрыв между правом и законом. Именно по этой причине развитие правовой культуры — это одна из наиболее актуальных проблем российского общества. Не будет преувеличением сказать, что правовая культура личности и общества в целом является основой государственности и правопорядка в современном демократическом обществе.
Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание [3].
Правовая культура выполняет в современном обществе ряд важнейших функций:
– познавательную (заключается в освоении правового наследия различных исторических эпох и достижений отечественного и зарубежного права, связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);
– регулятивную (направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам определённых стандартов общественно полезного поведения);
– нормативно-ценностную (состоит в изменении индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критическому осмыслению);
– коммуникативную (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);
– прогностическую (выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, правотворчества и реализации права, юридической практики, правовой активности населения и другие изменения правовой системы) [4].
В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема правового воспитания населения (особенно молодежи), реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Правовой нигилизм по–прежнему представляет основную трудность в реформировании российской действительности.
Правовой нигилизм — самая распространённая деформация правосознания, сложное и неоднозначное явление правовой культуры. Правовой нигилизм с развитием общества зачастую модифицируется в самые изощрённые формы и представляет огромную опасность для общественного правосознания.
Учёными разработаны различные классификации форм правового нигилизма, каждая из которых имеет как достоинства, так и недостатки. Например, М. В. Варламов выделяет следующие виды правового нигилизма:
– легистский (законодательный);
– социологический (связанный с гражданским обществом);
– собственно правовой.
Каждый из данных видов правового нигилизма, в свою очередь, состоит из трёх компонентов:
1) когнитивного (чувственное осознание);
2) аффективного (эмоциональная оценка);
3) конативного (поведение).
Развитие правовой культуры и правосознания субъектов правоприменительной политики, с одной стороны, граждан и институтов гражданского общества, с другой стороны, позволять выстраивать эффективный механизм обеспечения и защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, добиваться идеи построения правового государства и гражданского общества [1].
Результаты правоприменительной политики накладывают отпечаток на поведение субъектов правовых отношений, формируя тем самым правовую культуру общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем выше авторитет государства. Последнее должно иметь прямую заинтересованность в способности правоприменительной политики формировать и повышать уровень правовой культуры. Если обществом будет достигнуто осознание социальной ценности права, гуманистических идей общежития, механизма защиты своих прав и свобод, возможности влияния на правоприменительный процесс, то в этом случае можно говорить о необходимом уровне его правовой культуры. Как следствие — минимизация проявления нигилизма и непрофессионализма в правоприменительной среде. Чем ниже правосознание самого общества, тем больше простора для формирования правоприменительной политики, идущей в разрез с принципами права.
Граждане, должностные лица, органы государственной власти и иные субъекты должны понимать полезность соблюдения правовых норм и сознательно отторгать антиобщественное поведение, понимать необходимость противодействия противоправному поведению.
Это важно для сохранения и повышения престижа деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, формирования убежденности российских граждан в законности, обоснованности и справедливости принимаемых решений и выносимых актов. Чем выше уровень воспитательного воздействия, тем большая степень убедительности общества и населения в возможности удовлетворения потребностей и интересов в правоприменении и в правореализации.
В качестве эффективнейшего средства решения проблем правового воспитания и правовой культуры видятся институты гражданского общества (профессиональные и иные ассоциации, образовательные и научные учреждения и т. д.). Сегодня в нашей стране наблюдается рост подобных структур, и государство должно всемерно поощрять и поддерживать их деятельность. Важная роль среди институтов гражданского общества должна отводиться общественным объединениям.
К примеру, самой эффективной мерой правового воспитания водителей, осуществляемой сотрудниками подразделений ГИБДД, названа пропаганда безопасности дорожного движения в средствах массовой информации. Подчеркивая роль средств массовой информации и ресурсов Интернета в повышении уровня развития правосознания, просвещении и обучении безопасному поведению
Для пропаганды безопасности дорожного движения необходимо все больше использовать возможности телевидения, радио и новых информационных технологий, а именно информационных порталов, сети Интернет, осуществлять SMS–рассылки на мобильные телефоны с информацией, направленной на повышение правовой культуры и дорожно-транспортное воспитание людей [7].
Кроме того, в научных публикациях подчеркивается, что существенную роль в пропаганде безопасности дорожного движения играет социальная (дорожная) реклама, направленная на формирование установки «кооперативного поведения» у водителей, сопровождающаяся косвенной и деликатной демонстрацией целесообразности соблюдения Правил дорожного движения.
Сильное эмоциональное влияние на сознание оказывает деятельность правоохранительных органов, в особенности полиции, так как население крайне настороженно относится к применению и оценке мер государственного принуждения и наказания, связанных с ограничением прав и свобод личности. Неслучайно некоторыми учеными особое внимание уделяется полиции как институциональному элементу правовой идеологии. С этим можно вполне согласиться с учетом роли правовой идеологии в механизме формирования идеологического пространства. Здесь используются свойственные правовой идеологии способы, методы и различные институциональные структуры воздействия, используя последние в качестве проводников ценностно–идеологического воздействия. Органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы и суды формируют определенную идеологическую атмосферу посредством правовых дискуссий, разъяснения законодательства, трансляции передового опыта и достижений в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, и гражданина. Тем самым переносятся идеи правоприменительной политики во внешнюю среду, программируя сознание ее представителей на необходимость уважительного отношения к закону и его соблюдению [2].
Правовое воспитание должно быть направлено на внедрение в сознание необходимости следования требованиям правовых норм, что обеспечивает сознательное уважение к правовым предписаниям, а, следовательно, ведет к повышению уровня правовой культуры. Атрофия моральных качеств, названных выше субъектов, ставит под сомнение их профессионализм, так как предназначение любого служащего независимо от сферы исполнения долга, состоит в служении народу, государству. Однако практика выявляет обратное — служение в угоду удовлетворения своих корыстных интересов. Существует множество различных форм проявления правового нигилизма, каждая из которых несёт в себе определённую опасность для гражданского общества и демократического государства. С последующим развитием общества нельзя исключить и появление новых форм правового нигилизма.
Проявления (формы) правового нигилизма во многом зависят от социальных, национальных, религиозных, политических, экономических и других факторов, а также от того, какую позицию по отношению к законности и правопорядку занимают лидеры государства [8]. Поэтому правовая культура как цель правоприменительной политики должна быть направлена, во-первых, на минимизацию разрыва между установленными законом принципами и принципами, утвердившимися в сознании носителей власти. Во-вторых, — на повышение духовно–нравственных их качеств, связанных с пониманием социальных проблем людей, проявлением уважения и заботы к рядовым гражданам. Не случайно некоторые опросы граждан показывают, что нравственные качества чиновников население ставит на первый план. Из этого следует, что, от уровня правовой культуры чиновников напрямую зависит уровень правовой культуры российских граждан. Последние видят в судьях, в служащих органов государственной власти и управления носителей высоких моральных убеждений и идеалов. В-третьих, на укоренении в профессиональном сознании рассмотрения права как ценности, что будет проявляться не только в знании закона и уважения основополагающих принципов права, но и в осмыслении правовых норм, в безусловном следовании названным принципам, соизмерении своей деятельности с позиции закона.
Только при достижении названных выше трех условий, возможно говорить о достижении цели правоприменительной политики — правовой культуры субъектов правореализации. Развитие правовой культуры приводит, в конечном итоге, расширению прав и свобод личности, повышению уровня их защищенности. В настоящее время развитая правовая культура общества это — идеал, цель политико-правового развития России, к которой необходимо стремиться.
Формирование стабильной правовой культуры общества возможно только при условии объединения усилий гражданского общества и государственной власти, то есть государство должно оказывать активную поддержку развитию юридической культуры, а общество, в свою очередь, должно занимать активную гражданскую позицию по отношению к соблюдению законности и правопорядка. Именно объединёнными усилиями государства и общества возможно эффективное преодоление правового нигилизма и формирование высокого уровня общественного правосознания.
Литература:
- Борисова С. Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств // Юридическая психология. 2015. N 4. С. 25–28.
- Канунникова Н. Г. К вопросу об управлении деятельностью органов внутренних дел и правовом воспитании их сотрудников // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 30–33.
- Клименко А. В. Моральная природа и обусловленные ею функции правовой идеологии // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 21–27.
- Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8–е изд. СПб.: Питер, 2012, с. 420.
- Муртазалиев М. М. Трансформации правовой культуры в процессе модернизации российского общества: дис … канд. социолог. наук. М., 2016, с. 207.
- Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: монография. М., 2016, с. 192.
- Усманова Е. Ф. Понятие и особенности коммуникативной функции правовой культуры // Наука и современность. 2014. № 27. С.292–296.
- Усманова Е. Ф. Правовая этика как элемент правовой культуры общества // Символ науки. 2016. № 1–3. С.170–172.